Урок решения задач по теме "Тепловые явления" (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  • систематизация знаний учащихся по теме “Тепловые явления”,
  • развитие навыка работы в паре и в группе,
  • умение правильно оформлять и решать задачи,
  • воспитание трудолюбия.

Оформление и оборудование: Журнал из листов ватмана, графопроектор, пипетка со спиртом, пипетка с водой, 2 листа плотной бумаги, веер бумажный, магнитофон, песня “Зима”, лист самооценки (Приложение 1), карточки с заданиями.

Ход урока

Учитель: Ребята, вы любите читать? Сегодня на уроке я познакомлю вас с очень интересным журналом (показывает) – это “классный журнал”. А почему он так называется, вы ответите в конце урока. Познакомимся с его содержанием. Открываем (на титульном листе – тема урока “Тепловые явления”) Этот журнал поможет нам научиться решать задачи. Запишем тему урока: “Тепловые явления”

Первая страница называется “Повторяйка”. Составьте формулы

Q

t2

L

Ответы на экране

  1. Q = Сm (t2 - t2)
  2. Q = q · m
  3. Q = · m
  4. Q = L · m
  5. = m/V
  6. = /н

н

С

t2

q

V

m

Фронтальный опрос:

  1. В каких агрегатных состояниях может находиться одно и тоже вещество?
  2. Какое явление называется испарением?
  3. От чего зависит скорость испарения жидкости?
  4. При каких условиях происходит конденсация пара?
  5. Какой процесс называют плавлением?

Отметьте в листе самоконтроля число правильных ответов.

Каждый правильный ответ – 1 балл

Учитель: А теперь письменные задания. Я называю физическую величину, а вы записываете её обозначение и единицу измерения.

Удельная теплоемкость вещества
Удельная теплота плавления
Удельная теплота сгорания топлива
Удельная теплота парообразования
Оцените себя: за правильный ответ 1 балл
Первую страницу прочитали?

Учащиеся: Да.

Подсчитайте количество баллов страницы “Повторяйка”

  • Вторая страница журнала “Знайка”. Настоящие знатоки физики должны уметь решать качественные и расчетные задачи.

Задача 1

Почему в зимнее время у человека усы, борода и даже волосы на голове во время пребывания на улице покрываются инеем?

Задача 2

Чем объяснить, что во время сильных морозов в лесу трещат деревья?

Задача 3

Почему вода, налитая на мерзлую клюкву, замерзает?

Учитель: Теперь работаем в группах. На столах имеются листочки с задачами. Учащиеся сами выбирают задачи по уровню сложности.

I уровень сложности – зеленая карточка.
II  уровень сложности – синяя карточка.
III  уровень сложности – красная карточка.

Зеленая карточка – Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 500 г спирта, взятого при температуре кипения.

Синяя карточка – Сколько расплавится льда, взятого при температуре 00С, если ему сообщить такое же количество теплоты, которое выделилось при конденсации 4 кг водяного пара, взятого при 1000С и нормальном давлении.

Красная карточка – Вода в ванной оказалась холодноватой для ребенка, чтобы повысить её температуру до 360С пришлось долить 0,84 кг воды температурой 960С .Какую начальную температуру имела вода в ванне, если масса её была равна 16 кг. Нагревание ванны и окружающей среды не учитывать.

Когда группа получит ответы 3-х задач, командир поднимает карточки. Кто быстрее.

По часовой стрелке передайте решение другой группе, которая проверяет их правильность и поставит оценку.

Ответы с правильным оформлением и решением выдаются каждой группе (класс работает. После подведения итогов победителей поздравляют)

  • Открываем третью страницу “Умелые ручки” настоящие любители физики умеют не только решать задачи, но и выполнять практические задания. Приступаем к эксперименту, работаем в парах. Вам необходимо выяснить причины, от которых зависит скорость испарения жидкости.

I ряд – На лист бумаги с помощью пипетки наносят по капле воды и спирта и наблюдают за их испарением.

Вывод: Скорость испарения спирта больше, чем воды

Скорость испарения зависит от рода жидкости

II  ряд – Наносите пипеткой по капле спирта на лист бумаги и на ладонь

Вывод: Капля на руке, имеющая более высокую температуру испарится быстрее, чем капля на бумаге.

Скорость испарения зависит от температуры.

III  ряд – Нанесите пипеткой по капле спирта на 2 листа бумаги. Один лист отодвиньте в сторону, а возле второго создайте движение воздуха с помощью бумажного веера.

Вывод: Вторая капля испарится быстрее, чем первая.

Скорость испарения зависит от наличия ветра.

На разные листы бумаги с помощью пипетки нанесите по капле спирта и сразу же увеличьте свободную поверхность одной из капель. Для этого один лист бумаги расположите вертикально, чтобы капля растекалась по нему.

Вывод: Скорость испарения второй капли > чем первый.

Скорость испарения зависит от площади свободной поверхности

В тетради пишем вывод:

Скорость испарения жидкости зависит от:

  • рода жидкости+
  • S свободной поверхности+
  • t0+
  • наличие ветра.

Учитель:

Итак, сегодня мы на вопросы отвечали?
Задачи решали?
Практическую работу выполняли?
Устали?

Учащиеся: Да!

Учитель: Значит следующая страница – “Поиграйка”! Играем в “физическое лото” (раздает задачи на карточках, которые получились на разрезании листа “формата А4” с изображением картины родной природы на 12 частей, с одной стороны каждой карточки – текст задачи, с другой – фрагмент картины. Решив задачу, каждый прикрепляет ее картинкой вверх на соответствующее место листа с ответами, так что при правильном ответе решение всех задач складывается исходная картинка. Дети выполняют задание).

Приложение 2.

Учитель: Что получилось?

Учащиеся: Картина нашего родного края.

Учитель: Как вы считаете, почему именно эту картину о природе я выбрала?

“Грачи прилетели”А.К.Саврасов.

“Зима” И.И.Шишкин

“В голубых просторах” А.А.Рылов.

Учащиеся (I ряда): На картине “Грачи прилетели” около деревьев изображены лужи. Лужи чистой воды, которые образуются в результате таяния снега, т.е. плавления.

Учащиеся (II ряда): На картине “Зима” деревья покрыты хлопьями пушистого снега – процесс кристаллизации.

Учащиеся (III ряда): На картине “В голубых просторах” изображены облака. Образование облаков объясняется конденсацией пара. Пары воды, поднимающиеся над землей, превращаются в верхних, более холодных слоях воздуха в мельчайшие капельки воды, т.е. облака.

Учитель: Мы с вами увидели примеры тепловых явлений в живописи.

Последняя страница нашего журнала – “Узнай новое”

Я предлагаю вам послушать фрагмент песни и найти слова, которые имеют отношение к повторяемой теме, составьте логическую цепочку вопросов и ответьте на них как будем работать – индивидуально, в парах, в группах?

Учащиеся: В группах

Учитель: Работайте (Звучит фрагмент песни “Зима”)

(Текст песни у ребят написан на листе)

У леса на опушке
Жила зима в избушке,
Она снежки солила
В березовой кадушке,
Она сучила пряжу,
Она ткала холсты,
Ковала ледяные да над речкою мосты,
Потолок ледяной,
Дверь скрипучая,
За шершавой стеной
Тьма колючая
Как пойдешь за порог,
Всюду иней
А из окон парок синий, синий

Учащиеся: В этой песне прозвучали слова: “снежки”, “ледяной”, “иней”, “парок”

Ошибка в тексте песни: парок синим быть не может. Сам водяной пар невидим. Водяной пар конденсируется в воздухе при охлаждении, образуя мельчайшие капельки – туман. Правильно будет спеть “А из окон туман синий, синий”.

Поэтому составляем цепочку вопросов к слову туман.

Учащиеся: Цепочка вопросов к слову “иней”

В результате каких двух тепловых явлений образуется иней?

Что образуется при каждом явлении?

При каких условиях это может произойти?

Молодцы!

Учитель: Пришла пора подвести итоги, откроем последнюю страницу журнала, где указано содержание. Вспомним, чем же мы занимались на уроке.

  1. Составление формул (6 баллов)
  2. Отвечали на вопросы (5 баллов)
  3. Вспомнили обозначение и единицу измерения физических величин (4 балла)
  4. Решали качественные задачи (3 балла)
  5. Решали расчетные задачи (3 балла, 4 балла, 5 баллов)
  6. Выполняли эксперимент (1 балл)
  7. Составляли лото (7 баллов)
  8. Составляли логическую цепочку вопросов (5 баллов)

Критерии оценки знаний

“5” – 30 – 40 баллов
“4” – 20 – 30 баллов
“3” – 15 – 20 баллов

Так почему же журнал называется “классным”

  • Он помог нам повторить тему “Тепловые явления”.
  • Мы решали задачи.
  • Выполняли эксперимент.
  • Было интересно, мы работали всем классом.

Учитель: А каким синонимом можно заменить название “классный”.

Учащиеся: Словом “Отличный”.