Внимание: бытовые отходы (5-й класс)

Разделы: Экология


Цель урока: привлечь внимание учащихся к проблеме бытовых отходов.

Задачи:

Обучающие.

  • Раскрыть смысл понятия “бытовые отходы”;
  • Рассказать о видах бытовых отходов;
  • Познакомить со способами ликвидации бытовых отходов.

Развивающие.

  • Умение оценивать свой личный вклад в решение проблемы бытовых отходов;
  • Умение приводить примеры рациональных приемов ликвидации бытовых отходов;

Воспитывающие.

  • Бережное отношение к природе;
  • Экологическую культуру.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Ознакомление с новым материалом.

Деление класса на команды с помощью разноцветных фишек. Формирование 4 команд.

1. Индуктор – просмотр сюжета “Замусоренный склон”.

Везде, где появляется человек, остается мусор. Количество людей неуклонно растет и, конечно, количество мусора тоже.

Ежегодно в одном только СПб образуется 5 млн. м3 мусора, т.е. 13600 м3 в день. Представьте себе, что если весь мусор одного дня в одном городе, пусть и довольно большом, выложить полосой высотой и шириной в 1 метр, то получится свалка длиной более 13 км.

2. Задание 1. Что вы можете сделать для того, чтобы мусора было меньше?

3. Как вы думаете, можно ли получить пользу от мусора?

    1. Дать вещам вторую жизнь.
    2. Переработка мусора.

Для того чтобы отходы перерабатывать, сначала их надо рассортировать. Ведь каждый вид бытовых отходов имеет свои свойства.

4. Задание 2. На какие группы можно рассортировать мусор?

Работа с учебником. Откройте учебник на стр. 46. Рассмотрите диаграмму “Состав бытовых отходов”.

- Какого мусора мы выбрасываем больше всего?

- Доля каких отходов составляет всего 2 %?

- Каково процентное содержание бумажного мусора?

Во многих европейских странах уже давно в каждом доме не одно, а несколько мусорных ведер, в каждом из которых определенный мусор. Мусоровозы, которые собирают мусорные контейнеры, работают по определенному графику. Например, по четвергам они забирают стекло, по вторникам – бумагу.

Легко ли сортировать мусор? Давайте попробуем. Ведь и в нашем городе уже стартовала программа по сортировке мусора и во многих районах СПб уже можно увидеть разноцветные контейнеры, для разного вида мусора.

5. Задание 3. Рассортируйте мусор и выберите тот, который подходит для вашего контейнера. Подумайте, и напишите название мусора, который подходит для вашего контейнера.

1 группа. Картон и бумага. (Коробки от бытовой техники, фантики от конфет, газеты и журналы, старые тетради, салфетки).

2 группа. Стекло. (Битое стекло, лампочки, стеклянные бутылки и банки, зеркала).

3 группа. Пластик. (Стаканчик от йогурта, шариковая ручка, пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, сломанные игрушки).

4 группа. Металл. (Гвозди, шурупы, алюминиевые банки, металлическая посуда, сломанные игрушки).

6. Задание 4. Какую пользу может принести переработка мусора? Прочитайте текст и найдите пользу от переработки вторичного сырья.

1 группа. Свалки вокруг городов растут с каждым днем. Проблема утилизации бытовых отходов очень остро стоит перед правительством воздух и реки. Поэтому переработка вторичного сырья – самый перспектив ный способ улучшения экологического состояния окружающей среды.

2 группа. Не секрет, что для производства бумаги используется целлюлоза, которую получают из древесины. Переработка половины используемой в мире бумаги позволит сохранить 8 млн. га леса. Поэтому, важное значение играют мероприятия по сбору макулатуры.

3 группа. Известно, что пластик получают из продуктов переработки нефти и энергии по сравнению с производством из первичного сырья. Получение алюминия из лома экономит 90% электроэнергии, необходимой для его выплавления из руд.

4 группа. И бытовые, и промышленные отходы можно перерабатывать в полезные материалы. Поэтому мусор называют вторичным сырьем. Вторичное сырье позволяет производить требуемые материалы, например пластмассы.

Запись в тетради.

Значение переработки бытовых отходов.

  1. Улучшение экологического состояния среды.
  2. Сохранение природных ресурсов.
  3. Экономия электроэнергии.
  4. Производство необходимых материалов.

7. Можно ли как-то определить продукцию, которую можно использовать для переработки.

Подсказать это могут экологические знаки. Посмотрите на этот знак. Какой природный процесс можно изобразить таким знаком?

- Рассматривание экологических знаков на продукции. (Приложение 1).

Экологические знаки показывают, что промышленное производство тоже может быть организовано по типу природных процессов, таких как круговорот воды в природе.

III. Итог урока.

- Как предотвратить превращение планеты в большую свалку?

- Почему нельзя сжигать и закапывать мусор?

- Зачем необходимо сортировать мусор?

- Какого значение переработки вторичного сырья?

- О чем говорят экологические знаки?

IV. Домашнее задание.

§ 12, стр.47, вопрос 1 письменно.

V. Организационный момент.

 

25.01.2009