00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Устный литературный журнал "Добрый писатель", посвященный творчеству М.М. Пришвина

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели и задачи

  1. Расширить представление детей о творчестве М.М. Пришвина.
  2. Развитие речи, расширение читательского кругозора, воспитание любви к книге.
  3. Эстетическое воспитание, воспитание любви к природе, Родине.

1 страница

За волшебным колобком

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайлович Пришвина. Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, «по велению своего сердца».

В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник. Для таких мастеров, как Пришвин, мало одной жизни, - для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество. Пришвин умел воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями.

Чем это объяснить? Очевидно, тем, что природа восточной части Орловщины, природа вокруг Ельца, старинного русского города, откуда был родом Пришвин, очень русская, очень простая и по существу небогатая. И вот в этой её простоте и даже некоторой суровости и лежит разгадка писательской зоркости Пришвина. На простоте яснее выступают все прекрасные качества земли, острее делается человеческий взгляд.

На экране – изображения русской природы, рисунки, фотоработы учащихся.

Биография Пришвина резко делится надвое. Начало жизни шло по проторенной дороге – купеческая семья, крепкий быт. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь своё детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.

Учитель показывает это место на карте Орловской области, вывешивает фотографию дома, где родился писатель, фотографию 8-летнего Миши Пришвина.

Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родном краю открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.

Ученик читает рассказы: «Последние цветы», «Первый мороз».

Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. «Самое главное, чему я у него научился… пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди между собой отличаются».

Затем Пришвин оканчивает гимназию, служит агрономом в Крыму и пишет первую агрономическую книгу «Картофель в полевой и огородной культуре». В это же время, это был 1925 год, Михаил Михайлович пишет сборник рассказов для детей «Матрёшка в картошке».

Казалось бы, что все идёт в житейском смысле гладко и закономерно, по так называемой «служебной стезе». И вдруг – резкий перелом. Пришвин бросает службу и уходит пешком на север, в Карелию, с котомкой, охотничьим ружьём и записной книжкой и написал об этом своём путешествии книгу.

Был тогда наш север диким, людей было там мало, птицы и звери жили не пуганые человеком. Так и назвал он это произведение «В краю непуганых птиц». А когда много лет спустя Пришвин снова приехал на Север, знакомые озёра были соединены Беломорским каналом, и по нему уже не лебеди плавали, а ходили пароходы; много за долгую жизнь видел Пришвин на родине своей перемен. Так он стал писателем.

Жизнь поставлена на карту. Что будет с ним дальше, Пришвин не знает. Он повинуется только голосу сердца, непобедимому влечению быть среди народа и с народом, слушать удивительный его язык, записывать сказки, поверья, приметы. По существу жизнь Пришвина резко изменилась из-за его любви к русскому языку. Он вышел на поиски сокровищ этого языка, как герои его «Корабельной рощи» шли на поиски далёкой, почти сказочной корабельной рощи.

Есть одна старинная сказка, она начинается так: «Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни две и сделала весёлый колобок. Он полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца во двор и за ворота – дальше, дальше…». Писатель к этой сказке приделал свой конец, будто за этим колобком сам он, Пришвин, пошёл по белу свету, по лесным тропам и берегам рек, и моря, и океана – всё шёл и шёл за колобком. Так и новую книжку свою он назвал – «Колобок». Впоследствии тот же волшебный колобок привёл писателя на юг, в азиатские степи и на Дальний Восток. О степях есть у Пришвина повесть «Чёрный Араб», о Дальнем Востоке – повесть «Жень-Шень». Эта повесть переведена на все основные языки народов земного шара.

Из края в край обежал колобок нашу богатую родину и, когда все осмотрел, стал кружиться возле Москвы, по берегам маленьких речек – Вертушинка, Невестинка и Сестра, и каких-то безымянных озерков, названных Пришвиным «глазами земли». Тут-то, в этих близких нам местах, колобок открыл своему другу, пожалуй, ещё больше чудес. О среднерусской природе широко известны его книги: «Календарь природы», «Лесная капель», «Глаза земли».

Чтение рассказов: «Березы», «Деревья на службе», «Цветут берёзки», «Парашют».

Пришвин не только детский писатель – книги свои он писал для всех, но с одинаковым интересом читают их и дети. Писал он только о том, что сам видел и сам пережил в природе. Так, например, чтобы описать, как происходит весенний разлив рек, Михаил Михайлович строит себе из обыкновенного грузовика фанерный домик на колёсах, берёт с собой резиновую складную лодку, ружьё и всё, что нужно для одинокой жизни в лесу, отправляется на места разлива реки нашей – Волги и там наблюдает, как спасаются от заливающей сушу воды самые крупные звери – лоси и самые маленькие – водяные крысы и землеройки.

Писатель М.М. Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и обращался в этом деле за помощью только в крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково: «Маша». Машина ему нужна была исключительно для его писательской работы. Ведь с ростом городов нетронутая природа все отдалялась, а вышагивать помногу километров для свидания с ней, как в молодости, он – старый охотник и ходок – уже был не в силах. Вот почему Михаил Михайлович называл свой ключик от машины «ключом счастья и свободы».

На экране - дача Пришвина под Москвой в Дунино, его кабинет, портрет писателя.

Есть в нашей литературе великолепные ученые-поэты, учёные-писатели, такие, как Тимирязев, Арсеньев, Аксаков, Ключевский… Но Пришвин занимает среди них особое место. Его обширные познания в области этнографии, ботаники, зоологии, агрономии, истории, фольклора, географии, краеведения и других наук органически вошли в его книги.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. Все его книги полны родственным вниманием к человеку и к той земле, где живёт и трудится этот человек. Поэтому и культуру Пришвин определяет как родственную связь между людьми (Приложение 1).

2 страница

Родственное внимание

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя.

Обращаясь к юному читателю, художник утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед читателем. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, кровавая ягода костяника, голубая черника, красная брусника, кукушкины слёзки, валерьяна, петров крест, заячья капуста. Для него нет животных и птиц вообще, а есть, трясогузка, журавль, ворона, цапля, овсянка, землеройка, гусь, пчела, шмель, лисица, гадюка. Автор не огранивается одним упоминанием, а наделяет своих «героев» голосами и привычками, которые надолго ложатся в память: «Скопа прилетела, рыбный хищник, - нос крючком, глаза зоркие, светло-жёлтые, - высматривала себе добычу сверху, останавливалась в воздухе для этого и пряла крыльями». Звери и птицы у Пришвина «кукуют», «гудят», «свистят», «шипят», «орут», «пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики, как дети, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам , точно богатырь, выбивается из-под листвы гриб , шепчет лес .

Чтение рассказов: «Золотой луг», «Силач», «Шёпот в лесу».

Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях , в сравнениях , даже просто в названиях рассказов.

Чтение рассказов: «Именины осинки», «Старый дед».

Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше видит он в природе, потому что приносит в неё свои переживания, ощущения. Это умение судить природу «по себе»

Пришвин называл «родственным вниманием». Так возникает пришвинское очеловечивание природы, описание тех её сторон и явлений, которые в чём-то сходны с человеческими. «Пишу о природе, сам же только о людях и думаю», - утверждал М.М.Пришвин.

Вот почему, говоря о животном мире, писатель особо выделяет материнство. Не раз расскажет Пришвин, как рискует собой мать, защищая детенышей от собаки, от орла и от других неприятелей . С улыбкой поведает художник о том, как звери-родители заботятся о своем потомстве, учат его.

Чтение рассказов: «Ребята и утята», «Первая стойка».

Художника радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность, способность «разговаривать», «мыслить».

Но в любом из этих случаев – и это очень важно – писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от человека. Отмечая, что в его рассказах «природа и человек соединяются в единстве», М.М.Пришвин писал в дневнике 1 апреля 1942 года: «Но это единство не есть уступка природе, а сознание своего родства и высшего руководящего значения в мировом творчестве».

Первенствующая роль человека в природе составляет сюжеты произведений писателя. Главное в них состоит в том, что человек, не обладая многими из тех качеств, которыми наделены животные, в процессе их приручения научился присваивать эти качества. Внося культуру в мир природы, он становится творцом, Человеком. А это в свою очередь, требует от него человеческой морали, высшей целесообразности, которая заключается, в хозяйском отношении к живому. В честном бою можно убить медведя, но нельзя сделать это, если зверь пришёл к охотнику за защитой, безжалостно убьёт охотник разбойницу-куницу зимой, но не станет вершить бессмысленную охоту летом, когда шкурка этой куницы плоха. Тем более несвойственно героям Пришвина уничтожать беззащитных и безвредных (или полезных) животных, бить птенцов.

Чтение рассказов: «Белый ожерелок», «Журка».

«Наш идеал – это дедушка Мазай, - писал Пришвин, обращаясь к молодым друзьям. – Наша молодёжь должна идти в охоте по этому трудному пути образования себя самого от простого охотника до охотника – охранителя природы и защитника своей Родины». Так тема природы в творчестве писателя переходит в тему Родины, мотив добра и любви – в мотив патриотизма. «Родина, как я её понимаю, - записал М.М.Пришвин в своём дневнике, - не есть что-то этнографическое или ландшафтное, к чему я теперь прислоняюсь. Для меня Родина – все, что я сейчас люблю и за что борюсь» (Приложение 2).

Чтение рассказов сопровождается музыкой П.И. Чайковского «Времена года».

3 страница

Вася Весёлкин и другие

Пришвин никогда не делил своё творчество на «взрослое» и «детское». «Я всегда, всю свою жизнь работаю над одной и той же темой, в которой и детская, и общая литература сливаются в единое целое», - утверждает писатель. Именно поэтому рассказы для детей включались им в книги для взрослых или являлись фрагментами этих книг, соответственно отредактированными.

«Единственной темой, над которой я работаю, - говорил Пришвин, - является дитя, которое я храню в себе». Среди дневниковых записей есть и такие: «Детская вера в людей – это светлый героический путь»; «Новый человек – это ребёнок, а если о нём надо рассказать, то расскажите о взрослом, сумевшем сохранить в себе ребёнка».

Как видно из приведённых записей, главное, что ценил Пришвин в ребёнке, что считал нужным культивировать, были оптимизм, чувство неутраченного удивления миром, отзывчивость на боль и радость.

Восхищением перед красотой природы и человека, её друга и хозяина, проникнуты все произведения писателя. Первый пришвинский сборник рассказов для детей назывался «Матрёшка в картошке». Вышел он в 1925 году. Итоговой книгой стал «Золотой луг» (1948), объединивший почти все детские рассказы писателя.

Среди немногочисленных образов детей – героев произведений Пришвина – особо запоминается Вася Веселкин из одноименного рассказа. Повествователь учил свою собаку Жульку охоте, учил сначала по курам. Учил его стойке, потяжке, чтобы собака не трогала птиц. Деревня, где происходило действие, была расположена на берегу Москва-реки, поэтому жителям нельзя было держать водоплавающую птицу, чтобы не засорять воду. Но один житель всё-таки держал гусей.

Однажды птицы плавали по реке. Жулька кинулась в воду, стала гоняться за птицами. Кричали гуси, летел пух, как снег, над рекой. Жульку остановить было невозможно. Тут появился Витька с ружьём, сын хозяина. Вдруг чья-то рука толкнула Витьку, и дробь прошла мимо побоища. Так была спасена собака. Спасителя надо было отблагодарить. Но как найти его? Рассказчик пошёл в школу. Но там никто не сознавался в благородном поступке. Учитель посоветовал ему написать сочинение про этот случай, указав точное количество гусей. Их было восемь. На следующий день сочинение было прочитано, особенно всем понравилось место, где описано поведение гусей. Давайте посмотрим, чем же закончился этот рассказ (Приложение 3).

Сценка

Учитель. Скажи, дружок, а сколько же было всё-таки гусей?

Рассказчик. Восемь гусей, Иван Семёныч!

У. Нет, их было пятнадцать.

Р. Восемь, утверждаю: их было восемь.

У. И я утверждаю, их было именно пятнадцать, я могу доказать; хотите, пойдём сейчас к хозяину и сосчитаем: их было у него пятнадцать.

Автор. Во время этого спора чьё-то нежное, стыдливое сердце сжималось от боли за правду, и это сердце было на стороне автора рассказа о гусях и собаке.

У. Утверждаю, гусей было пятнадцать!

Весёлкин. Неправда, гусей было восемь!

А. Так друг поднялся за правду, весь красный, вихрастый, взволнованный.

Это и был Вася Весёлкин, стыдливый, застенчивый в своих добрых делах и бесстрашный в отстаивании правды. Этот мальчик не только спас собаку, но и проявил скромность, скрывшись от благодарности. Вася Весёлкин перейдёт и в роман Пришвина «Корабельная чаща». Здесь он станет солдатом, защищающим свободу и красоту Родины.

Есть у Пришвина прекрасная сказка-быль «Кладовая солнца». Главные герои дети, Настя и Митраша. Они прошли нелёгкий путь к человечности. Это будет темой другого журнала.

ВМЕСТО ЭПИЛОГА

Моим молодым друзьям

На экране портрет М.М.Пришвина. Звучит голос писателя на фоне музыки.

«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Список литературы

  1. Нетопин, С.М. Незабудки Пришвина [Текст] /С. Нетопин// Журнал «Отечество» № 11. М.: Т и О, 2007. – 18 – 21 с.
  2. Пришвин, М.М. Кладовая солнца [Текст]: М.М. Пришвин. – М.: Детская литература, 2005. – 171с.
  3. Пришвин, М.М. Рассказы [Текст]: М.М. Пришвин. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. –192 с.
  4. Пришвин, М.М. Избранное [Текст]: М.М. Пришвин. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1979. – 128 с.
  5. Зурабова, К. Н. Лес берегами, как руками, развёл – и вышла река…[Текст] /К.Н. Зурабова// Учительская газета № 7, 2008. – с.

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Презентация о М.М. Пришвине