Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе

Разделы: Технология


Среди всех познавательных психических процессов основным является мышление. Мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Характерной чертой восприятия является его осмысленность. Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения - это активизировать их мышление.

В мыслительной деятельности школьников можно выделить три уровня.

1. Понимание. Это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации.

2. Логическое мышление. Это процесс самостоятельного решения задач. На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, строить обобщенные выводы.

3. Творческое мышление.

Процесс творчества совершается в три этапа.

Первый этап характеризуется возникновением в ходе познания проблемной ситуации, первоначальным анализом и формулировкой проблемы.

Второй этап творческого процесса - этап поиска пути решения проблемы, который может быть найден при изучении соответствующей литературы, при выполнении исследований, иногда интуитивно.

Третий этап творческого познания - этап претворения найденного (или угаданного) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде определенных результатов творчества: разработка новой конструкции, разработка нового учебного проекта и т. д.

Для творческого мышления характерны не только развитость логических способностей, обширность знаний, но и гибкость, критический взгляд на проблему, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, разрешению различных ситуаций.

Важным приемом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них положительной мотивации обучения.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся прежде всего широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в дальнейшем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственности перед коллективом, родителями. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения. Это произойдет, если процесс познания будет для них привлекательным.

Под познавательным интересом к предмету понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес - мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.

В формировании познавательного интереса обучаемых выделяется несколько этапов.

1. Любопытство - естественная реакция человека на все неожиданное, интригующее.

Любопытство, приковывает внимание учащегося к материалу данного урока, Это неустойчивый, ситуативный интерес.

2. Любознательность - учащийся проявляет желание глубоко разобраться, понять изучаемое явление. В этом случае ученик обычно активен на уроке, задает учителю вопросы, участвует в обсуждении проектов, читает дополнительную литературу, конструирует. Однако любознательность ученика обычно не распространяется на изучение всего предмета. Материал другой темы, раздела может оказаться для него скучным, и интерес к предмету пропадает.

Поэтому задача состоит в том, чтобы поддерживать любознательность стремиться сформировать учащихся устойчивый интерес к предмету.

3. Интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Поскольку познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого, то развитие и становление интереса наблюдается в условиях развивающего обучения. Опыт самостоятельной деятельности учит тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.

Положительная мотивация благотворно влияет на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности. Формирование умений благотворно влияет на формирование мотивов учения учащихся. Способы учебно-познавательной деятельности являются не только средствами удовлетворения познавательной потребности, но и сами становятся ими.

Учебный проект, как элемент творчества учащихся рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Вводя в педагогические технологии элементы исследовательской деятельности, учитель направляет познавательную деятельность учащихся.

Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

Проектный метод позволяет:

  • научить учащихся самостоятельно, критически мыслить;
  • приобщаться к практической деятельности
  • связывает тему исследования с другими учебными дисциплинами.

При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления. В проектной деятельности меняется роль учителя на занятиях: он направляет мысль ученика в нужное русло самостоятельного поиска. На уроках с использованием проектной методики учитель выступает как консультант.

Процесс проектирования вырабатывает у учащихся свой собственный аналитический взгляд на информацию.

Выбор тематики проектов может быть различным. В одних случаях учителя определяют тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, а также интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые при этом ориентируются на свои собственные интересы, причем не только познавательные, но и творческие, прикладные.

Классификация проектов в соответствии типологическими признаками, которые лежат в их основе.

1. По доминирующей в проекте деятельности:

- исследовательские;

- творческие;

- ролевые, игровые;

- ознакомительно-ориентировочные (информационные);

- практико-ориентированные (прикладные).

2. По предметно-содержательной области:

- монопроекты - в рамках одной области знаний;

- межпредметные - на стыке различных предметных областей.

3. По количеству участников проекта:

- индивидуальные (личностные);

- парные;

- групповые;

- коллективные;

- массовые.

4. По продолжительности выполнения:

- краткосрочные (несколько уроков) - для решения небольшой проблемы или части крупной проблемы;

- средней продолжительности (от недели до месяца);

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного усвоения новых способов человеческой деятельности. Практика показывает, внедрение проектной методики активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, позволяет добиваться более высоких результатов обучения.

Большую роль в формировании познавательных интересов играет использование в практике работы интерактивных методов обучения.

Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения является способность к коллективной работе и партнерскому общению учащихся между собой и с педагогом.

Один из интерактивных методов, используемых в практике работы, является метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность.

Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы:

  • Подготовительный этап;
  • Ознакомительный этап;
  • Аналитический этап;
  • Итоговый этап.

На первом этапе учитель конкретизирует цели, разрабатывает соответствующую "конкретную ситуацию" и сценарий занятия. При разработке важно учитывать ряд обязательных требований:

  • Пример должен логично продолжать содержание теоретического материала;
  • Сложность описанной ситуации должна учитывать уровень возможностей учащихся;
  • Содержание должно отражать реальные профессиональные ситуации;
  • Учащимся, должны быть даны, четкие инструкции работы над конкретной ситуацией.

На втором этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации. Развитие познавательных способностей повышается во время обсуждения идей и предлагаемых решений, что является плодом совместных усилий.

Учащиеся:

  • выявляют проблему;
  • предлагают различные способы действия;
  • альтернативы и их обоснование;
  • возможный результат

На третьем этапе учащиеся развивают умение анализировать производственные ситуации и вырабатывать самостоятельные решения.

В результате использование данного интерактивного метода учащиеся повысили познавательные способности. Они научились: оперативно мыслить, анализировать производственные ситуации, вырабатывать самостоятельные решения, кратко и четко излагать свои мысли. Повысилась активность и заинтересованность на уроке.

Пример создания проблемной ситуации на уроке технологии в пятом классе при изучении темы: "Получение пиломатериалов и фанеры".

Перед изучением темы вызываю к доске рослого и физически сильного ученика, даю ему два одинаковых по размерам (200x200) образца, но разной толщины: фанера 3-слойная (примерно 3 или 4 мм) и доска (примерно 10 мм). Задаю классу вопрос: "Какой образец легче разломать или расколоть?" Замеряю, параметры образцов, показываю детям. Пятиклассники дают ответ, который подсказывает им житейский опыт, что более тонкий образец легче разломать или расколоть. Тогда предлагаю ученику расколоть доску и фанеру. Довольно легко ученик раскалывает доску вдоль волокон. А вот с образцом из фанеры он справиться не может. Учащиеся удивлены - "Почему фанера прочнее древесины?"

Так на уроке возникает проблемная ситуация. Она создает атмосферу удивления, недоумения. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.к. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Такое начало урока не оставляет равнодушным к изучению нового ни одного учащегося.

Почему возникшая проблемная ситуация помогает заинтересовать всех учащихся новым материалом и включить их в работу?

Психологи выделяют "неизвестное" как один из главных компонентов проблемной ситуации. Нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором знания, подлежащие усвоению, будут занимать место неизвестного.

Для того чтобы мыслительный процесс совершался, необходимы какие-то мотивы, побуждающие человека думать. Как создается этот мотив? Столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ.

Сам факт столкновения с трудностью, невозможностью выполнить, предложенное задание с помощью имеющихся знаний рождает потребность в новых знаниях. Именно потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов.

Психологи установили, что ядром проблемной ситуации должно быть какое-то значимое для человека противоречие. В приведенном примере таким значимым для учащихся противоречием является противоречие между житейскими представлениями пятиклассников о том, что более тонкую древесину расколоть легче и факту, который опроверг эти представления, вызвал удивление, интерес, желание узнать, почему фанера прочнее.

Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем больше у учителя возможности для активизации мыслительной, познавательной деятельности учащихся.

В приведенном примере при затруднении учащихся ответить на вопрос: "Почему фанера прочнее древесины?" учитель "подсказками" дает необходимую направленность их мысли, спрашивая: "В каком направлении легче расколоть древесину: вдоль или поперек волокон?" При дальнейшем затруднении необходимо направить мысль учащихся на поиск неизвестного: "Как расположить листы шпона, чтобы трудно было расколоть фанеру во всех направлениях?"

В структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:

  • неизвестное знание или способ действия,
  • познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности,
  • интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний, осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в "открытии" новых знаний, способе или условиях выполнения действия.

При изучении темы "Строгание древесины" учитель предлагает пятиклассникам решить следующую задачу: "Даны два рубанка: у одного вылет резца 0,1- 0,2 мм, у другого - 1 мм. Надо снять припуск за минимальный отрезок времени. Каким рубанком мы снимем припуск быстрее? Каким должен быть вылет резца у рубанка, чтобы выполнить эту задачу?" Учащиеся говорят, что чем больше вылет резца, тем быстрее можно снять необходимый припуск. Учитель предлагает проверить это предположение и демонстрирует опыт. Сначала ученик снимает припуск первым рубанком (вылет 0,1-0,2 мм). Пятиклассники регистрируют время. Затем тот же самый припуск снимается вторым рубанком. Учащиеся видят, что во втором случае необходимо гораздо больше времени для выполнения задачи, т.к. стружка застревает между ножом и колодкой, приходится приостанавливать строгание и удалять стружку.

Формулируется проблема: "Каким должен быть вылет резца у рубанка?" Решение этой проблемы пятиклассниками под руководством учителя приведет их к усвоению нового знания. Наиболее распространенная ошибка при установке резца рубанка в любой колодке - слишком большой выпуск лезвия. Из-за этого резец глубоко врезается в древесину и снимает чрезмерно толстую стружку. Она застревает в просвете между ножом и колодкой, препятствуя продвижению рубанка. Поэтому перед началом работы рубанком надо проверять правильность установки резца (лезвие выступало на десятые доли мм).

При выполнении сборки игрушечной мебели из трехслойной фанеры учащиеся используют гвозди и шурупы, как при изготовлении ящика для рассады из сосновых досок толщиной 15мм. Фанера расслоилась, шурупы и гвозди "вылезли" наружу. Поняв несостоятельность попыток соединить детали из фанеры при помощи гвоздей и шурупов, пятиклассники "находят" иной способ сборки - соединение деталей на клею.

При изучении темы "Основные сведения о древесине" рассказываю о пороках и недостатках древесины и спрашиваю: "Можно ли с пользой использовать недостатки и пороки древесины, где и как?" Учащиеся, высказывают различные предположениям. На образцах с пороками (двойная сердцевина, червоточина, сучковатость) дети рисуют картинки, используя эти пороки, проявляя самостоятельность мышления, творческую, познавательную активность.

. Последовательная система частных проблемных ситуаций помогает учащимся не только раскрыть суть общей проблемы, усвоить требуемые программные знания, но и постичь пути познания нового. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду.

"Страшная опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяц и годы - это развращает, морально калечит человека, и никакая школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить упущенного в главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли", - писал В.А.Сухомлинский.

Литература

  1. "Учитель" 2000 № 1, "Интерактивные методы обучения".
  2. "Учитель" 2004 № 5, "Интерактивные методы обучения".
  3. "Педагогика" 2000 № 7, "Интерактивные методы обучения".
  4. "Современная школа" 2000 № 4,6, "Интерактивные методы обучения".
  5. "Новые педагогические и информационные технологии" Бухаркина М.Ю., Полат Е.С.
  6. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. М.,1998
  7. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения учения школьников Ростов-на-Дону, 1970
  8. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.,1982
  9. Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.,1981
  10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.,1987
  11. Пикасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении М.,1990