Урок-дискуссия. М.Горький "Старуха Изергиль"

Разделы: Литература


Цель:

  1. Знакомство с особенностями уроков-дискуссий;
  2. Вырабатывать умение отстаивать свою точку зрения;
  3. Воспитывать активное отношение к жизни.

Тип урока: дискуссия

Ход урока

  1. Оргмомен
  2. Слово учителя

  1. Творчество молодого Горького проникнуто грозовым дыханием эпохи (революции). В горьковской романтике отразилась вера в будущую победу. Романтический и реалистический циклы очень близки. В ранних рассказах писатель даёт увлекательное решение проблемы. Каким должен быть человек.

В рассказе «Старуха Изергиль», написанном в 1894 году и отосланном в газету В.Г. Короленко «Русские ведомости», главной темой является тема назначения человека, его нравственные принципы.

  1. Словарная работа

Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе

  1. Чтение вслух первой и третьей части рассказа Горького «Старуха Изергиль»
  2. Беседа по содержанию:

- Какие поступки во имя самоутверждения совершает Лара? Что означает имя этого героя?

- Какие поступки во имя спасения людей совершает Данко?

- Сравните суд отчаявшихся людей над Данко с судом старейшин над Ларой.

- Назовите отличительные качества характера Данко и Лары.

- Где грань между гордостью и эгоизмом

  1. Словарная работа.

Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня – непомерная гордость, эгоизм.

  1. Дискуссия.

Класс делится на две группы, которые потом будут меняться местами, рассаживаются в два круга – внутренний и внешний, ведущий – в центре. Дискуссию ведет только внутренний круг, внешний не вмешивается в работу внутреннего круга. Ведущий (учитель) Мы должны решить важную проблему: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые?

Лист оценивания для внешнего круга:

№ группы  

Охват материала  

Оригинальность идей  

Дополнение  

Поведение  

Умение сотрудничать  

Общий балл  

             

Две последние колонки оценивает учитель: в пятой колонке ставятся только плюсы – это поощрительные баллы.

При индивидуальном оценивании детей используется такая схема:

Список детей  

Выдвижение детей  

Вовлечение товарищей в работу  

Оригинальность  

Задавание вопросов  

Умение Отвечать На вопросы  

Активное слушание  

Общий балл  

               
               
               
               

Внутренний круг разделим на две группы: одна подгруппа должна отстоять точку зрения: Красивые и гордые, как говорит старуха Изергиль, всегда сильные и смелые.
Вторая подгруппа должна доказать точку зрения: Красивые и гордые не могут( или не всегда могут) быть сильными и смелыми.

Внешний круг в это время оценивает работу внутреннего круга.

Правила для внешнего круга.

  1. Я критикую идеи, а не людей.
  2. Моя цель – прийти к наилучшему решению, а не победить.
  3. Я побуждаю участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию.
  4. Я выслушиваю соображения участников, даже если я с ними не сог8ласен.
  5. Я переспрашиваю то, что мне не совсем ясно.
  6. Я сначала выясняю все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем пытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
  7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на то ясное основание.

Далее внутренний круг становится наблюдателем, получая программу наблюдения, а внешний круг становится внутренним и две подгруппы получают задание.

Общая проблема: Совместимы ли гордость с уступчивостью, твердость с добротой, требовательность со снисходительностью?

Первая подгруппа: Гордость совместима с уступчивостью, твердость с добротой, а требовательность со снисходительностью

Вторая подгруппа: Гордость несовместима с уступчивостью, твердость - с добротой, а требовательность - со снисходительностью.

Дается пять – восемь минут на подготовку, а потом заслушивается мнения учащихся.

Решение последнего проблемного вопроса: Можно ли, любя, оставаться свободным и независимым?

Заслушиваются высказывания всех членов групп.

Вступает в работу внешний круг.

  1. Итог дискуссии.

- Дайте оценку гордости как человеческому качеству.

Послушайте стихотворение Л. Татьяничевой «Гордые»

Гордые

Гордым легче.
Гордые не плачут.
Ни от ран.
Ни от душевной боли.
На чужих дорогах не маячат,
О любви, как нищие, не молят.
Широко расправлены их плечи,
Не гнетёт их зависти короста…
Это правда –
Гордым в жизни легче;
Только гордым сделаться –
Не просто.

И в заключении необходимо сказать, что проблемы рассказа, поставленные Горьким глубоко волнуют и сейчас. А в 1902 году по этому рассказу была написана неизвестным автором музыкальная драма. Это говорит о важности поднятых проблем.

Д/з. Прочитать пьесу Горького «На дне». Назвать философов дна. Определить их жизненные позиции.

Приложение (Презентация)