Развитие межпредметных компетенций посредством устных упражнений с использованием ИКТ на уроках математики

Разделы: Математика


Обращаясь к любой аудитории «Зачем нужен устный счёт?», как правило, получаешь, независимо от возраста, один и тот же ответ: «Считать деньги».

В таблице приведены данные опроса.

Считать деньги Для строительства и прикидки результатов Подсчёт очков Практическое применение (поход, путешествие)
90% 5% 3% 2%

Моя работа направлена на то, чтобы показать ребятам, что устные упражнения и устный счёт будут встречаться в их жизни достаточно часто и показать практическую направленность этих упражнений

В начальной школе устные упражнения сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.

Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. Здесь ещё присутствует интерес ребят к устному счёту (элемент соревнования, скорость, оценка успешности), но чем старше становятся учащиеся, тем тяжелее заинтересовать ребят этими упражнениями.

Они воспринимают их как скучную и рутинную работу. Я просмотрела много литературы, различных сайтов, но нигде нет подобного опыта работы .

К.Д. Ушинский писал: ”что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия”.

В связи с этим я поставила перед собой следующие цели и задачи:

  • Повышение качества устного счёта и скорости вычислений
  • Пропедевтика различных тем и облегчение их последующего изучения для учащихся среднего звена
  • Повторение и подготовка к ЕГЭ учащихся 10 – 11класса
  • Понимание и значимость устного счёта для дальнейшей практической жизни и применение их в нестандартной жизненной ситуации
  • Развитие посредством математики любознательности ребят, повышение интереса к учёбе по разным предметам школьного курса

Именно с целью – сделать устный счёт интересным и информационно привлекательным для ребят, несколько лет назад я начала вводить на своих уроках интеграцию с различными областями знаний.

Сначала это были география (высоты и глубины, максимумы и минимумы, амплитуда температуры) и история - лента летосчисления. Тогда это были: тряпка и мел и чудо - кодоскоп. Затем, устные упражнения были подкреплены видеорядом с изображением природных уникумов.

Увидев отклик учащихся, повышение их интереса, совместно с учителем географии Ворониной Светланой Вячеславовной я подготовила интегрированный урок в 6 классе «Геоматика или путешествие по маршруту Финляндия -Швеция», который был опубликован в «Открытом уроке» газеты «1 сентября». В конце урока дети сами подвели итоги: математика неотделима от других предметов и участвует во многих сферах нашей жизни.

После этого урока многие дети спрашивали: «А когда ещё будет геоматика?», «А биоматика бывает?». Эти вопросы 6-классников дали толчок следующему этапу творчества в данном направлении. Теперь устные упражнения стали подаваться в новой форме. С использованием ИКТ и обязательно были насыщен предметным содержанием. Например, вопросы по москвоведению.

(2 · 8 + 59 – 3 = ? О каком сооружении сказано: «Долгое время ни одно здание в Москве не могло сравниться с ним по высоте – все-таки 82 метра»?

91 = об Останкинской башне
72 = о колокольне Ивана Великого
80 = о Спасской башне)

Конечно, эта работа требовала много времени, велась с учётом программного содержания по другим предметам, и естественно не охватывала все темы. Но зато такой устный счёт ребята ждали, и данный вид упражнений приносил им удовольствие. Появилась заинтересованность, особенно у сильно мотивированных учащихся .

Дальше – больше. Семиклассники получили необязательное задание (по желанию) – составить 10 примеров устных упражнений, связав с другими предметами школьной программы. Поскольку 7 класс ещё недостаточно владеет компьютерными программами, то первые работы были выполнены в виде рисунков и аппликаций. Но, подрастая, ребята перешли от рисунков к мини презентациям на компьютере.

Учащимися были сделаны и представлены презентации:

  • История и арифметический квадратный корень.
  • Смешанное содержание. Различные темы алгебры и многообразие предметов.
  • Устный счёт и мифы Древней Греции. Свойства арифметического квадратного корня.
  • Кровообращение и сердце. Квадратные уравнения.
  • Арктика и тайга. Неполные квадратные уравнения.
  • Системы органов человека. Смешанное содержание.

Должна отметить, что желающих становится всё больше и больше,. Ведь каждому приятно, что именно его работа служит наглядным пособием на уроке.

В результате в кабинете накопилась интересная видеотека, составленная из моих и детских презентаций, которую я использую в разных классах (в 7-ом –пропедевтика тем, в 8-ом – при изучении темы, в 9-ом – при повторении, в 10-11 – при подготовке к ЕГЭ).Это не просто набор отдельных слайдов, это - система устных упражнений, в которой учтено время прохождения различных тем по математике и другим предметам.

Данный опыт обобщён мной и представлен на фестивале «Открытый урок», на окружных педагогических чтениях и должна заметить, что ряд учителей включился в подобную деятельность, ведь поле работы в этом направлении весьма велико.

Итак, чего же я добилась?

  • Повышение качества устного счёта
  • Повышение скорости вычислений
  • Повторение математических тем и тем других предметов
  • Повышение интереса к математике и другому предмету
  • Развитие навыков работы в Интернете и со справочной литературой
  • Пропедевтика тем 8 класса в 7 классе
  • Заинтересованность младших в программе старших
  • Повторение и подготовка к ЕГЭ 10 - 11класса
  • Старшие – младшим
  • Вывод, что математика нужна в любой науке
  • Применение навыков устного счёта на практике
  • Понимание значимости устных упражнений для дальнейшей практической жизни

После повторного опроса «Для чего нужен устный счёт в жизни?» только 45% взрослых отвечали: считать деньги. Ребята же стали приводить свои примеры использования устных упражнений. Вот так первоначальное убеждение, что устный счёт нужен, чтобы только считать деньги, переросло в многочисленные примеры, где же применяются устные упражнения:

  • оценка и прикидка результатов
  • грузоподъёмность лифта
  • хворост для костра
  • расчёт количества петель для вязания изделия
  • расчёт обоев для оклейки комнаты

Чтобы показать детям практическую значимость устных упражнений несколько раз в течении года мы выходим на природу, где ребята могут применять свои знания на практике.

  • измерение глубины снежного покрова –построение графиков – анализ результатов
  • степень вытоптанности территории в %
  • различные измерительные приборы, но подсчёты устные!( результаты измерений заносились в путевой лист и далее анализировался конечный результат.)

Несмотря на эти результаты, я уверена, что сделать ещё предстоит больше, чем сделано. И, конечно же, эту работу я буду продолжать

В презентации приведены фрагменты детских и моих презентаций, которые помогают на уроках в развитии межпредметных компетенций.

Презентация.

12.02.2009