00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Классный час для 1-х классов "Путешествие в волшебную страну В.Д. Берестова"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • расширить знания учащихся о творчестве В.Д. Берестова;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать речь, творческое воображение;
  • прививать интерес и любовь к книге.

Оборудование:

  • портрет В.Д. Берестова;
  • музыкальный центр, фонограммы: мелодии колыбельной песни, звуки пения птиц, журчания ручья, шелеста листвы, песни «Весёлый рыболов»;
  • иллюстрации к сказке «Сухая ветка» , совы, синицы;
  • телевизор, видеоплеер, мультфильм «Капитошка»;
  • кроссворд «В.Д. Берестов»

Учитель. Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие по одной удивительной стране, которую придумал для вас детский поэт и писатель Валентин Дмитриевич Берестов. Посмотрите на это доброе и открытое лицо писателя. В этом году 1 апреля ему исполнилось бы 80 лет. Родился Валентин Берестов в г. Мещовске Калужской области в 1928 году. Во время Великой Отечественной войны в эвакуации у 14-летнего Валентина Берестова произошла, по его словам, важная встреча с Корнеем Чуковским, которому он показал свои стихи. Чуковскому стихи понравились. А своё первое стихотворение для детей он написал в 29 лет. В его творчестве прослеживается главная мысль – это любовь к жизни.. Ребята, а вы любите стихи? Какие вам больше нравятся? (Ответы детей) Замечательно! Значит, наше путешествие вам понравится!
Итак, в путь! Представьте: наступает утро, природа просыпается…

(Звучит мелодия колыбельной, на её фоне ученик рассказывает стихотворение «Утренняя колыбельная»)

Ночь уходит на покой
И уводит за собой
И сверчка, и светлячка,
И ночного мотылька.
Все, кто ночью залетали
К нам в открытое окно,
Трепетали, стрекотали,
Где-то спят давным-давно.
Пряча в складки запах сладкий,
Лепесток за лепесток,
Сам себя укрыл украдкой
И уснул ночной цветок.
Мышь летучая в пещере
Спит и ухом не ведёт.
Перед сном почистив перья,
Дремлет сыч – летучий кот.
Серый волк ложится спать…
А тебе пора вставать!

(Звучит бодрая мелодия)

Учитель. Все проснулись? Пора в школу!

Ученик рассказывает стихотворение «Доброе утро».

Просыпаюсь ещё в темноте.
Слышу, чайник шумит на плите.
Вижу, пляшет огонь на стене.
Плачет льдистый узор на окне.
Значит, скоро и в школу пора.
В кухне звякнула дужка ведра.
«Мама! Доброе утро!» И свет
Зажигается мне в ответ.

Учитель. А по дороге в школу можно и поиграть.

Ученик рассказывает стихотворение «В школу».

Под столбом лежит ледышка.
У ледышки передышка.
Подойду к столбу и там
Вновь ледышку наподдам.
И она опять умчится.
Это я иду учиться!

Учитель. А какие школьные предметы вам больше всего нравятся? (Ответы детей)

Ученик рассказывает стихотворение Читалочка».

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать!
Не надо бабушку трясти:
– Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо приставать к сестрице:
– Ну, прочитай ещё страницу!
Не надо ждать, не надо звать,
А можно взять и почитать!

Учитель. Я знаю, что кому-то нравится и математика.

Ученик рассказывает стихотворение «Устный счёт».

Ну-ка, в сторону карандаши.
Ни костяшек, ни ручек, ни мела.
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души.
Числа сходятся где-то во тьме.
И глаза начинают светиться,
И кругом только умные лица,
Потому что считаем в уме!

Учитель. Слушая строки этого стихотворения, которое называется «Спросите меня!», я узнаю вас, ребята.

Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Он – весь нетерпенье: «Спросите меня!»,
Как будто загнав по дороге коня,
Сюда он примчался со срочным пакетом
И с точным ответом.
Не нужно отметок в журнал и дневник.
Довольно того, что он в тайну проник,
Что чудо свершилось,
Задача решилась!
Спросите, пожалуйста! Сделайте милость!

Учитель. Закончился учебный год! Каникулы! Лето! (Звучит фонограмма с голосами птиц, шелеста листвы). Давайте прогуляемся по лесу.

Ученик рассказывает стихотворение «Опушка».

Как будто всё, что есть в бору,
Собралось на опушке:
Здесь и лучи, и тень в жару,
И голос той кукушки,
Грибы находишь по утру,
Несёшь малину в кружке…
Но не сидится мне
На пне
И не лежится
На спине
Средь света и простора.
А что таится
В тишине,
А что творится в глубине,
А что таится в полусне
Таинственного бора?

Учитель (вывешивает иллюстрации к сказке «Сухая ветка»). Смотрите, ребята, какое необычное дерево встретилось нам на пути: на всех веточках листочки, а на одной веточке листочков нет. Как вы думаете, что же с ней случилось? (Ответы детей)
Послушайте сказку «Сухая ветка»

– Все ветки на дереве давно зеленели. Только одна осталась чёрной и голой, будто никакой весны и не было. Сел на неё дятел, постучал клювом и сказал: «Абсолютно сухая ветка» Проснулась ветка от его стука и ахнула:
– Батюшки! Никак уже лето? Неужто я весну проспала?
– Засохла ты, – прошелестели ветки – соседки, – хоть бы тебя ветер поскорее сломал или человек срубил, а то всё дерево портишь.
– Ничего, – сказала ветка, – скоро и я зазеленею!
– Слыханное ли дело, чтобы среди лета почки раскрылись! – заворчали ветки – соседки. – Весной надо было зеленеть, весной!
– Если я собираюсь зеленеть, значит, я не совсем сухая, – ответила ветка.
– Хворостина ты! – рассердились соседки. – Палка, дубина, чурка, полено, оглобля, коряга! –– Говорите что хотите, – сказала ветка, – а я всё равно оживу!
Но сколько она ни старалась, её твёрдые почки так и не раскрылись. Никого она не накормила, не спрятала в тени, не приютила в листве. Не цвела и не пускала по ветру крылатые семена. Осенью листья на ветках пожелтели и давай летать, кружиться. Ветки – соседки заснули. Теперь они и сами стали голыми, чёрными. Сухая ветка ничем от них не отличалась. Даже дятел, как ни в чём не бывало, сел на неё и спросил: «Чего не спишь? Давай спи, набирайся сил до весны!» И тут он узнал её: «Какой же я рассеянный! Хворостине о весне говорю! Так не бывает, чтобы сухая ветка снова ожила!» Вспорхнул дятел и улетел. А ветка выпрямилась и сказала: «Поживём – увидим!»
Пришла зима. Упали снежинки на ветку, укрыли её каждый сучок, каждую почку, заполнили каждую развилку. Стало ветке тепло и тяжело, словно от листьев. Мороз. Иголочки инея выросли на ветке, окутали её со всех сторон. Ветка так и засверкала в лучах морозного солнца. «Что ж, – подумала она, – оказывается, не так уж плохо быть сухой веткой!» Потом наступила оттепель. На ветке повисли капли. Они переливались, блестели, падали одна за другой. А ветка всякий раз приподнималась и вздрагивала, словно живая. И снова снег. И снова мороз. Долгая была зима. Но вот поглядела ветка вверх: небо тёплое, голубое. Поглядела вниз: под деревьями чёрные круги. Растаял снег. Появились откуда ни возьмись прошлогодние листья и давай носиться по лесу. Видно решили, что опять их время пришло. Ветер утих, и они угомонились. Но заметила ветка, что они и без ветра шуршат потихонечку. Это из-под них травинки вылезают. Травинки вылезали поодиночке, а листва на дереве распустилась сразу. Проснулись ветки – соседки и удивились: «Ишь ты! Хворостина – то за зиму не сломалась. Видать крепкая!» Услышала это ветка и загрустила: «Значит, я и вправду хворостина. Значит, ничего у меня не получится. Хоть бы срубил меня человек, бросил бы в костёр» И она представила себе, как загорится костёр, как вспыхнут на неё языки огня, словно большие красные листья. От того ей стало тепло и немножечко больно. Тут на неё сел дятел:
– Привет – привет! Как здоровье? Не беспокоят ли жучки – короеды?
– Дятел, дятел, – вздохнула ветка, – опять ты всё перепутал, сухую ветку за живую принял!
– Какая же ты сухая? – удивился дятел, – ты просто разоспалась. Другие вовсю зеленеют, а у тебя только – только почки раскрылись. Кстати, куда девалась хворостина, которая рядом с тобой торчала?
– Так это же я! – обрадовалась ветка. – Это была я!
– Перестань говорить глупости! – сказал дятел. – Та была абсолютно сухая ветка. Чего-чего, а живую ветку от сухой я уж как-нибудь отличу. Я же всё-таки головой работаю!

Учитель. Вам понравилась сказка? Что именно вам понравилось? Что вы почувствовали по отношению к веточке в начале сказки? В конце? ( Жалость, гордость и радость). Что можно сказать про её соседок? Они вам понравились? Почему нет? Понял ли дятел, что веточка всё-таки ожила? Да, веточка очень любила жизнь – вот и снова ожила! И такое встречается в природе. Будем надеяться, что веточка теперь долго ещё будет жить. Природа удивляет и радует нас, поэтому люди весной сажают деревья.

Ученик рассказывает стихотворение.

Где было пустое место,
Где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево
И не забывает его.
Оно – твой друг бессловесный,
Живое, как ты, существо!

Учитель. Деревья радуют не только человека, для многих птиц и зверей – это дом и укрытие. А вот и жильцы нашего деревца. Кто это? – спрашиваете вы – послушайте про них загадки:

«Днём – спит, ночью летает – всех пугает» – сова
«Вертится, суетится, на месте ей не сидится. Это бойкая …синица. (Показываю иллюстрации совы и синицы). Что вы знаете про этих птиц? (Ответы детей)
А вот как поэт описывает этих птиц.

Ученик рассказывает стихотворение «Сова и синица».

У совы у старой
Не глаза, а фары.
Круглые, большие,
Страшные такие.
А у птички
У синички
У синички –
Невелички
Глазки, словно бусинки, –
Малюсенькие.
Но синичьи глазки
Смотрят без опаски
И на облако
Вдали,
И на зёрнышко в пыли.
Днём сова не видит –
Значит не обидит.
Ночь вошла в свои права.
В путь пускается сова.
Всё глаза огромные
Видят ночью тёмною.
А синица
Не боится
Потому что спит синица.

Учитель. Давайте поиграем. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете изображать всё услышанное. («Подсолнух»)

«Всё утро дождик… ничего весёлого.
Но есть у солнца друг – один из лучших.
Упрямо поворачивая голову,
Он ищет солнце, спрятанное в тучах!»

– Молодцы! Справились! Какое это растение? Правильно, подсолнух. (Включаю фонограмму со звуками журчания ручейка) Вы слышите, ребята, на пути нам встретился ручеёк. (Включаю мультфильм про Капитошку) Смотрите, смотрите, перед нами появилось озеро. Давайте сядем на бережок и отдохнём. Вот так встреча – рыбаки! (иллюстрация «Рыбаки у озера») Как улов? Поделитесь своим хорошим настроением с нами.

Ученики рассказывает стихотворение «На рассвете».

На рассвете, на рассвете
Лучший клёв у рыбака.
На рассвете, на рассвете
Лучший гриб у грибника.
А сегодня на рассвете
Лучший клёв у грибника!
А сегодня на рассвете
Лучший гриб у рыбака!
Мы в лесу у старых пней
Наловили окуней.
А в реке боровичок
Нам попался на крючок.
Мы с реки
Несём садки,
Бьются в них боровики,
Из лесу – лукошки,
Полные рыбёшки!
Не осталось ничего
Для лентяя одного.
Если ты проспал рассвет,
Для тебя удачи нет!

Учитель. Какие забавные рыбаки! Что-то они перепутали. Понравились они вам? Давайте споём для них песенку «Весёлый рыболов». Ну что, устали? Возвращаемся домой со считалкой.

Ученики рассказывают стихотворение «Ночная считалочка».

Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять.
Надо, надо, надо спать.
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет вон.
Кто уснул – увидит сон.

Учитель. Ребята! Понравилось вам наше путешествие? Что вам запомнилось? Чему научили вас стихи Валентина Дмитриевича Берестова? Только добрый и весёлый человек мог написать эти замечательные стихи. Попробуйте отгадать кроссворд и его ключевое слово по вертикали (в колонке, где числа 1, 3, 5).

1. Гриб из стихотворения «На рассвете»
2. Птица из сказки «Сухая ветка»
3. У кого был лучший клёв?
4. Что гонял мальчишка по дороге в школу?
5. Кто в «Утренней колыбельной» перед сном почистил перья?
6. Кого уводит за собой ночь в этом же стихотворении?
7. Какое растение лучший друг солнышка?
8. У какой птицы – «не глаза, а фары»?

Учитель. Молодцы! Это – БЕРЕСТОВ. А ещё я для вас подготовила выставку книг Валентина Дмитриевича Берестова. Здесь собраны его книги, сборники стихов и рассказов. Обязательно ещё раз прочтите их вместе со своими родителями и друзьями. До новых встреч!