Элективный курс по теме "Произведения литературы и изобразительного искусства о борьбе Руси с иноземными захватчиками в период монголо-татарского ига" (10-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Пояснительная записка

Программа курса представляет своеобразный интегрированный курс истории с литературой и изобразительным искусством, предназначен для учащихся 10- х классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа, состоит из 4 модульных блоков:

  1. “Вводный”
  2. “Нашествие. Начало монголо – татарского ига”.
  3. “Объединение русских земель вокруг Москвы в единое государство. Борьба за национальную независимость”.
  4. “Тяжкое иго сброшено”.

Курс ориентирован на выполнение теоретических заданий в сочетании с учебно – творческими. Предполагает использование кинофильмов, видеозаписей, слайдов, ИКТ, электронных пособий, литературных произведений, картин, иллюстраций, проблемных заданий и организации проектов.

Контроль качества обучения предусматривает проверку усвоения информации (основных терминов, понятий, фактов) в виде тестовых заданий, также проверку сформированности исследовательских и коммуникативных умений. Для этой цели используются рефераты, самостоятельные исследования, самостоятельная разработка учебных заданий по конкретной теме, составление кроссвордов и схем, создание слайдов и дидактических материалов, оформление папок – передвижек, доклады на научно – практических конференциях.

Цели курса:

  1. Реализация профильного обучения в гуманитарных классах.
  2. Обеспечение межпредметной связи между историей, русской литературой и изобразительным искусством.
  3. Знакомство учащихся с произведениями, которые не вошли в школьную программу по русской литературе и изобразительному искусству.
  4. Введение учащегося в мир искусства, формирование у учащегося готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных и исторических ценностей.
  5. Формирование мышления, понимания, осмысленной коммуникации, коллективной мыследеятельности.

Задачи курса:

  1. Развивать в учениках навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах и картинах, представленных в печатном и электронном форматах;
  2. Развивать навыки находить экспертные оценки и опираться на них;
  3. Активизировать познавательную деятельность школьников;
  4. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну.

Учебно-тематический план

Темы занятий Методы, формы Содержание Деятельность учащихся

Раздел I. Вводный.

1. О древнерусской литературе (1 час) Лекция Цели и задачи курса. Возникновение древнерусской литературы. Жанры. Рукописные книги. Сделать схемы
2. Художники о борьбе Руси с иноземными захватчиками (1 час) Лекция Названия картин. Авторы картин. История создания картин. Иллюстрации в книгах. Составить список картин и иллюстраций

Раздел II. Нашествие. Начало монголо-татарского ига

3. Нашествие (2 часа) Киноурок “Нашествие” Нашествие монголо-татарских племен на Русь. Пожары. Погромы. Убийства. Разорение Руси. Миниатюры “Чингисхан”, “Батый”, “Нашествие Батыя на Русь” Сообщение о Чингисхане и Батые. Обратить внимание на оружие, одежду, жилище тех времен
4. “О, светло-светлая и прекрасно украшенная земля Русская” (2 часа) Лекция
Семинарское занятие
Начало завоеваний Батыя. “Повесть о разорении Рязани Батыем”. “Гибель Владимирского княжества”

Исторические портреты. “Евпатий Коловрат”.

“Слово о погибели русской земли”

Описание защитников русской земли

(Коловрат, князь Федор и княгиня Евпраксия)

5. Подвиг жителей русских городов (1 час) Урок размышлений “Малый город Козельск”, “Гибель Владимира”

Подвиг жителей г. Торжок

“Хан Батый на подступах к Киеву”. Начало Золотоордынского ига

Фрагментарное чтение и обсуждение
6. Борьба русского народа против шведов (2 часа) Киноурок “Александр Невский” Битва на берегах Невы. Картины П. Корина “Александр Невский” и А.Кившенко “Князь Александр наносит рану шведскому военачальнику Биргеру” Сообщение об Александре Невском. Создание слайдов
7. “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” (1 час) Киноурок “Александр Невский” Симонов К. “Ледовое побоище”.

Картины В. Моторина “Ледовое побоище” и С. Присекина “Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!”

Выучить стихотворение “Ледовое побоище”
8. Князь Александр-дипломат (1 час) Проблемный урок с элементами лабораторной раб. Картины Г.Семирадского “Прием Александром Невским папских послов в Новгороде. 1252 г.” и В. Курдюмова “Александр Невский в Орде” Сделать слайды
9. Последняя поездка в Золотую Орду (1 час) Комбинированный Картина М.Нестерова “Александр Невский в смертном одре”.

Гробница святого Александра Невского.

Сделать слайды

Раздел III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Борьба за национальную независимость

10. Москва – общепризнанный центр объединения русских земель (1 час) Лекция Повторение учебного материала по теме. Причины объединения. Причины превращения Москвы в центр объединения. Создание дидактических материалов
11. “Солнце за тучами пыли” (2 часа) Урок-обсуждение Антонов В. “Солнце за тучами пыли”. Борьба Твери и Москвы за ярлык на великое княжение во Владимире. Юрий Данилович Московский и Михаил Ярославич Тверской. Узбек. Щелкан (Чол-хан). Иван I Калита. Кремль при Калите Чтение статьи.

Обсуждение и анализ.

Сообщение об Иване Калите

12. Сергий Радонежский (1 час) Лекция с элементами обсуждения Эпифаний Премудрый “Житие Сергия Радонежского” – агиографический памятник. Пахомий Логофет. Благословение Дмитрия Ивановича. Картины И.Глазунова “Канун” и Ю. Ракши “Благословение на битву” Сообщения о С.Радонежском и Троицком монастыре. Составление кроссворда
13. Куликовская битва (1 час) Лекция С. Наровчатов “Войско двинулось к Дону”.

С.Бородин “Дмитрий Донской”. Страницы героического прошлого в картине А.Бубнова “Утро на Куликовом поле”. Картина М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем”

Сообщения о картинах А.Бубнова и М.Авилова, о Темурмурзе (Челубее), о монахах Андрее Ослябя и Александре Пересвете
14. “И бысть сеча велика” (1 час) Урок-практикум Куликовская битва. Засадный полк. Владимир Серпуховский. Воевода Дмитрий Боброк. Смерть Мамая. Радость и печаль большая на Руси. Картины И.Глазунова “Проводы войск”, Н, Соломина “Запасный полк”, М. Шанькова “Засадный полк”, Н. Присекина “За родную землю” Написать киносценарий. Выучить стихотворение “Там, за Непрядвою, за Доном”. Нарисовать карту
15. Дмитрий Иванович Донской (2 часа) Киноурок “Дмитрий Донской” Повторение пройденного материала. События с 1359 по 1380 гг.

Картины И.Глазунова “Дмитрий Донской” и А. Васнецова “Московский Кремль при Д.Донском”

Сообщение о Д. Донском.

Составить тексты с пропущенными словами

16. Первая победа над монголо – татарами (2 часа) Урок – игра “Через тернии к звездам” “Задонщина” Софония. Зависимость “Задонщины” от “Слова о полку Игореве”. Отличие понятия “Русская земля” в этих памятниках. Оценка деятельности Д. Донского. Сопоставление двух памятников литературы
17. Слава предкам! (2 часа) Урок-игра “Аукцион” “Сказание о Мамаевом побоище”. Картины И. Глазунова “Проводы войск”, Н. Соломина “Запасный полк”, М. Шанькова “Засадный полк”, Н. Присекина “За родную землю”, И. Глазунова “Слава предкам” Составить тесты по произведению “Сказание о Мамаевом побоище”
Раздел IV. Тяжкое иго сброшено
18. Свержение монголо- татарского ига (1 час) Лекция Б. Прилежаева – Барская “Московская рать времен Ивана III”.

14 ноября 1480 г. – День освобождения Руси от Золотой Орды. Московская рать времен Ивана III. Новые виды вооружения и рода войск

Найти иллюстрацию “Пищаль”. Изучить содержание диска “Энциклопедия истории России. 862–1917”
19. Стояние на Угре (2 часа) Урок открытых мыслей Картина А. Кившенко “Иван III разрывает ханскую грамоту”.

Н. Кончаловская Стихотворение “Тяжкое иго сброшено”. Иван III и священник Вассиан. Хан Ахмат. Причины нового похода хана Большой Орды на Москву. Значение Стояния на Угре.

Картина А. Седова “Стояние на Угре”

Чтение стихотворения. Ответить на вопросы.

Реферат “Стояние на Угре”.

Выучить стихотворение “Тяжкое иго сброшено”

20. Государь всея Руси (1 час) Урок-практикум В. Антонов “Государь всея Руси”. От Руси независимой к России. Распад Золотой Орды.

Государственный герб – двуглавый орел. Строительство Нового Кремля. Успенский собор. Аристотель Фиорованти. Судебник Ивана III.

Оформление папки – передвижки “Иван III”.

Проект “Образ Ивана III в истории и литературе”

21. Подведение итогов (2 часа) Урок – творческий отчет Правители Руси с 1237 по 1480 гг.

Правители Золотой Орды с 1237 по 1480 гг.

Презентация творческих работ.
22. Итоговое занятие (2 часа) Урок-игра “Брейн-ринг” Основные произведения. Их содержание. Оценка курса в целом. Защита творческих работ

Используемая литература

  1. Голубева Т.С. Царские династии. – М.: РОСМЭН, 2002.
  2. Древнерусская литература. Книга для чтения. / Сост. Е.Б. Рогачевская. – М.: ШКОЛА–ПРЕСС, 1993.
  3. Зимин А.А. Россия на рубеже 15–16 столетий. – М., 1982.
  4. История России в лицах с древности до наших дней. Биографический словарь. – М.: Русское слово, 1997.
  5. История СССР в художественно-исторических образах с древнейших времен до конца 18 в. / Сост. А.В.Шестаков. – М.: Просвещение, 1985.
  6. Книга для чтения по истории с древнейших времен до конца 18 в. / Сост.ь В.Ф.Антонов. – М., Просвещение, 1984.
  7. Пособие по истории Отечества. / Составитель Л.Б.Яковер. – М.: Сфера, 1997.
  8. Чернов А.В. Вооруженные силы Русского государства в 15–17 вв. – М., 1954.
  9. Школьная энциклопедия. История России. 9–17 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  10. Я познаю мир. История. – М.: ТКО-АСТ, 1996.

Электронные пособия

  1. “Готовимся к ЕГЭ. История”.
  2. “История России с древнейших времен до конца 16 в.”
  3. “Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до 19 в.”
  4. “Энциклопедия истории России. 862- 1917 гг.”.

Видеофильмы

  1. “Александр Невский”
  2. “Дмитрий Донской”
  3. “История государства Российского”.

Альбомы

Государственная Третьяковская галерея. Выпуски 1–4. – М., Советский художник, 1986.