Конспект урока литературы в 9-м классе с использованием компьютерных технологий. Тема: "Русский национальный характер в рассказе М. Шолохова "Судьба человека"

Разделы: Литература


Ход урока

Несчастье бывает пробным камнем характеров.
О. Бальзак

Люди с характером – это совесть того общества, к которому они принадлежат.
Р. Эмерсон

1. Вступительное слово учителя. Беседа.

Я начну урок с чтения небольшого отрывка из рассказа А. Толстого «Русский характер», который входит в сборник «Рассказы Ивана Сударева»: «Русский характер! – для небольшого рассказа название слишком многозначительное. Что поделаешь, - мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере.

Русский характер. Поди-ка опиши его. Рассказывать ли о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - который предпочесть. Вот меня и выручил один мой приятель небольшой историей из личной жизни». И в рассказе Шолохова мы тоже слышим рассказ Андрея Соколова о своей жизни...

Комментарий
(Приложение 1)

Слайд 1 – тема урока, эпиграфы.

Как вы понимаете слово «характер»? Характер — совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении; человек с характером, сильный характер (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка).

Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе? Об этом наш разговор на уроке.

Какие положительные черты характера мы можем назвать?

Записываем на доске слова. Можем ли мы сказать, что Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет те черты характера, что мы назвали? Будем рассуждать, опираясь на текст рассказа.

Слайд 2 – значение слова «характер».
  • Когда и где встретились герои рассказа? Что поражает в портрете собеседника? С чем ассоциируется весна? Обратите внимание на пейзаж. Все пробуждается к новой жизни, все живет, ожидая тепла, солнца. И рядом с сутулым, будто уставшим от жизни человеком находится маленький мальчик, который посмотрел на рассказчика «светлыми, как небушко, глазами». С какой целью писатель использует контраст?

«Глаза человека – зеркало его души». Не случайно многие писатели, создавая образ своего героя, непременно обращали внимание на его глаза. Итак, «высокий, сутуловатый мужчина…присел рядом и положил на колени большие темные руки, сгорбился….Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?». Это описание глаз Андрея Соколова, героя рассказа Шолохова.

Почему Андрей Соколов так откровенно рассказывает о себе? Фронтовое братство! От кого мы узнаём историю главного героя?

Андрей Соколов рассказывает о своей горестной судьбе «случайному» прохожему. Но в нём он видит родственную душу, человека, который всё поймёт, не спросит лишнего. «Он, видать, такой же шофёр, как и твой папанька». Шолохов использует композицию «рассказ в рассказе», показывает, что автор-повествователь не просто слушатель, он переживает судьбу Андрея Соколова, становится соучастником происходящего.

  • Почему говорит, что «поначалу жизнь моя была обыкновенная»?
  • Каково представление героя о счастье?
  • Обратимся к домашнему заданию.

2. Беседа по домашнему заданию.

Представляя читателю биографию Соколова, автор расставляет в ней такие временные этапы, которые позволяют увидеть основные этапы пути, пройденного всей страной. Какие это этапы?

  1. Гражданская война (воевал в Красной Армии) – 1922 г.
  2. Страшный голод («ишачил на кулаков на Кубани»).
  3. Мирная семейная жизнь (до 1941 г.).
  4. Июнь 1941 г. – на третий день ушел на фронт.
  5. 1942 г. – 1944г. – попадает в плен.
  6. Май 1945 – встречает победу в Германии.
  7. 1946 г. – встреча с Ванюшей, начало новой жизни.

3. Беседа по теме урока.

Дети в тетрадях составляют и заполняют таблицу «Черты русского национального характера» (см. Приложение 2).

В чём же видит Андрей Соколов счастье? Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.

Слайд 3 – изображение Андрея Соколова.

Что же так изменяет установившийся порядок в семье? Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни? Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало дороже.

В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей неотделима от исторических событий. Так и вмешивается история в судьбу человека.

Слайды 4-5 – картины проводов Соколова на фронт.

Как сложилась военная судьба Андрея Соколова? Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».

Слайды 6-7 – плен.

Первый раз взглянул в глаза смерти, мужество, чувство собственного достоинства, сила воли, патриотизм. Зачем Шолохов вводит в рассказ предателя? (Покорность обстоятельствам, трусость, подлость, лицемерие повлияли на судьбу этого человека. Ответственность за других - убил предателя)

Исторический комментарий (см. Приложение 3).

Слайд 8 – картины с жизнью в концлагере.

С какой целью ввел Шолохов описание плена? Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать...»

Как показал Шолохов, что бескорыстие, стойкость, выносливость присуще многим русским людям? У кого мы замечаем эти же черты характера?

Учащиеся вспоминают, как уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал и его не убили. Также запомнился врач, который под сильным дождём, в темноте, проходил и искал раненых среди пленных и бескорыстно помогал им, не думая о своей жизни. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потёмках своё великое дело делал!» Рядовой поступок врача оказывается подвигом на фоне предательства.

Какие черты характера Андрея Соколова помогли пережить ему трудности плена? В каких эпизодах они проявились наиболее ярко?

Слайды 9-10 – исторический комментарий, концлагерь.

Почему комендант Мюллер «великодушно» подарил Андрею Соколову жизнь? Мюллер — очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке. Несмотря на то, что полностью зависел от коменданта, вёл себя с большим достоинством. Это-то достоинство и оценил комендант Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». В этом поединке победил голодный пленный русский солдат. Измученный, истощенный, обессиленный узник готов встретить смерть с таким мужеством и выдержкой, что это поражает даже потерявшего человеческий облик коменданта концлагеря.

Дороги ли нам его слова? Да, очень. Это признал враг, тот, кто всегда с пренебрежением относится к другим, видит лучшее только в себе.

Слайд 11-12 – отрывок из фильма. (эпизод с условным названием «Вызов к Мюллеру»)*

С героической стороны раскрывается характер Андрея Соколова. Мы подчёркиваем стойкость, самоотверженность, храбрость. Можно дописать в список положительных черт характера и щедрость. (Придя в барак, герой рассказа поделился «дарами Мюллера» со всеми)

Слайд 13 – дележ хлеба.

Остался ли в плену Андрей Соколов? Ему пришлось возить «на опель-адмирале» немца-инженера в чине генерала армии, но при первой же возможности Соколов сбежал, прихватив фашиста в качестве «языка».

Что ожидал Андрей Соколов от последующей жизни? Герой рассказа стал думать об оставленной в Воронеже семье, о счастье в родном доме — о важных человеческих ценностях.

Слайд 14 – в вагоне.

И что же впереди? Ученики читают: «В июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна тяжёлая бомба попала прямо в мою хатёнку. Ирина и дочери как раз были дома...» «Дальше получил я от полковника месячный отпуск, через неделю был уже в Воронеже. Пешком дотопал до моста, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!»

Жестоко обошлась судьба с солдатом. Дом — очаг, хранитель семейного счастья, уют, защита от «ветров» судьбы. Вместе с домом теряются и надежда, смысл жизни, счастье. Разорённый очаг принёс в его жизнь горе, разочарование, пустоту. Он остался один на один со всеми превратностями судьбы.

Лишь на миг «блеснула ему радость, как солнышко из-за тучи: нашёлся Анатолий». И опять возникла надежда на возрождение семьи, появились «стариковские мечтания» о будущем сына, внучатах. Человек должен жить будущим. Но и этому не суждено было сбыться. Анатолий погиб. Вновь горе обрушилось на человека, вновь, как говорят, судьба отвернулась от него.

Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию? Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.

Произошло ли это с Андреем Соколовым? Нет, не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.

Слайд 15 – солдат у разрушенного дома.

Кто кого нашёл? Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша». И описания Шолохова стали ярче, красочнее. Какие сравнения: «глазёнки — как звёздочки ночью после дождя!» Прямая оценка: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: „Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!“»

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.

Слайд 16 – Ванюша у чайной.

К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? Нет, не к каждому. Малыш не отвернулся, не убежал от Соколова, признал в нём отца. Ванюша почувствовал человеческое участие этого человека, его доброту, любовь, тепло, понял, что у него появился защитник. (Подчёркиваем отмеченные черты характера Андрея Соколова) Но жизнь нельзя остановить, и пока будет жить человек, будет биться в нем сердце, полное добра и сострадания к другим людям. Андрей Соколов сумел стать выше своей судьбы – усыновив Ванюшку, он получил главное – надежду. Надежду на то, что не порвется связь поколений, не прервется связь времен.

Слайд 17 – отрывок из фильма.*

Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали: «розовая холодная ручонка», «глаза, светлые, как небушко». Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется приемному отцу. Но оба они бредут к своему будущему Дому Отец и Сын – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни, о том, что пока жива в человеке способность любить, народ бессмертен. Именно рождение в муках и трагедиях нового мира становится главной темой всего творчества Шолохова.

Лирическая концовка рассказа оптимистична и гуманна. Андрей Соколов вырастит из Ванюшки настоящего Человека. «Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Слайд 18 – Андрей с Ванюшкой.

Обращаю внимание учеников на описание природы. Оно косвенно отражает чувства повествователя. Находим в тексте доказательства.

«Солнце светило горячо, как в мае», — скажет он в начале рассказа. «Солнце светило так горячо...» — повторит он. Чувство успокоенности владеет им: «Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, целиком покоряясь тишине и одиночеству...».

И вот встреча с чужим горем, с несмываемой временем бедой — и словно всё подёрнулось серой, безрадостной пеленой.

Слайды 19-20 - Андрей с Ванюшкой.

«Всё так же лениво шевелил сухие серёжки на ольхе тёплый ветер; всё так же, словно тугими белыми парусами, проплывали в вышней синеве облака, но уже иным показался мне в эти минуты скорбного молчания безбрежный мир, готовящийся к великим свершениям весны, к вечному утверждению живого в жизни».

Слайд 21 – Ванюша и Андрей Соколов и текст.

4. Подведение итогов.

В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. История существования кого-чего-нибудь. 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств. Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера, духа. Называем те черты характера, которые мы записали и отметили у Андрея Соколова. Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.

Слайд 22 – значение слова «Судьба».

Обсуждаем первый эпиграф и возвращаемся к смыслу названия рассказа; говорим о том, что Шолохов не назвал его «Судьба Андрея Соколова», подчёркивая тем самым обобщённое значение повествования.

Урок заканчиваем словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Домашнее задание. Написать рассуждение по второму эпиграфу.

Слайд 23 – «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нем великая сила – человеческая красота.»
А. Толстой

* Дополнительные видеоматерьялы Вы можете получить, связавшись с автором сатьи.

8.03.2009