Заключительный урок по литературному чтению «Л. Толстой "Приключения Буратино"» (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учить детей быть вежливыми, доброжелательными, умными;
  • способствовать достижению понимания текста на уровне смысла (пониманию основной мысли);
  • способствовать активизации деятельности учащихся через разнообразные виды работ;
  • содействовать развитию речи;
  • развивать культуру мышления, выразительность чтения;
  • воспитывать любовь к детским произведениям, любовь к героям произведения;

Оборудование:

  • книга А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
  • учебники, рисунки детей, макеты Буратино, Мальвины, грамзапись «Приключения Буратино» в исполнении ансамбля Мзиури, ключики, кинофрагмент.

Подготовка: прочитывают, обсуждают, пересказывают, готовят рисунки, разучивают песни, готовят сценку.

Ход урока

1. Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее. Тренаж идёт в течение 5 минут.

2. Работа над постановкой дыхания и развитием чёткости произношения.

Помогают проводить сами дети. (По системе Стрельниковой).

а) вдох носом, выдох ртом;

б) вдох, задержка дыхания, выдох;

в) вдох, выдох по порциям;

г) чистоговорки:

- но – но – но
Наш любимый Буратино;
- шёл – шёл – шёл
Ключик видно не нашёл.

д) работа над скороговоркой

Всех скороговорок не перескороговоришь.

Перед чтением скороговорок проанализируем трудность и особенность, обратив внимание на окончания слов. Окончания не должны проглатываться учениками, они должны чётко проговариваться.

3. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Ученик показывает свой рисунок. Другие ученики находят соответствующий отрывок в тексте, зачитывают. Ребёнок- «художник» определяет правильность.

4. Выразительное чтение понравившихся отрывков из других глав повести-сказки.

Вопросы к ученикам:

  • Почему выбрал именно этот отрывок?
  • Какими видим здесь героев? Что нового о них узнаём?
  • По каким признакам можно судить, что «Приключения Буратино» - это повесть-сказка?

5. Выборочное чтение.

Знаешь ли ты?

Ответы на вопросы по произведению. Найдите строчки и прочитайте.

- Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день его рождения? («Мысли у него были маленькие-маленькие, коротенькие-коротенькие, пустяковые-пустяковые»).

- Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения.)

- Во что был одет Буратино? Буратино был одет в бумажную курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки. Туфли из старого голенища. Шапочка с кисточкой, из старого носка.

- Какая денежная монета была в обиходе у жителей этого городка? (Сольдо.)

- Как называлась комедия, которую смотрел Буратино в кукольном театре Карбаса Барабаса? («Девочка с голубыми волосами или 33 подзатыльника»).

- Какую волшебную фразу продиктовала Мальвина своему гостю Буратино в диктанте? Почему она волшебная? («А роза упала на лапу Азора» волшебная потому, что при чтении слева направо и наоборот она читается одинаково)

- Кто дал Буратино золотой ключик? (черепаха Тортила).

- Куда смог спрятаться Буратино, где он узнал тайну золотого ключика? (В большом глиняном кувшине.)

6. Прослушивание в грамзаписи отрывков из сказки.

7. Игра: «Угадай героя».

Поиграем в игру. Эти герои из сказки А. Толстого. По описанию дети должны угадать (кто это?).

- В широкополой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением и музыкой добывал себе на хлеб». (Шарманщик Карло.)

- «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок, прямо к двери, через порог и на улицу». (Буратино.)

- «Существо немного похожее на таракана, но с головой, как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало: Крри - кри, глядело выпуклыми, как из стекла радужными глазами, шевелило усиками». (Говорящий сверчок, он жил в коморке у папы Карло.)

- «Маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными рукавами». Его лицо было обсыпано пудрой, белой как зубной порошок». (Пьеро)

- «Из-за картонного дерева выскочил другой человек, весь клетчатый, как шахматная доска». (Арлекин.)

8. Исполнение песни про Буратино.

9. Угадай: «Кому принадлежат эти высказывания»

 (По данным высказываниям узнают героев сказки).

- «Не доведет тебя до добра это учение» (Лиса Алиса)

- «Десять тысяч чертей» (Карабас Барабас)

- «Пациент скорее мертв, чем жив». (Сова о Буратино)

- «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки». (Мальвина.)

- «Нет, худа без добра, зато ты попал в страну Дураков» (лиса Алиса)

- «Кого угодно со света сживёт чистотой!» (Буратино о Мальвине)

- «Наших бьют! На помощь ни в чём не виноватым деревянным человечкам!» (Буратино)

- «Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте спокойны». (Мальвина.)

- «Синьоры, чирей мне на язык, прострел, мне в поясницу - кувшин пуст! (Хозяин харчевни «Трёх пескарей»)

- «Открой тайну, несчастный, открой тайну!» (Буратино.)

- «Он дрался - как лев!» (Мальвина о Пьеро.)

- «Эх ты! С кем на старости лет связался, с известными всему свету жуликами. Маленьких обижаете! Стыдно». (Папа Карло – Карабасу Барабасу.)

10. Инсценирование отрывка.

Показывают своё выступление те учащиеся, которые определились лучшими «артистами» на предыдущем уроке.

11. Просмотр отрывка из кинофильма «Приключения Буратино».

Отрывок, который можно назвать «Урок арифметики».

12. Рассказ об Алексее Толстом, о его работе над «Приключениями Буратино».

13. Итог урока.

- По сказке А.Толстого сняты два фильма-сказки, мультфильм. Когда они идут по телевидению, у экранов с удовольствием сидят взрослые. Как вы думаете, почему?

- Чему учит сказка взрослых и детей?

Добро и справедливость обязательно победят. Надо уметь понимать своих детей, быть снисходительными к их шалостям и проказам. Важно уметь видеть главное…

 -Урок понравился? Молодцы! Все активно работали. Ответы были у всех правильные. Детям раздаю ключики. Выставление оценок.

 По образовательной программе «Школа 2100». Авторы Е. В. Бунеева, М. А. .Яковлева. Серия «Свободный ум». М. «Баласс».