Библиотечный час по теме "Чтобы не было беды"

Разделы: ОБЖ


Цель:

  • воспитать у детей чувство ответственности за своё поведение в природе,
  • выработать потребность в общении с природой.

Оборудование:

  • выставка рисунков детей на тему: "Наша прогулка в природу",
  • иллюстрация по правилам поведения в природе,
  • грамзапись "Голоса птиц в природе",
  • видеозапись
  • презентация в Microsoft PowerPoint.

Предварительная работа:

  • экскурсия в природу,
  • рисунки "Наша прогулка в природу",
  • разучивание с детьми стихотворений к празднику,
  • посещение пожарной части г. Саяногорска.

Участники: педагог, библиотекарь, дети.

Ход занятия

Учитель: Ребята! Мы с вами уже много знаем о том, что природу надо беречь. А умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли помнят эти правила?

Ученик:

Чтобы река и ручьи не мутнели,
Рыбы резвились и птицы пели,
Зелень от солнца в жару бы спасала,
Каждому правила знать не мешало.

Учитель: Давайте подумаем, что нас радует в природе. (Ответы детей.) Да, красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. (Грамзапись "Голоса птиц".) Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с природой. Обратите внимание на выставку ваших рисунков.

Чем же вы больше всего занимаетесь, бывая на прогулках? (Ответы детей.) Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке, собираете грибы, отдыхаете у костра.

Отгадайте ребусы.

(Костёр)

(Огонь)

<Слайд 1>

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на библиотечном часе? (Ответы детей.) О пожарах лесных и степных.

<Слайд 2-4>

Учитель: Когда огонь друг, а когда враг? (ответы детей) Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам это не относится, - вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт. Отчего же происходят пожары? (Ответы детей.)

Например, ребята собирали тополиный пух во дворе и подожгли его. Правильно ли дети поступили или нет и почему?

Расскажите о пожарах, которые вы видели или которые произошли по вашей вине. (Ответы детей.)

Пожар легче предупредить, чем погасить, и маленькая спичка может обернуться большой бедой.

<Слайд 5>

Учитель: О каком красном петухе говорится? (Ответы детей.)

Давайте выясним причины пожаров.

<Слайды 6-10>

(По ходу показа слайдов выясняется причина возникновения пожара.)

Учитель: Как можно затушить огонь? (ответы детей.)

Если пламя только занялось, можно попробовать сбить его сломанными ветками, небольшими деревцами или даже куртками. Вспыхнувшую траву можно затоптать ногами или забросать землёй.

Если у вас окажется лопата, можно окопать загоревшуюся траву до полуметра в ширину.

Если рядом находится ручей, можно принести воду из него и залить огонь.

<Слайды 11-15>

(По ходу показа слайдов выясняется, чем страшен пожар.)

Учитель: Почему птенчики погибнут? (Ответы детей.)

Игра "Игра-загадка"

Учитель читает четверостишия. Ученики после каждого четверостишия, если считают, что нужно поступить именно так, говорят хором: "Это я, это я, это все мои друзья!", а если неправильно, молчат.

Учитель:

Кто, задорный и весёлый,
Верность правилам храня,
Бережёт нашу природу
От огня?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Дети молчат

Учитель:

Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель:

С другом в лес вчера пошёл,
Спичек коробок нашёл.
Загорелся старый ствол,
Еле сам живой ушёл!

Дети молчат

Учитель:

Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья!

Учитель: Ну вот, теперь я вижу, что вы знаете, что с огнём шутить опасно.

Всегда ли при этом вы выполняете правила поведения?

<Слайд 16>

Учитель: В лесу нельзя разжигать костры. Почему? Это может вызвать лесной пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери, выгорит трава. Где же можно разводить костры? Вдали от деревьев, на опушках леса или у реки, используя для этого старые кострища.

Знаете ли вы, что место под костром не зарастает травой в течение 5-7 лет? Пожалуйста, не делайте новых костровищ!

Какие же дрова можно использовать для костров? Правильно, сушняк, валежник. Собирая их, вы очистите участок леса от отмерших деревьев и сухих веток.

<Слайд 17>

Учитель: Посмотрите на рисунок. Найдите туристов, которые правильно разводят костёр, и тех, кто этого делать не умеет. Почему вы так считаете? (Ответы детей.)

Что же останется на этом месте? А ведь под костром выгорит и верхний, плодородный слой почвы. Почва образовалась из минералов и горных пород, а также из разлагающихся органических веществ (остатков). 0,5 - 1 см почвы образуется за 100-300 лет. Берегите почву!

<Слайд 18-19>

Учитель: Чьё изображение вы видите в середине плаката? Что нарисовано слева? Что нарисовано справа?

<Слайд 20>

Учитель: Есть шалость, переходящая в хулиганство и даже преступление. Люди совершенно не думают, к каким последствиям могут привести такие "развлечения". А последствия могут быть самые трагичные. Бывают случаи, когда ребята поджигают сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например муравьи. Что произойдёт с насекомыми?

К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно, а эгоистично, расточительно. А теперь подумайте, почему так сказал поэт.

Ученик:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко

(Ответы детей.)

Учитель: Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.

Физминутка.

<Слайд 21-23>

(По ходу показа слайдов выясняется, кто тушит лесные пожары, почему трудно тушить лесные пожары.)

Учитель: Помните, только взрослые могут потушить лесной пожар и чаще всего с применением специальной техники.

Загадки:

  1. Чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я - огня сестричка, маленькая : (спичка).
  2. Дым увидел - не зевай, нас скорее вызывай. (Пожарные)
  3. Кто меня не бережётся, тот так скоро обожжётся. (Огонь)
  4. При пожаре не сидим, набираем : (01)

<Слайд-фильм "Пожар" 24>

Учитель: Если вы почувствовали запах гари в лесу, не дожидайтесь, пока огонь станет видно, начинайте двигаться. Огонь всегда идёт по направлению ветра, значит, вам нужно бежать в поперечном направлении, иначе огонь может вас догнать: ведь он движется с огромной скоростью! При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой ватно-марлевой повязкой, полотенцем, частью одежды. Хорошо если вам удастся перебраться через реку: тогда пожар вас не догонит. Следует помнить:

  • местность понижается по направлению к воде - ведь вода всегда течёт вниз;
  • большие просветы в лесу - признак озера, болота или вырубки.

Выйдя из леса, обязательно сообщите о пожаре взрослым или в специальную службу по тушению лесных пожаров.

<Слайд 25>

Учитель: Назовите причины пожаров. (Ответы детей.)

Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Какие причины природного характера здесь указаны? Кто является виновником других причин? Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще человек.

<Слайд 26>

Учитель: Давайте сформулируем правила поведения в природе и постараемся следовать им.

Учитель: Послушайте отрывки из стихотворения Д. Лапиня, П. Юрциньш "Не шали с огнём"

Ученик:

Огонёк всегда такой -
И хороший и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет.

Ученик:

Трое маленьких зайчат
С огоньком сидят, шалят.
Им, зайчатам, невдомёк,
Что опасен огонёк.

Ученик:

Взгляд лесничего суров:
- Здесь не место для костров!
Погасить велел костёр,
И закончил разговор.

Ученик:

Чтобы выросла пшеница,
Нужно много потрудиться.
И огня не разжигай
Там, где зреет урожай.

Ученик:

Побежал, как ручеёк,
В старой травке огонёк.
Разве скажет кто-нибудь,
Где он свой закончит путь?
(Д. Лапиня, П. Юрциньш)

<Слайд 27>