Создание детского коллектива. Проект "Шахматная страна"

Разделы: Классное руководство


Цели проекта:

  1. Создание в классе игровой ситуации, сплачивающей коллектив.
  2. Выявление лидеров.
  3. Подготовка учащихся к самоуправленческим функциям.
  4. Создание в коллективе атмосферы, способствующей плавному переходу учащихся начальной школы в среднее звено.

В ходе реализации проекта предполагается:

  • Строить работу по принципу игры в шахматы;
  • Создать атмосферу игры, соответствующую детской психологии данного возраста;
  • Создать положение об обязанностях шахматных фигур;
  • Обучить учащихся игре в шахматы;
  • Расширить положительное отношение учащихся к общественной работе пут ем создания духа соревнования.

Проект включает в себя следующие материалы:

  • Положение об обязанностях шахматных фигур;
  • Положение о правилах игры в шахматной стране.

Общий план реализации проекта:

  • Первый класс (второе полугодие) – учащиеся получают первичные представления о положениях, обучаются игре в шахматы.
  • Второй класс (первое полугодие) – направляющая роль, по-прежнему, отводится учителю. У учащихся появляются навыки реализации проекта.
  • Второй класс (второе полугодие) – учитель старается передать некоторые функции учащимся для испытания их самоуправленческого опыта.
  • Третий – четвертый класс – функции самоуправления передаются учащимся, но при педагогическом руководстве учителя.

Ресурсы, необходимые для реализации проекта.

  • Обучение детей игре в шахматы: Шахматные доски с фигурками – 5 шт.
  • Обеспечение наглядности соревнований:
    1. Визитные карточки для каждой фигуры.
    2. Стенды с изображением шахматной доски – 2 шт.
    3. Фотографии детей (по количеству участников команды).
    4. Поощрение участников «шахматной игры» - по мере необходимости через родителей.

Положение об обязанностях шахматных фигур.

  1. Король – мозговой центр, подает идеи, следит за выполнением поручений членов команд.
  2. Королева – разрабатывает идеи, поданные королем, отшлифовывает, делает распоряжения по их реализации, является первым помощником и заместителем короля.
  3. Офицеры – организуют помощь в учебе и контроль. Осуществляют контроль за чтением и посещением школьной библиотеки, и заведуют классной библиотекой.
  4. Кони – проводят физкультминутки на уроках, организуют игры на переменах.
  5. Ладьи – оказывают помощь учителю в организации внеклассных мероприятий, в проведении классных часов и оформлении стенгазеты.
  6. Пешки – ученики, которые отвечают за санитарное состояние класса, проводят рейды по проверке внешнего вида учеников, дежурят в столовой, заполняют классный календарь наблюдений за природой, ухаживают за цветами.

Положение о правилах игры в шахматной стране.

Ученики – фигуры шахматного государства – условно делятся на белые и черные, то есть две разные команды. Эти группы детей соревнуются между собой, выполняя одинаковые поручения. Затем подводят итоги, и определяется команда победитель.

Итак, белые начинают. Свой ход они делают в течение недели. Черные выполняют ответный шаг на протяжении следующей недели. Раз в две недели подводятся итоги, определяется победитель. Проводятся перевыборы всех фигур, кроме короля и королевы, которые избираются на месяц.

Чтобы эта работа была в игровой форме, заинтересовала детей, создается классная шахматная доска, вместо фигур на которой фотографии детей. Учащиеся хорошо знают правила игры в шахматы, поэтому представляют свои положения на шахматной доске на стенде.

В конце дня, если ребенок выполнил свое поручение, он делает один шаг своей фигурой (фотографией). Таким образом, по расположению фигур на доске в конце недели видна работа команд.

Дополнение:

В игре используется две доски по следующие причине: при игре в шахматы захваченная фигура убирается с доски (как бы умирает). В данном проекте предусматривается только соревнование.