Интегрированный проект "Гимн огню" в 5-м классе

Разделы: Внеклассная работа


>Интеграция учебных предметов: литература, русский язык, история, ОБЖ, химия, ИЗО, музыка.

Основная идея: На протяжении всей жизни человека сопровождает 4 стихии: Воздух, Вода, Земля и Огонь. Невозможно переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнём. Стихия огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненная, сегодня особенно не замечается и не оценивается. Мы решили обратиться к этой теме через учебные предметы и дополнить знания пятиклассников новыми сведениями.

Цели проекта:

  1. Расширить знания учащихся о роли огня в природе;
  2. Раскрыть смысл понятия "огонь", познакомиться с различными значениями этого слова, поэтическими образами;
  3. Научить учащихся самостоятельно работать с различными словарями;
  4. Воспитать обоснованную уверенность в себе, стремление к самостоятельному получению знаний, интерес к окружающему миру;
  5. Развить познавательный интерес, творческие способности, создать положительный эмоциональный фон;
  6. Развить умение учащихся оформлять и защищать свой проект.

Формы реализации проекта:

  1. Посещение библиотеки с целью нахождения материала.
  2. Работа со словарями.
  3. Выставка рисунков учащихся.
  4. Участие в проведении открытого урока-проекта.
  5. Демонстрация опытов.
  6. Инсценировка.
  7. Исполнение песни, танца.

Отчётные материалы:

  1. Рисунки учащихся по теме "Огонь".
  2. Книжки-малышки с пословицами.
  3. Альбом с рассказами и иллюстрациями.
  4. Описание урока-проекта.

Группа 1. "Мифологическая"

  1. Найти миф о Прометее, подготовить его пересказ.
  2. Сделать иллюстрации к мифу о Прометее.
  3. Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Эсхила "Прикованный Прометей".

Группа 2."Лингвистическая"

  1. Найти в различных словарях толкование слова "огонь".
  2. Выписать на отдельные карточки толкование фразеологизмов со словом "огонь".
  3. Найти пословицы, загадки об огне, сделать книжку-малышку с иллюстрациями.

Группа 3. "Литературная"

  1. Подобрать стихотворение со словом "огонь".
  2. Подготовить пересказ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро".
  3. Выучить наизусть стихотворение о Вечном огне.

Группа 4. "Историческая"

  1. Собрать информацию о том, как появился огонь, кто изобрёл спички, где была изобретена свеча, как пещерные люди добывали себе огонь, что такое вулкан.
  2. Оформить альбом с рассказами и рисунками.
  3. Выразительно прочитать отрывок из книги Ж.Рони-старшего "Борьба за огонь".

Группа 5. "Здоровьесберегающая"

  1. Прочитать наизусть стихотворение Шефнера "Лесной пожар".
  2. Поставить сценку "Опасный огонь".
  3. Подготовить танец Огня.

Ведущие урок учителя: В.П.Козлова, Л.И.Слепцова

Эпиграф:
Стихии мира: Воздух, Воды,
И Мать-Земля, и Царь-Огонь.
М.Волошин

В.П. - Сегодня у нас урок необычный. Мы представляем интегрированный проект освоения темы "Гимн Огню". Для проведения урока были созданы микрогруппы, каждая из которых готовила своё задание и сегодня выступит перед вами. Урок будем вести мы: я и учитель химии Лариса Ивановна Слепцова. Итак, начнём.

Как сказал Аристотель: "Познание начинается с удивления".

Л.И. - (разжигает огонь без спичек) - опыт№1.

В.П. Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой;
Ты меняешься вечно,
Ты - повсюду другой,
Ты красивый и дымный
В клокотанье костра. ( К.Бальмонт "Гимн огню")

Л.И. - Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что он им послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь. И все таинства, связанные с колдовством или магией, всегда совершаются при свечах или при разожжённом костре. С древних времён люди слагали про огонь легенды и сказки.

В.П. - Праздники на Руси сопровождались присутствием костра - Ивана Купала, Масленица. В Якутии огонь тоже занимает важное место в жизни людей. Ему поклоняются, совершается обряд поклонения огню на больших праздниках, просят благословения на добрые дела, хорошую и благополучную жизнь.

Слава К. - :огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника,
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всём.
( из поэмы Эсхила "Прикованный Прометей")

Л.И. - Исследуем "божественную искру", огонь, который, по преданиям, в далёкой древности принёс людям Прометей, узнаем при этом много нового и интересного о самых привычных явлениях.

В.П - . предоставляем слово 1-й микрогруппе "Мифологической".

  1. Слава К. - пересказывает миф о Прометее.
  2. Проня С. - показывает рисунки, сделанные к содержанию мифа о Прометее.

В.П. - Всем, конечно, интересно узнать, как появился огонь, где была изобретена спичка, кто изобрёл свечу. Об этом нам поведает 2-я микрогруппа "Историческая".

  1. "Как пещерные люди добывали огонь" - Юра С.
  2. "Как появился огонь" - Аина П.
  3. "Кто изобрёл спички" - Юля С.
  4. Выразительное чтение отрывка из книги Рони-старшего "Борьба за огонь".

В.П. - Так что же такое огонь? Откуда появилось это слово, и какие значения оно имеет? Как употребляется в языке? Приглашается 3-я микрогруппа "Лингвистическая".

  1. Толкование слова "огонь" в различных словарях - Вова Ц.
  2. Толкование значений фразеологизмов по карточкам - Аина О.
  3. Загадки об огне - Мира Ш.
  4. Показ книжки-малышки с пословицами и загадками - Люба Н., Таня Я.

В.П. - Встречается ли слово "огонь" в художественных текстах? Конечно. Приглашаем микрогруппу №4 ""Литературную".

  1. Пересказ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро" - Нюургун И.
  2. Подбор стихотворных строк со словом "огонь", иллюстрации к ним - Саина Ч.

В.П. - Мы знаем, что люди считали огонь священным. Но есть на земле такие места, где горит Вечный огонь. Это дань уважения погибшим героям в годы войны. Люди приходят к обелискам и возлагают цветы к подножию памятника и долго смотрят в молчании на сияние Вечного огня.

(Женя С. читает стих. "Вечный огонь").

Л.И. - Человек научился ценить огонь. Однако он всегда оставался также символом разрушения, уничтожения, кары.

Приглашаем со своим отчётом микрогруппу "Здоровьесберегающая".

  1. Рассказ о Ленинградской блокаде - Ваня Ф.
  2. Стихотворение Шефнера "Пожар в лесу" - Проня С.
  3. Сценка "Опасный огонь" - Вова Ц., Слава К., Юля Г., Катя П.
  4. Стихотворение "Погорелец" - Андрей П.
  5. Танец огня - Катя П, Саина Ч.

Л.И. - Отгадайте, ребята, что является самым страшным врагом леса? Пожар. Но самым страшным природным явлением, связанным с огнём, является вулкан. О том, что такое вулкан, нам расскажет Юля С.

Л.И. - Я покажу вам опыт "Извержение вулкана", а вы увидите, конечно, в миниатюре, какие разрушения приносит это природное явление. ( опыт №2).

Л.И. - Огонь - это ещё и символ единения, вспомните, какое чувство единства рождается в душе у вечернего туристского костра, когда под тихий перезвон гитары звучит хорошая песня.

(все садятся вокруг "костра" и исполняют песню "В кругу друзей")

В.П. - Заканчивая наш урок, хочется прочитать слова великого английского учёного Майкла Фарадея: "Я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством".

Рефлексия

Что понравилось на уроке?

Что вы узнали нового об огне?