Событийность воспитательной системы: CINEMA-технология как форма организации событий

Разделы: Классное руководство


1. Принципы отбора и организации материала

Материалом для подготовки классного часа послужили события и факты х/ф «Кука» как совместный с учениками поиск истины, смысла собственного существования и взрослого, и ребенка; извлечение нравственных уроков, которые станут генеральной линией поведения во взрослой жизни. Содержание классного часа строится так, чтобы переходить от предметной информации к ее оценке, от общих оценок – к развернутым суждениям. Для выбора материала значение имеют возрастные особенности учащихся (11 класс, понимающий нравственные понятия и нравственные ситуации).

2. Обоснование применения в воспитательном процессе новых методик

CINEMA – технология в своей основе заключает проживания и переживания. Это одна из перспективных технологий метода событийности в воспитательной системе. Событийная общность – это взаимодействие детей и взрослых, возникающее как со-бытие. Событие-это момент педагогической реальности, в котором происходит развивающая целе- и ценностно ориентированная встреча Взрослого и ребенка. Если считать задачей подростничества взросление, то данная технология – ценный «инструмент» в воспитании подростков.

CINEMA – технологии (социальное воспитание, осмысление социальных проблем)
Этапы 1. Этюд.
2. Экспликация.
3. Рефлексия.
Формы реализации * Cinema-клуб.
* Школьный кинозал.
* Кино-академия.

Использование ИКТ: технологические особенности привносят свою специфику как в традиционную, так и в инновационную технологии работы с классом. В данном мастер -классе используется презентация и в качестве вступительного, и в качестве заключительного слова учителя (т.е. применяется для демонстрации). В данном случае это незаменимая вещь при подаче материала классного часа, т.к. позволяет более эффективно с ним работать (наглядно, эстетично, экономит время) и позволяет мне, классному руководителю, сохранить нейтральную позицию зрителя (по замыслу проводимого классного часа). Презентацию помогли подготовить мои ученики. Т.о., применение ИКТ в системе CINEMA-технологи служит для демонстрации материала, для развития творческих способностей учащихся, что позволяет в целом активизировать процесс воспитания, реализовать требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу, обеспечивает гибкость управления воспитательным процессом. Достаточно применение одного компьютера, проектора и экрана.

3. Место классного часа в годовом плане воспитательной работы

Данный классный час – органично входит в систему тематических классных часов направления воспитательной работы «Нравственность» как части программы «Дороги жизни» в рамках республиканского общественного некоммерческого движения за духовное и физическое здоровье «Юность», участниками которого мы являемся с 8 класса. Заканчивается программа в 11 классе своеобразным итогом проведенной работы «Выпускным рингом». Этот классный час – своеобразный итог, своеобразная форма диагностирования воспитанности молодых людей.

4. Умения, навыки и способы деятельности, которыми учащиеся овладевают или совершенствуют в ходе данного мастер-класса

  • совершенствование системы отношений к окружающему миру через зеркало драматических отношений мира Детства и мира Взрослости;
  • расширяет круг знаний, содержащих информацию о событиях не только чужой, но и своей жизни;
  • совершенствует умение выработать иерархию материальных и духовных ценностей;
  • совершенствует умение переводить обсуждение того или иного факта, явления, события фильма в рамки реального опыта учащихся;
  • совершенствует навыки обдумывания и оценки не только чужих поступков, но и своих, себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения;
  • свободная манера общения во время классного часа способствует желанию жить интересами коллектива, стимулирует к самосовершенствованию, саморазвитию, развитию творческих способностей.

5. Ожидаемый результат 

Предложенная форма актуализирует духовные усилия каждого ребенка, он проявляет себя как индивидуальность, способная не просто оценить мир, но и желающая изменить его во имя улучшения будущей жизни.

6. Сценарий мастер-класса

Классный час «Разговор о милосердии» (Разговор с героями х/ф «Кука»: CINEMA- технологии как зеркало драматических отношений мира Детства и мира Взрослости, зеркало взросления через трудности выбора, зеркало для взрослых: политиков, представителей системы социальной защиты, педагогов.)

Цели:

  • осмысление не только социальных, но и нравственных проблем,
  • осмысление собственных проблем через переживание чужих,
  • определение отношений мира Детства и мира Взрослости, помощь в определении «своего места» в этом мире через совершенствование развития понятий «милосердие», «сочувствие», «понимание»,
  • воспитание ученического коллектива.

I. Вступительное слово в виде презентации. Комментарий к слайдам презентации.

Художественный фильм «Кука» (режиссер Ярослав Чеважевский) – современный и уникальный для учащихся 8-11 классов. Стоит сказать, что и в учительской среде фильм был встречен неоднозначно: были и такие учителя, которые сомневались в правильном понимании фильма, считали, что в нем много «грязи» и поэтому фильм показывать подросткам нельзя. Опыт показывает, что дети умнее нас, взрослых, и воспринимают мир, показанный через призму киноискусства адекватно. Поэтому я рискнула, посмотрела вместе с детьми своего класса фильм и увидела своих «взрослых» детишек взрослыми.

По официальным данным, в России на сегодняшний день насчитывается более 700 тысяч детей-сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотны, более 6,5 миллионов несовершеннолетних детей, граждан России, постоянно нуждаются в систематической каждодневной защите со стороны государства и общества. В рамках проката фильма «Кука» кинокомпания «Staralis», совместно с благотворительными фондами, инициировала специальную акцию: «Кука»: открой свое сердце – помоги детям, целью которой стало привлечь внимание общества к проблеме больных детей и детей-сирот. Эта акция предусматривает не только выражение сочувствия и понимания со стороны ее участников, но и дает возможность гражданам, в том числе и подросткам, изменить ситуацию к лучшему и оказать реальную помощь детям нестандартным способом – просто посмотрев в кинотеатре художественный фильм «Кука».

В свою очередь, картина «Кука» - это безупречная игра звезд отечественного кино в фильме про любовь, сочувствие и переживание, которых так не хватает нуждающимся в помощи детям. И благодаря акции все зрители смогут не только почувствовать любовь, но и отдать частичку ее, поскольку с каждого проданного билета компания будет перечислять средства на помощь конкретным детям.

II. Распределение ролей. Мы с ребятами стали героями, представленными в фильме. Роли были подобраны так, чтобы дети на себе испытали судьбу героя, часто противоположного им по характеру. Ученица из благополучной семьи стала Кукой, девочка с «цельным, твердым характером, знающая, чего она хочет» - несколько инфантильной взрослой Леной. Остальные – представители взрослого мира: работники социальной службы, работники детдома, почты, близкие люди Лены и т.д. Важно, чтобы полученная роль не ранила ребенка, но в моем случае ребята сами выбрали себе роли. Атмосфера кино - клуба или кинотеатра смягчает обстановку, дает определенное настроение. Я стала «нейтральным» зрителем развернувшейся драмы, нейтральным, т. е. не дающим оценок.

III. Разговор о милосердии.

– Понравился ли вам фильм? (Не понравился?) Чем? Почему?

– Познакомимся с героями: Кука рассказывает о своем доме, о жизни без бабушки, о встрече с Леной.

– Лена рассказывает о себе.

–Что означают слова «сочувствие», «понимание», «милосердие», «переживание», «любовь»?

– Почему люди становятся бессердечными? Можно ли назвать окружающих Куку людей бессердечными?

– Почему, желая Куке добра и счастья, люди «ломают» ее мир?

– Какова вина вина каждого из участников этой драмы?

– Как меняется Лена к концу повествования?

Итак, милосердие как категория определена, ее характер выяснен, но разговор был бы не полным без «прощального слова» героям. Обретенной семье Лены и Куки мы желаем любви.

– Да и о других «своих» героях ребята говорят: «А мы вовсе не плохие». Что доброго вы увидели в поступках своих героев?

IV. Вместо заключения. Таким образом, ситуация жизненной драмы пережита изнутри.

Образ жизни – это способ бытия в среде, а значит, одновременно и способ деятельности, общения и отношения, равно как способ познания, преобразования, присвоения и приспособления к среде, а если касаться результатов, то и способ формирования и развития личности ребенка. Условие событийности предполагает организацию полипозиционного пространства взаимодействия субъектов воспитательной системы. При этом образуется общность как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного взаимодействия, где место и способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком.

Презентация – Приложение 1.