Урок литературы в 11-м классе по творчеству В.В. Маяковского

Разделы: Литература


Вот

Она

Россия

Моя любимая страна

В.В. Маяковский

Цель урока:

Показать значение образа России в творчестве В.В. Маяковского.

Задачи:

  • обеспечить рабочую обстановку;
  • обеспечить восприятие, осмысление и усвоение;
  • подчеркнуть значимость и актуальность данной темы; развитие нового материала в самостоятельной деятельности;
  • развивать у учащихся гражданскую позицию;

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: Оформленная доска; плакаты, созданные руками учащихся, отражающие эпоху В.В.Маяковского. Презентация, раздаточный материал (стихи поэта, алгоритм),

Методические приёмы: Беседа, работа группами, работа в парах, анализ стихотворений, дискуссия, исследование, интерактивный метод.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

  1. 1.Учитель приветствует всех присутствующих в классе и начинает разговор о В.В.Маяковском.
  2. 2.Урок начинается с прослушивания “Стихотворения о Советском паспорте”.
  3. 3.Учащиеся смотрят презентацию и слушают стихотворение в исполнении Яхонтова.

II. Беседа

Вопросы классу

  1. Какие чувства вызывает у Маяковского “краснокожая паспортина”?
  2. Убедительно ли звучат последние строки стихотворения?
  3. Какую тему поднимает поэт в стихотворении о советском паспорте?

Вывод: Учащиеся приходят к тому, что в данном стихотворении прослеживается тема Родины, любви к своему Отечеству.

Учитель говорит о том, что эта тема не нова. Тема Родины является одной из ключевых тем в русской литературе и переходит к домашнему заданию.

III. Проверка домашнего задания

Дома вы должны были ответить на вопрос:

Какой видели Родину русские поэты: Лермонтов М.Ю., Некрасов Н.А., Блок А.А.?

Выполняя домашнее задание, вы работали в творческих группах по заданному алгоритму, исследуя творчество данных поэтов:

1 группа – творчество М.Ю.Лермонтова;
2 группа – творчество Н.А.Некрасова;
3 группа – творчество А.А.Блока.

Каждый учащийся из группы должен был выписать ключевые строки, подтверждающие особенности раскрытия темы, лидер группы должен был сделать вывод, опираясь на ключевые строки, и выбрать основную цитату, которая бы служила ответом на данный вопрос.

Учитель осуществляет опрос каждой группы

Ученики зачитывают ключевые строки из стихотворений поэтов. Лидеры групп делают вывод в устной форме и, выбранную цитату, подтверждающую ответ на вопрос, прикрепляют на доску.

Вывод: Как мы видим, образ Родины каждый поэт видит по-своему. Но наша задача: показать значение образа России в творчестве В.В. Маяковского.

IV. Исследовательская работа

1. Для того чтобы выполнить эту задачу, мы переходим к следующему этапу нашей работы – это исследование. За основу мы возьмём уже знакомый вам алгоритм и ряд произведений поэта (см. Приложение). Данный раздаточный материал находиться у вас на партах.

Учащиеся формулируют тему исследования и записывают её в алгоритм. Исходя из темы, формулируют вопрос исследования, также записывают его в алгоритм.

2. Ученики работают с алгоритмом в группах и выполняют задания №1 (см. Приложение).

3. Коллективное обсуждение (выборочно зачитываются ключевые строки, выбирается основная строка, которая шире раскрывает тему исследования и записывается на доске).

4.Учащиеся сопоставляют отношение к Родине В.В.Маяковского с предыдущими поэтами и указывают на особенности раскрытия темы.

5. Каждая пара чётко формулирует особенность раскрытия темы и записывает её на отдельном листе, затем прикрепляют на доску.

6. Анализ особенностей раскрытия темы.

Вывод: В.В.Маяковский по-новому, шире взглянул на социалистическое Отечество. В его стихах возникает образ новой Советской страны, охваченной творческим, созидательным трудом. Он выразительно передаёт счастье, радость жизни, любовь советского народа к Родине. Поэт верит в новый строй.

7. Дискуссия.

Думаю, что вы со мной согласитесь, что произведения В.В.Маяковского современны и актуальны.

Что же для нас, живущих в XXI столетии, особенно важно и ценно?

Учащиеся называют те особенности, которые являются важными для граждан XXI столетия. Выбирают из тех, которые находятся на доске и прикрепляют их под словом актуально. Тем самым, доказывая современность и актуальность взглядов В.В.Маяковского.

8.Учитель сообщает о том, что данная тема будет рассматриваться в дальнейшем при изучении творчества современных писателей и поэтов.

9.Учащиеся, работая в парах, вновь возвращаются к работе с алгоритмом и выполняют задание №2. (см. Приложение)

V. Итог исследовательской работы

1.Ученики зачитывают строки, которые они выбрали для названия темы урока и эпиграфа.

2.Учитель слушает и соглашается с выбором ребят, но сообщает им о том, что свой выбор, они должны будут аргументировать при написании сочинения по данной теме.

VI. Вывод урока

1.Урок заканчивается чтением произведения В.В.Маяковского и просмотром презентации (одиннадцатиклассник выразительно читает отрывок из поэмы “Хорошо” глава №17, в презентации слайды отражают события нового времени).

2. Учитель говорит о значимости выбранных строк для прочтения.

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды -

которое будет.

Эти строки наполнены верой в Россию, в новое Отечество.

Презентация

18.02.2009

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306