Повторительно-обобщающие уроки физики, ориентированные на развитие личности ученика

Разделы: Физика


Новые потребности общества наряду с широко применяемыми традиционными формами, содержанием и методами обучения требуют поиска таких форм занятий, которые будут целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию. Одной из таких форм учебных занятий может быть игровой обобщающе-повторительный урок.

Ведущей дидактической функцией обобщающее-повторительного урока на первой ступени обучения физике будет активное повторение ранее усвоенного материала. Контроль на таких занятиях осуществляется в системе и не только на уровне воспроизведения знаний, но и на уровне понимания применения. Вся деятельность учеников строится так, что они включаются в разнообразные ситуации, требующие от них мобилизации тех элементов знаний, которые учитель хотел бы проверить, узнать глубину усвоения. Содержание деятельности учащихся на таких уроках наполняется совокупностью методов обучения (эксперимент, решение задач, работа с книгой и т.д.) и научного познания (дедукция, индукция, анализ и т.д.), соединённых с игровой ситуацией, а следовательно развивающих мышление учащихся, их познавательные способности.

Немаловажное значение при разработке уроков такого типа имеют межпредметные связи, учёт которых позволяет определить уровень понимания учащимися глубины изученного материала, уровень сформированности практических умений и навыков.

При подготовке обобщающее-повторительного урока на межпредметной основе учитель должен:

  1. Выделить знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении данной темы, и те из них, которые он будет повторять, обобщать и проверять на данном уроке.
  2. Определить цели урока.
  3. Выделить опорный межпредметный материал.
  4. Определить методы обучения и игровые средства, которые могли бы охватить все элементы знаний и не создавали перегрузки учащимся.
  5. Учитывая научные данные о психолого-физиологическом состоянии школьников на различных этапах урока, определить последовательность использования методических средств урока.

Предлагаю игровой обобщающее-повторительный урок на межпредметной основе в 7 классе, который проводится в форме путешествия по Кировской области. Урок проводится в конце четвёртой четверти, после изучения учащимися всех тем курса физики 7 класса, рассчитан на два часа. Класс оформить лесными пейзажами, гербариями растений, встречающихся в области, чучелами птиц. Также необходимо подготовить несколько "полянок" для привала.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить основные понятия и количественные закономерности;
  • Проверить умения учащихся описывать физические явления, решать качественные и количественные задачи;
  • Обобщить знания на уровне межпредметных связей.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательные потребности, культуру общения;
  • Подведение итогов о практическом использовании изученных закономерностей;
  • Контроль знаний.

Развивающие:

  • Развивать умственную деятельность и расширять кругозор;
  • Развитие умения видеть проявления физики в окружающей жизни.

Используемые межпредметные связи:

  • География (гидросфера, атмосфера)
  • Краеведение (природа и ресурсы Вятского края)
  • Алгебра (пропорциональные и обратно пропорциональные функции)
  • Технология (применение простых механизмов, кулинария)

Задания для учащихся к уроку.

  • Разбиться на команды.
  • Сосчитать общую массу всех членов команды.
  • Для разговора "у костра" подобрать лесные истории, сказки.
  • Подготовить рюкзаки и продукты к чаю.

Оборудование:

  • карта Кировской области с обозначенным маршрутом,
  • мультимедийноя презентация с текстами задач и панорамами Вятской природы,
  • жетоны в форме листа дерева,
  • рисунки,
  • спички,
  • весы,
  • разновес,
  • иголки,
  • нитки,
  • лоскутки ткани,
  • картофель,
  • ножи,
  • гвозди,
  • толстые доски,
  • молотки, списки команд,
  • каждому учащемуся подписанные (свой номер и номер команды) листы бумаги для решения задач,
  • звуки природы.

Важным вопросом при проведении итогового урока является оценка знаний и умений учащихся. Оценка должна выставляться с учётом совокупности факторов: знания формул, законов, фактов, элементов теории и их применения в новых условиях; умения решать физические задачи, проводить наблюдения и опыты. Поэтому оценки за урок после тщательного анализа ответов выставляются учителем на следующем уроке.

Данная разработка может быть использована и при проведении внеклассного мероприятия по физике.

"Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать". (М.М.Пришвин

Тур 1.

Проверить себя на самостоятельность лучше всего в походе. Кто сварит обед? Кто соберёт хворост? Укроет от дождя и ветра? Кто, наконец, поставит заплату на штаны? Что ты умеешь и на что годишься - вот вопросы, на которые в походе придётся отвечать делом. Давайте начнём подготовку к летним странствиям.

3 команды.

Конкурс "Игла, молоток и поварёшка".

Испытание 1. Чья заплатка лучше?

Конкурс чрезвычайно творческий. Помимо умения владеть иглой требуется фантазия и тонкий художественный вкус.

Испытание 2. Раз картошка, два картошка:

Кто быстрее, чище и экономнее очистит две картофелины?

Испытание 3. Послушный гвоздь.

Возьмите гвоздь подлиннее, толстую доску и молоток. Кто забьёт гвоздь в доску по самую шляпку с одного удара? С двух? С трёх?

В поход нельзя выступать, пока не будут найдены ответы на следующие вопросы:

  1. Как разжечь костёр на ветру? (использовать колпачок из бумаги)
  2. Справедлива ли в походе пословица "Семеро одного не ждут"?
  3. Как выжить комаров из палатки? (дым)
  4. Почему, прежде чем развести костёр, нужно снять с почвы дёрн? (Чтобы костёр не повредил корни травы. После того как костёр погаснет, выжженная площадь опять покрывается снятым дёрном)
  5. Что нужно сделать, чтобы пересоленный суп стал съедобным? (опустить в марлевом мешочке в суп рис, он впитает соль)
  6. Почему нельзя ходить по лесу с включённым магнитофоном? (громкая музыка беспокоит животных, снимает с гнёзд птиц).

Тур 2.

Итак, все к походу готовы, отправляемся в путь.

Исследовать мы с вами будем растительный и животный мир Кировской области, полезные ископаемые в Советском районе, побываем на фанерном комбинате в городе Слободском. Ну и просто отдохнём, почитаем отрывки из произведений наших земляков о родном крае.

По карте Кировской области проследите маршрут экспедиции:

Г.Киров, г.Советск, г.Котельнич, г.Слободской, г.Киров.

1. Сбор на Театральной площади, у фонтана.

В ожидании товарищей решаем задачу.

Задача 1. Фонтан на Театральной площади имеет высоту 6 метров. Какое давление создают насосы?

Тем временем на площади поднимаются всё выше и выше надуваемые воздушные шары для нашей экспедиции. Вы знаете, что шары наполняют лёгким газом. Для этой цели используют гелий. Он легче воздуха и не горит.

Задача 2. Нужно определить объём аэростата, если вес оболочки корзины, балласта 16000Н. аэростат наполнен гелием. Общая масса аэронавтов известна.

Шары к полёту готовы. Ветер дует в нужную сторону. Договариваемся встретиться недалеко от г.Советска у реки Немды. Загружаем продукты, балласт, вещи. И вот над площадью всё выше и выше поднимаются воздушные шары с аэронавтами. Перед нами раскрывается панорама г. Кирова. Выделяется трамплин с его зелёной зоной, высотные здания, вышка Кировского телецентра.

Задача 3. Вышка Кировского телецентра весит 240 тонн и опирается на 4 бетонных опоры, имеющие форму квадрата со стороной 5метров. Определите давление производимое вышкой на грунт.

Шары подхватывает ветер и несёт на юг. Мы летим со скоростью ветра.

Задача 4. Скорость ветра в этот день 8м/с. Расстояние до г.Советска 130 километров. Хватит ли нам 5 часов на перелёт? Какой энергией обладает летящий шар?

Под нами проносятся огромные леса, луга, небольшие водоёмы, видна полоса Вятского увала(увал - возвышенность удлинённой формы), который тянется почти через всю область с севера на юг. Именно на нём располагается г. Советск. Увал состоит из мелких холмов, невысоких плато, расчленённых долинами рек и логов.

Задача 5. Определите среднюю высоту увала, если у его подножия нормальное атмосферное давление, а на высоком месте 103242,5Па. Принять, что на каждые 10м давление изменяется на 111Па.

Вот что пишет об этих увалах Марихин Н.

"Без устали могу взбираться на них. В любое время года. Чтобы раньше других видеть восход солнца, отражение его на перекатах извилистой Вятки. Чтоб любоваться перелесками среди которых раскиданы деревушки - большие и маленькие, с черёмухами и тополями, с речушками и прудами. Чтобы подолгу слушать бормотание косача, вдыхать запах цветущего клевера, любоваться волнами желтеющей густой ржи, провожать в дальний путь караваны журавлей и стаи уток, смотреть на слепящую белизну полей:"

Все благополучно приземлились на поле недалеко от г.Советска. в нескольких километрах от места посадки течёт река Немда. Туда мы с вами и отправляемся. Около речки мы нашли отличную полянку и решили на ней остановиться на привал и ночлег. Побродили по моховому ковру в еловом лесу. Воздух в нём почти неподвижный и насыщен влагой. Вместе с кислицей обыкновенной растёт майник двулистный с густой кистью мелких душистых цветков, за что его иногда называют "ландышем" (ягоды ядовиты). Кое-где встречаются небольшие куртины седмичника европейского, единственный цветок, который имеет 7 лепестков, а стебель - 7 продолговатых листочков. Изредка можно встретить одноцветку крупноцветную - крохотное растение с крупным белым ароматным цветком. Всегда в таком лесу присутствует грушанка круглолистная, щитовник игольчатый, маленький изящный папоротник - голокунчик Линнея, можно найти можжевельник. Вот что писал о можжевельнике П.Маракулин в рассказе "Шкатулка из можжевельника".

"Кустарник, который имеет свойство тем лучше выглядеть, чем хуже погода, - это можжевельник. Родом он из ценного семейства кипарисовых, обладает целым набором удивительных качеств. Одно из них заключается в его антисептической волшебности, которую давно подметил народ, пропаривая с вересом (местное название можжевельника) корчаги, ушаты, кадушки и бочки под огурцы, солёные грибы и капусту. Можжевеловый аромат - враг любой плесени:"

Итак, мы с вами развели костёр. Над ним повесили котелок с водой.

Вода закипела. Что при этом изменилось:

  • Объём и состав молекул воды
  • Масса воды
  • Плотность воды
  • Давление воды
  • Сила тяжести, действующая на воду?

Девочки посолили воду, опустили тушенку, картофель, лук, специи.

  • Почему же весь картофель и остальные продукты оказались просолёнными?
  • Почему острым ножом хлеб резать легче, чем тупым?
  • Почему чай заваривают в горячей воде?
  • Почему вода меняет цвет при заваривании?
  • Какие листья можно добавить для аромата?
  • Все с удовольствием покушали, тем более, что подогретая пища усваивается легче. Почему?
  • Почему трудно мыть жирную посуду?

Около берега реки Немды водится огромное количество насекомых, животных. Каждая капля воды здесь наполнена жизнью. Различные инфузории, амёбы, на большой сучковатой коряге только что вытащенной из воды хорошо заметен какой-то нарост - это бесформенная живая масса - колония низшего многоклеточного животного - губки. У берега заросшем растительностью, можно увидеть большое количество пиявок. Выбрав удобное место, пиявка оседает и прикрепляется к предмету своей сильной задней присоской. Передний конец слегка колышется в воде. При движении тела вокруг пиявки быстрее идёт смена воды, из которой она получает кислород для дыхания. Голодная пиявка активно разыскивает добычу. Даже ловкий головастик легко становится жертвой прожорливого хищника.

Объясните принцип действия присоски пиявки.

Над водой вьются насекомые, садятся на прибрежную растительность, на ветви склонённой ивы или прямо на воду. И среди всей этой живой массы бросаются стрекозы. Их прозрачные перепончатые крылья блестят в лучах солнца. Стрекоза то стремительно бросается вперёд, то взмывает вверх, делая резкие повороты, то повисает в воздухе, мелко трепеща крыльями - это она ловит добычу налету широко раскрытым ртом. В середине июня самая обычная стрекоза - бабка зелёная своим ярким металлически - зелёным цветом она выделяется среди стрекоз (чёрная с бурыми и жёлтыми пятнами - стрекоза дедка).

Стрекоза села на листок, покажите стрелками силы, которые на неё действуют.

Незаметно наступил вечер, похолодало, а у костра тепло и уютно.

Конкурс "Длинные ресницы".

Кто больше удержит спичек на ресницах. Определите их вес.

Конкурс "Карандаш в равновесии".

Кто сможет сделать больше приседаний с карандашом на носу (карандаш в равновесии).

Утром, после лёгкого завтрака, пошли на поиски карстовой пещеры, которая располагается в 7 км от г. Советска по реке Немде. Передняя часть пещеры представляет собой грот радиусом около 4 км. Отсюда идёт вглубь узкий ход, который переходит в небольшое расширение. Пещера образовалась путём размывания подземными водами известняков. Осмотрев пещеру, идём до реки Вятки пешком. Недалеко на левом берегу находятся огромные залежи бутового камня. Велась разработка.

Задача 6. Определить запас бутового камня в тоннах, если объём камня 50 млн. кубометров. Плотность бутового камня 1600кг/м3.

Задача 7. Советские камнеразработки ежегодно дают 180000 кубометров бутового камня и 230000 тонн известковой муки. Сколько барж требуется для перевозки этого камня, если на одну баржу грузят 640тонн? Плотность бутового камня 1600кг/м3.

Дальше будем двигаться на плотах по реке Вятке. Нужно выяснить, какой или какие плоты мы должны выбрать.

Задача 8. Плот состоит из 10 брёвен объёмом 0,6 м3 каждое, плотность дерева 700кг/м3 . какой максимальной подъёмной силой обладает такой плот? Можно ли на нём переправиться всем трём командам?

Задача 9. Какого объёма нужно изготовить плот из ели (плотность 600 кг/м3), чтобы на нём могла переправляться команда, состоящая из : человек и массой : со снаряжением массой 150 кг и всем было удобно?

Итак, мы плывём по реке Вятке. Река достаточно длинная (1314км), в некоторых местах ширина до 450м, в других - всего 40м.

Хорошо плыть по Вятке на плоту. Смотрятся в спокойные воды реки то тёмные елово-пихтовые леса, то красноствольные сосновые боры, то светлые рощи лиственных деревьев. В песчаных крутых берегах видны гнёзда береговых ласточек. С середины мая, возвратясь из далёкой Африки, до конца августа ловят над водой комаров, мух, мошек эти неутомимые летуны, обитающие большими колониями в обрывистых берегах.

Буксирные пароходы и баржи перевозят по реке различные грузы.

Средняя скорость течения воды в Вятке летом 0,5 м/с, а весной, в половодье, она увеличивается до 1,5 м/с. Что при этом происходит с кинетической энергией воды?

Задача 10. Глубина реки изменяется от 3-5 м до 0,3м. а во время половодья поднимается на 4-6м. как и насколько изменяется при этом давление воды на дно?

Конкурс "рыбных" пословиц, поговорок.

Нашли место, где берег не очень крутой и остановились недалеко от г.Котельнича на привал. Оказались в прекрасном сосновом бору, в котором можно гулять как в парке по мягкому моховому ковру.

  • На одном из деревьев увидели подвешенное бревно, а потом заметили небольшое дупло. Кто знает, зачем подвесили бревно? (Медведь - большой любитель мёда, а в дупле поселились дикие пчёлы.)
  • Кто свалил медведя? (Сам. Отброшенное бревно поднимается на некоторую высоту, обладает потенциальной энергией, при движении к положению равновесия она превращается в кинетическую, встречаясь с медведем, скорость бревна становится равной нулю, кинетическая энергия затрачивается на деформацию тела медведя).

На полянке выбрали место, сняли дёрн, развели костёр.

  • Объясните способ насаживания топора на черенок.
  • У костра можно видеть, как от горящих поленьев с треском разлетаются искры. Почему?
  • Можно ли измерить температуру воды медицинским термометром?
  • Почему в горячей воде соль растворяется быстрее?
  • Расскажите, как варить уху.
  • Картофель опускаем в воду. Изменяется ли при этом масса картофеля?
  • Почему хлеб черствеет?
  • Как предохранить хлеб от очерствения?
  • Чем объясняется распространение в воздухе запаха ухи?
  • Благодаря чему возможна игра на гитаре?
  • Почему на мягкие вещи приятнее класть голову, чем на наклонную деревянную дощечку?
  • Утром, легко позавтракав, пешком дошли до г.Котельнича.
  • Двигаясь по сыпучему песку, мы затрачиваем больше энергии, чем при движении по твёрдой дороге. Объясните, почему?
  • Затем на автобусе поехали в г.Слободской.
  • Если автобус движется по горизонтальному участку пути, чему равна сила трения покоя?
  • Изобразите графически силы, действующие на автобус.
  • Рядом с автобусом с такой же скоростью движется легковой автомобиль. Движется ли автомобиль относительно пассажира автобуса, относительно тротуара, относительно автомобиля, движущегося с большей скоростью.

В г.Слободском идём на экскурсию на фанерный комбинат.

Задача 11. Фанера на комбинате прессуется под давлением 30 Н/см?. Определите силу давления, которую развивают прессы при прессовании листа фанеры размером 1,3 х 1,3 м?.

Задача 12. Сколько весит лист берёзовой фанеры, изготовленной на Слободском фанерном комбинате, если его размеры 1,3 х1,3 м? и толщина 10мм?

Из Слободского в Киров мы добрались на нашем автобусе очень быстро.

Все остались довольны экспедицией.

Тур 3.

Написать сочинение по путешествию с физикой или нарисовать любой понравившийся эпизод нашего путешествия или создать компьютерную мультимедиа презентацию.

1.02.2009