Урок-путешествие по русскому языку в 3-м классе по теме "Правописание Е, И в суффиксах существительных"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель:

  • продолжить работу над понятием о суффиксе как о части речи, стоящей за корнем. Учить именно выделять суффикс -ек- и -ик- в словах.
  • Развитие логического мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация) через выполнение упражнений.
  • Развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.
  • Воспитание ответственного отношения к учебе.

Оборудование: иллюстрация к повести Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Таблицы с обозначением суффиксов.

Содержание.

I. Организация класса на начало урока.

Прозвенел звонок
Начинается урок.

– Сегодня на уроке нам предстоит узнать много нового, интересного, сделать множество открытий. Думаю, мы сможем проявить чувство гостеприимства, и у наших гостей останется приятное воспоминание о нашем уроке.

II. Пальчиковая гимнастика.

– Перед тем, как идти в школу, каждый из вас, проснувшись, сделал…Что?

Ученик: Умылся, оделся, сделал зарядку.

Учитель: Для чего мы должны делать зарядку?

Ученик: Мы должны следить за своим здоровьем

Учитель: Сейчас мы сделаем зарядку для наших пальчиков.

Наши пальчики проснулись
Добрый день, добрый день!
Потянулись, потянулись
Стали дружно умываться
Полотенцем растираться
Каждый пальчик вытираем
Ни один не забываем
Дружно делаем зарядку
Пришли в школу
и уселись за тетрадки.

– Откройте тетради, запишите число.

– Как вы узнали, что надо делать?

Ученик: Вы сказали.

Учитель: Что помогает нам донести нужную информацию

Ученик: Язык, речь.

Учитель: С какими частями речи мы уже знакомы?

Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в длительное путешествие на планету «Грамматика» в Страну Невыученных Уроков.

Учитель: Кто знает значение этого слова?

Ученик: Грамматика – наука о языке, словах.

Учитель: Как вы думаете с кем мы туда отправимся?

Ученик: С Виктором Перестукиным и его котом Кузей.

Учитель: Эту повесть написала Лия Борисовна Гераскина (1910г.). Первый раз она издалась в 1931 г. Переиздавалась уже 10 раз. Но повесть трудно найти на полке в библиотеке: дети читают и перечитывают её с большим удовольствием. По книге снят прекрасный мультфильм.

Учитель: Что говорил Виктору папа?

Ученик: Каждый человек может выработать волю и характер, если он борется с трудностями и презирает опасности. Но Виктор Перестукин был лодырем, бездельником, лоботрясом, не хотел учиться.

Ученик: Любимые стихи Перестукина:

Нам учиться целый день
Лень, лень, лень. Надоело!
Нам бы бегать и играть
Мяч бы по полю гонять
Это дело!

Ученик: Перестукин сказал книгам: «Пропадите вы пропадом». Книги разозлились и отправили его в Страну Невыученных Уроков к королеве Азбуке.

Учитель: И вот тут он встречается с опасностями, которые ему необходимо преодолеть, иначе он никогда не попадет обратно к папе и маме.

Учитель: Задание первое.

III Чистописание:

Учитель: Сейчас мы посмотрим вокруг себя, узнаем всё ли у нас в порядке: учебники, тетрадки, ручки, а главное проследим за своей осанкой. Первое трудное задание для В.П., потому что писать правильно он ленился, и ставил одни кляксы.

Письмо букв: удзудз птрк

– Что общего в элементах этих букв.

Ученик: Прямая линия, наклон.

Ученик: Сижу прямая, локоть правой руки лежит на столе, между мной и партой проходит кулак.

IV Словарная работа.

Учитель: Азбука пропускает В.П. в замок с условием, если В.П. правильно выполнит словарную работу (у доски).

1) Канава, к•пуста, к•рман, коридор, к•стрюля, к•рова

Учащиеся делят на слоги, находят безударные гласные говорят, сколько в слове слогов.

Канава – ударение падает на а,
безударные а, а.
В этом слове три слога, потому что три гласных звука.

Учитель: Как можно сгруппировать эти слова?

Ученики: – Это существительные (обознач. предмет, и отвечают на вопросы кто? что?)

– Словарные слова, с непроверяемой гласной, их написание надо запомнить.

– Все существительные нарицательные, единственного числа.

– Начинаются на одну букву.

Группы:
одушевленные и неодушевленные
выделить существительное «корова»
выделить существительное «карман» (2 слога)
выделить существительное «коридор» – ударение падает на третий слог.

2) Учитель: Объясните лексическое значение существительных.

Учащиеся:

Канава – неглубокий и неширокий ров.
Капуста – огородный овощ, Растущий обычно кочаном. (кочан капусты. Цветная капуста – особый вид капусты. Морская капуста – род морских водорослей используемые как пищевой продукт и лечебное средство).
Карман – вшитый в платье мешочек для ношения при себе мелких вещей.
Коридор – проход, соединяющий отдельные части квартиры.
Корова – домашнее животное, дающее молоко.

V. У доски

  1. Л•сник – лес
    цв•тник – цвет
    ст•рожить – сторож
    переб•гать – бег

  2. яго•ка – ягода
    погру•ка – грузить
    ле•кий – легок
    мя•кий – мягок

Учитель: В. Перестукину необходимо выполнить ещё одно задание. Вставить пропущенные буквы и доказать, почему именно эти буквы.

Ученики:

  1. Чтобы проверить безударный гласный надо слово изменить так, чтобы он стал под ударение.
  2. Безударный хитрый гласный
    Слышим мы его прекрасно
    Чтоб развеять все сомнения
    Гласный ставим под ударенье

  3. Чтобы проверить парный согласный надо слово изменить так, чтобы после согласного шел гласный.

    Звук согласный проверяй
    Рядом с гласной подставляй.

Учитель: Мы помогли В.П. пройти в замок. Но перед ним еще одни ворота. По обеим сторонам входа стоят два странных человека. Согнутый держал карандаш, прямой – ручку. Перестукин с Кузей назвали их Крючком и Палкой. Они произносили: «Код».
Чтобы определить код, необходимо правильно составить предложение, исправив ошибки.

жолтые, с, витвей, слитают, листики, бирес.

Учитель: Исправьте ошибки.

Учащиеся: Желтые – желтеть, с ветвей – прав. предлогов, ветвей – ветвь, слетают – перелет, берез – береза, непров. безуд. гласная.

Учитель: У кого получился такой код: 236415, 154236

Ученики: Подлежащее – листики, выражено существительным

Сказуемое – слетают, выражено глаголом.

Учитель: Итак, Перестукин справился еще с одним заданием, но это еще не все.

VI. Переход к новой теме:

на доске –ек– –ик–

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь.

Ученик: О суффиксах.

Учитель: Что вы знаете о суффиксах.

Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Суффиксы -ик- , -ок-, -ек-, имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Учитель: И вот перед Перестукиным еще трудность Крючок и Палка дают ему еще одно невыполнимое задание. Перед ним появляется доска на которой написано слова «ключ к», «замоч к». Перестукин задумался. Помочь ему можно.

Выполните по образцу:
лист•к – листика – листики
шарф•к – шарфика – шарфики
веноч•к – веночка - веночки

Учащиеся. Чтобы поверить написание суффиксов -ек-,-ик-, необходимо существительное поставить во множественное число или в форму Р.п. если гласная выпадает пишется -ек-, если не выпадает – -ик-; -ек-,-ик- – это орфограммы.

Учитель: Прочитаем этот вывод в учебнике с.41.

Физминутка.

Руки в стороны поставим
Правой левую достанем
А потом наоборот
Будет в право поворот
Раз хлопок, два хлопок
Плечи – выше, руки шире
Опускаем руки вниз и за парты
вновь садись.

Учитель: Ну а теперь помогите Перестукину.

Учащиеся:

Ключик – ключики – ключика – гласная не выпадает значит пишется в ед.ч. – ик
Замочек – замочки – (нет) замочка. Гласная выпадает, пишется в ед.ч. -ек-

VII. Закрепление полученных знаний: упр.63. (с комментарием)

Учащиеся:

Домик-домики, (нет) домика. (гл. не выпадает)
Садик, кораблик
Кусочек – кусочки, кусочка (гл. выпадает, в ед.ч. пишется -ек-)

ВЫВОД.

VIII. Самостоятельная работа с заданием.

1 вариант с суффиксами -ик-,
2 вариант с суффиксами -ек-.

Слон•к
двор•к
Горшоч•к
веноч•к
Кусоч•к
стол•к

IX. Письмо по памяти (упр.64)

Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок-ежик

После выполнения учащимися в очередной раз делают вывод.

Учитель: В.Перестукин выполнил все задания, поставленные перед ним, и теперь он может вернуться домой, но перед ним стоит еще одна задача.

Учитель: Составьте рассказ или просто5-6 предложений со словами с суффиксами -ик-, -ек-.

cлоник
дворик
столик
шарфик
мостик
домик
кустик
хвостик
дождик
фонарик
шарик
котик
листик
ежик

          

уголочек
веночек
кармашек
камешек
комочек
цветочек
голосочек
дружочек
росточек
платочек
клубочек
совочек
горошек

– Затем учащиеся читают свои мини-сочинения

Учитель: Мы хорошо поработали. Как вы думаете помогли ли мы В.П.? Чем?

Учащиеся: Мы помогали ему вырабатывать силу воли и характер.

Учитель: Что необходимо делать для этого вам?

Ответы учащихся.

Учитель: А какие пословицы нам в этом помогают?

Ученики:

Терпенье и труд все перетрут.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Под лежачий камень вода не течет.
Тот ничего не боится, кто честно умеет трудиться.
Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
Делу время, потехе час.
Сделал дело, гуляй смело.
Работа мастера боится.
По работе и мастера знать.

X. Итог урока.

Учитель: Что нового на уроке мы узнали?

Ученик: Мы познакомились с правописанием суффиксов -ек-, -ик-.

Учитель: А как называлась планета, на которой мы сегодня побывали.

Ученик: Грамматика – наука о язык. Мы пришли в царство частей речи.

Учитель: На что похоже это царство? На ромашку. Наша речь разделена на части, как лепестки у ромашки, но все они связаны.

Учитель: Урок закончен, можно отдохнуть.