Предпрофильный курс "Физика в мире профессий"

Разделы: Физика


Программа предпрофильного курса продолжительностью 9 часов (1 учебная четверть), рассчитана для учащихся 9 класса.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества. Достичь целей обучения физики, а именно, развитие личности учащегося, формирование логического мышления, обучение школьников определенным видам деятельности, показать возможности применения физических знаний в различном мире профессий, нельзя без непосредственного включения учащихся в разнообразную деятельность.

Цель данной программы - вызвать интерес учащихся к предмету, способствовать развитию познавательного интереса к физике и технике, вызвать положительные мотивации к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Тематический план

Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекция беседа экскурсия семинар устный журнал
1 Вводное занятие 1 1       -
2 Физика и криминалистика 1       1 Доклад сообщение
3 Фотография 1   1     Доклад сообщение
4 Умные машины 1     1   Доклад сообщение
5 Биотехнология 1     1   Доклад сообщение
6 Лоцманы воздушных кораблей 1       1 Доклад сообщение
7 Энергетика и энергетики 1   1     Сообщение
8 Геофизика 1     1   Доклад сообщение
9 Итоговое занятие 1         Круглый стол

Формой контроля является оценка выступления.

Содержание программы:

Введение (1 час).

Вводная беседа о целях и задачах курса, знакомство с некоторыми вопросами, структурой и содержанием.

Занятие 2. (1 час) ."Физика и криминалистика"[2].

Занятие проводится в виде страниц устного журнала, где учащиеся решают задачи объединенных общей тематикой.

Занятие 3.(1 час) "Фотография".

Экскурсия в фотосалон.

Занятие 4 (1 час) " Умные машины"[5].

Выступление с докладами. Приглашение специалистов автоматики и робототехники, программистов, специалистов по обслуживанию компьютеров.

Занятие 5.(1 час) "Биотехнология"[5].

Сообщения учащихся.

Занятие 6.(1 час) " Лоцманы воздушных кораблей"[5].

Доклады и сообщения учащихся, приглашение специалистов.

Занятие 7.(1 час) "Энергетика и энергетики".

Доклады и сообщения, экскурсия на электростанцию.

Занятие 8.(1 час) "Геофизика"[5].

Доклады и сообщения учащихся.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

Занятие 1. Введение.

Проводится в форме беседы. Рассказ учителя о многих физических явлениях в природе, технических устройствах, о профессиях, где могут использоваться данные физические явления. Задаются интересные вопросы, такие, чтобы ученики могли заинтересоваться нахождением ответа на них, и заинтересоваться данной профессией.

Занятие 2.

Занятие проводится в виде устного журнала по страницам. Страница 1 "Выдающиеся физики мира и криминалистика ". Страница 2 "Физика и техника - в помощь криминалистике". Страница 3 " Помогите правосудию".

Занятие 3.

Проводится в виде экскурсии в фотомастерскую или фотосалон. Желательно заранее дать учащимся задание для отчета - из истории фотографии, черно-белое и цветное фото, устройство фотоаппарата и т.д. По итогам желательно создать стенд "История развития фотографии, её физические основы".

Занятие 4.

Приглашение специалистов различных специальностей по автоматике, компьютерам, автомехаников. Можно заранее подготовить вопросы с физическим уклоном , витрину с фотографиями различных "умных механизмов".

Занятие 5.

Проводится в форме сообщений учащихся, учителя. Демонстрацией видео сюжетов по данной тематике; если есть возможность пригласить специалистов, студентов данной специальности.

Занятие 6.

Проводится в виде семинара, на котором рассказывается о таких специальностях как летчики- испытатели, гражданские летчики, о вертолетчиках. История развития авиации. Физические основы полетов. Можно дать справку об учебных заведениях обучающих данным специальностям.

Занятие 7.

Экскурсия на электростанцию, предварительно учащиеся получают задания по работе электростанций, виды электростанций, экологические проблемы. Итог: создание стенда "Энергетика".

Занятие 8.

Проводится по сообщениям учащихся, значение, роль данной профессии

Занятие 9.

Итоговое занятие проводится в виде круглого стола. На котором обсуждаем вопросы о том, чем занимаются люди разных профессий, акцентируем внимание на том, что все основано на физике. Учащихся подводим к тому, что весьма важно хорошо изучать физику.

Используемая литература:

  1. А.Е.Марон, Е.А. Марон . "Мир природы глазами физика", С- Петербург.,1994 г.
  2. Ю.А. Королев. Материал для устного журнала "Физика и криминалистика"// Физика. - 1998. - № 5. стр.58.
  3. Ланина И.Я. Не уроком единым. - Просвещение. 1991.
  4. В.И. Елькин. Необычные учебные материалы .- М.- 2001.
  5. Журнал "Твоя профессия". 1998 - 2005 г.