Открытый урок по математике в 3-м классе "Единица времени - сутки"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с новой единицей измерения времени – сутками;
  • закрепить представление о временной последовательности событий;
  • закрепить знания о ранее изученных единицах измерения времени;
  • учить читать информацию, представленную в виде модели круговой диаграммы;
  • развивать внимание, зрительную и слуховую память, сообразительность, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, интерес к математике;
  • воспитывать чувство взаимовыручки, самостоятельность и дисциплинированность.

Оборудование: учебник “Математика” 3 класс. Часть 1. М.: Баласс, модель циферблата, текст пословицы, иллюстрации Московского Кремля, Кремлёвских курантов, тест «Проверь себя», таблица с буквами для учащихся и для работы у доски, карточки для индивидуальной работы, запись боя Кремлёвских курантов.

Ход урока.

I. Организационный момент

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок!
Подравнялись, подтянулись,
Сели тихо, улыбнулись.

II. Минутка чистописания.

– Ребята, кто мне скажет какое сегодня число?

– Что вы можете сказать о числе 25?

(Число 25 – двузначное, записано с помощью двух различных цифр – 2 и 5, соседи 24 и 25.В числе 25 всего 25 единиц, из них 5 отдельных единиц и 2 десятка. Число можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 5.)

– Какие двузначные числа можно составить с помощью цифр 2 и 5?

– Пропишите полученные числа. (55, 52, 22, 25) (на двух строчках)

III. Актуализация знаний

Я мигнул, и в тот же миг предо мною гном возник
По прозванью гномик Миг.
Не успел я и мигнуть и промолвить что – нибудь,

Он мелькнул и вновь пропал.
Я мгновенье подождал – снова гнома увидал.
Я мигал, и то и дело он являлся, пропадал...
Так минута пролетела.

– Сколько раз в течение одной минуты появлялся гномик Миг? (60 раз)

– Кто этот гномик? (Секунда).

– Что такое секунда? (Единица времени)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

На доске запись: Единицы времени…

– Сегодня мы с вами продолжаем исследовать тему “Единицы времени”.

– Что мы уже знаем по этой теме? (Единицы времени – час, минута, секунда,1 час = 60 мин.,

1 мин. = 60 сек)

– А почему, как вы думаете, после слов “Единицы времени” стоит многоточие?

(Сегодня на уроке узнаем что-то новое)

– Но сначала я предлагаю вам отгадать слово, которое поможет определить тему урока.

Одновременно 6 человек работают с тестом «Проверь себя».

Цель: проверка понимания детьми смысла математических выражений.

Приложение 1

На доске

Результаты вписываются по мере вычислений.

 

У учащихся

А

С

О

Т

И

М

У

Р

К

Е

                   
                   
                   

Результаты вписываются одновременно на доске и на листочках учащихся.

К доске выходит ученик, который первым вычислил результат.

А

С

О

Т

И

М

У

Р

К

Е

72

3

32

45

75

36

19

100

65

84

                   
                   

– Прослушайте задачи в стихах, выполните вычисления и запишите результаты в таблицу.

У стола 4 ножки. А вопрос таков:
Сколько вместе будет ножек у 17 столов?

30 минут Вера решала 10 примеров.
Сколько минут на каждый пример
Потратила наша Вера?

16 пар танцуют польку, а всего танцоров сколько?

У Иришки 3 ириски, а у Гоши – в 14 раз больше.
Дайте – ка быстро ответ: сколько всего конфет?

Гуляли по аллейке куриные семейки
У каждой мамы- квочки два сына и лапочка дочка.
Сколько всего цыплят, если квочек —25?

Мышка зёрна собирала, по три зёрнышка таскала,
Принесла двенадцать раз. Каков мышкин стал запас?

Поровну нужно поставить Янке 38 машин на 2 стоянки,
38 игрушечных автомобилей.
Как бы вы эту задачу решили?

Два второклассника – Коля и Толя –
Вместе находят периметр поля.
Ты помоги вычисленьем ребят,
Если известно, что поле – квадрат,
25 метров – длина стороны,
И никаких нет данных других.

13 расписных матрешек,
В каждой пять дочурок-крошек.
Если бы все дочки рядом встали,
Сколько б вы их насчитали?

Полюбуйтесь – ка вы сами: мчатся тройки с бубенцами.
Сосчитать коней попросим, если троек — 28.

– Запишите нечётные числа в порядке возрастания. (Одновременно работа идёт у доски)

– Какое получилось слово? (Сутки)

А

С

О

Т

И

М

У

Р

К

Е

72

3

32

45

75

36

19

100

65

84

3

19

45

65

75

         

С

У

Т

К

И

         

IV. Постановка проблемы. Целеполагание

– Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Сутки)

– Какая задача урока? (Познакомиться с новой единицей времени – сутками, узнать чему они равны).

На доске выполнена запись:

«День и ночь – сутки прочь»

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

V. Гимнастика для глаз.

Рисуем глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами по сторонам его веди.

Нарисуй теперь квадрат.

Получилось? Очень рад.

Зажмурь глаза, открой

И вот – работа нас зовёт вперёд!

VI. «Открытие» нового знания

– Герой нашего учебника Веня в течение дня сделал несколько рисунков. Какое время

показывают стрелки механических часов на рисунках Вени.

На доске Приложение 2

– Можете ли вы сказать, глядя на рисунки, утром или вечером они сделаны?

– Когда начинается новый день? (0 часов, 0 минут – полночь)

– Как люди нашей страны узнают о начале нового дня?

Приложение 3

Приложение 4

2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны – Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади. Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.

– Давайте послушаем бой Кремлёвских курантов. Приложение 5

Куранты бьют 12 раз – день закончен, и секундная стрелка с первым шагом вперёд по циферблату начинает отсчёт нового дня. Через 12 часов – Куранты снова бьют 12 раз – это полдень – прошла половина суток и через 12 часов – полночь – сутки прошли. Часовая стрелка сделала два оборота по циферблату.

– Прочитаем текст учебника (стр. 92).

– Если ваши сутки начнутся в 10 (7) часов ( вы проснулись в это время), то когда они закончатся?

– Сутки приравниваются к дням. Сутки, день – это синонимы.

Что ты делал в течении вчерашнего дня или Что ты делал в течении вчерашних суток?

VII. Первичное закрепление

1. Фронтальная работа

№ 2, стр. 92

– Как по-разному можно прочитать время на данных часах?

№ 3, стр. 93

– Возьмите модель циферблата и покажите время изображённое на электронных часах из

№ 3

2. Выполните работу на карточках, которые лежат у вас на парте.

Приложение 6

VIII. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке пробежим.
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немножко отдохнём.

IX. Самостоятельная работа в парах

№ 4, стр. 93 (Учащиеся используют модель циферблата)

Запись ответов в столбик в тетрадь:

24 часа

8 часов утра

1 час 30 минут; 90 минут

12 часов

X. Повторение и закрепление изученного

№ 5, стр. 93

а) решение у доски
б, в) самостоятельное решение

№7, стр. 93

– Скажите, какую часть суток Алиса занималась каждым делом?

– Чему эта часть равна?

XI. Итог урока

– По какой теме мы сегодня работали на уроке?

– Что показалось трудным?

– Что считаете самым интересным?

XII. Домашнее задание

Стр. 93, № 6