Цикл занятий "Чтобы быть здоровым" для детей 3–4-х лет

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи: Продолжить знакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, уши, глаза и др., для чего они нужны человеку. Воспитывать интерес к своему телу.

Материал: большое зеркало, "посылка" (почтовый ящик) в ней лежит фотоальбом с семейными фотографиями каждого ребенка.

Ход занятия

1-я часть. Раздается стук в дверь. Заходит почтальон, спрашивает у детей: "Это детский сад "Мальвина?" Тогда распишитесь и получите посылку. Воспитатель благодарит почтальона. Затем предлагает детям посмотреть, что находиться внутри посылки. Открывает вместе с детьми и достает фотоальбом. Дети садятся на ковер. Все вместе рассматривают фотографии, узнают себя, своих близких.

2-я часть. Воспитатель предлагает детям встать и подойти к большому зеркалу.

А теперь заглянем в большое зеркало. Каждый видит там себя. Посмотрите внимательно. Из чего состоит наше тело? Дети по очереди называют части тела, каждый находит и показывает его на себе (голова, глаза, пальцы, лоб, грудь, нос, уши, живот, щеки, шея, спина, губы, плечи, колени, зубы, руки, ноги, подбородок, локти).

Затем воспитатель предлагает детям поиграть.

Игра "Где наши ручки?"

Дети садятся на стульчики. Воспитатель обращается к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

- Где же наши ручки? Нет наших ручек? (прячет руки за спину. Дети делают тоже самое). Вот наши ручки! (показывает руки, играет пальцами).

- Где же наши ножки? Нет наших ножек? (дети прячут ноги под стул). Вот наши ножки (топают ножками).

- Где же наши ушки? Нет наших ушек? (закрывает руками свои уши. Дети делают тоже самое). Вот наши ушки! (открывает уши, легкое подергивание за мочки ушей).

- Где же наши глазки? Нет наших глазок? (закрывает руками свои глаза. Дети делают тоже самое). Вот наши глазки! (убирает руки с глаз, моргает глазами. Дети повторяют за воспитателем).

- Где же наши щечки? Нет наших щечек? (закрывает руками свои щеки. Дети делают тоже самое). Вот наши щечки! (убирает руки с щек, легкое постукивание пальцами по щекам. Дети повторяют за воспитателем).

- Где же наши коленки? Нет наших коленок? (закрывает руками свои колени. Дети делают тоже самое). Вот наши коленки! (убирает руки с коленок, хлопает руками по коленям. Дети делают тоже самое).

3-я часть. Воспитатель хвалит детей за веселую игру. Предлагает им рассказать об частях человеческого тела, для чего они нужны человеку (голова, ноги, руки, туловище, глаза, уши, рот).

Тема занятия: "Наши глазки".

Программные задачи: Углубить знания детей об органе зрения. Учить внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы, называть мелкие детали тела (есть брови, ресницы, "шторки"-веки, зрачок), выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе.

Материал: зеркала по количеству детей, повязка для глаз, игрушки (мяч, кукла, машина, кубик, зайчик, лягушка), мешочки для игрушек (шесть), коробочка в которой лежит макет - глаза (из папье-маше), картинка - глаза, передвижная доска.

Ход занятия

1-я часть. Педагог предлагает детям поиграть в игру "Жмурки".

Игра "Жмурки". Педагог надевает повязку на глаза и медленно движется по группе, вытянув руки вперед, пытаясь поймать кого-то из детей. Дети ходят осторожно чтобы их не поймали. Пойманный ребенок, надевает повязку на глаза. Игра повторяется.

2-я часть. Раздается стук в дверь. Педагог подходит к двери, открывает её и видит на полу стоит коробочка. Заносит в групповую комнату. Загадывает загадку: "Два соседа - непоседы, днем смотрят, а ночью - спят". (Глаза.) Предлагает детям отгадать. Выставляет картинку на доску.

Вместе с детьми открывают коробочку, достают макет - глаза.

Воспитатель спрашивает у детей: Что это такое? (Ответы детей).

Дети рассматривают макет глаза. Воспитатель сопровождает рассказом и показывает части глаза на макете.

Глаза - это органы зрения. Они помогают нам видеть то, что окружает нас. Глаз очень похож на маленький фотоаппарат. Посмотрите на черный кружок. Это зрачок. Через зрачок проходят лучи света, и на внутренней поверхности глаза появляется маленькое изображение того, что находится перед нами. Давайте посмотрим, что находится перед нами. (Ответы детей).

Веки и ресницы защищают глаза от яркого света и пыли. Веко верхнее и веко нижнее. Веки внутри влажные. Мигая, они всё время смывают с глаз пылинки. Веки еще называют "шторками", если перед глазами появляется какой-нибудь предмет, то "шторки" быстро закрываются. Брови не дают попасть в глаза капелькам пота, стекающим со лба.

Игровое упражнение "Что в мешочке?"

Педагог предлагает детям сесть за столы, на каждом столе лежит мешочек, в котором спрятана игрушка. Мешочек завязан. Дети руками обследуют предметы, которые находятся в мешочках, называют их. В конце игры дети развязывают каждый свой мешочек. По очереди дети достают предметы (игрушки), называют их. Обсуждает с детьми, почему было трудно угадать то, что находилось внутри мешочка.

3-я часть. Затем педагог предлагает рассмотреть свои глаза в зеркале. Даёт детям задания:

Посмотрите на брови.

Найдите ресницы. Для чего они нужны человеку?

Найдите зрачок. На что он похож?

Найдите веки. От чего они защищают глаза?

Закройте глаза;

Откройте глаза;

Зажмурьте глаза.

В конце занятия воспитатель хвалит детей, сообщает, что в следующий раз они поговорят о том, как надо ухаживать за глазами, чтобы они не болели.

Тема занятия "Чтобы глазки не болели".

Программное содержание: Учить детей беречь глаза от пыли, грязи; учить ухаживать за глазами. Прививать детям культурно-гигиенические навыки - необходимость и польза умывания, купания.

Заучивание потешки "Водичка-водичка:"

Материал: кукла с перепачканным лицом (вокруг глаз) и руками, тазик с водой, полотенце.

Ход занятия

1-я часть. Воспитатель предлагает поиграть с водой, но сначала ответить на вопросы: "Для чего нужна вода?", "Что было бы, если бы не было воды?" (Размышления детей).

2-я часть. Раздается плач куклы.

Воспитатель. Ребята, это кто у нас плачет? (Смотрят все друг на друга). Из наших детей никто не плачет. Снова раздается плач куклы. Давайте поищем, кто плачет. Дети вместе с воспитателем ищут, заходят в спальню, в раздевалку, в умывальник, ищут в группе. Находят куклу. Она сидит в углу возле окна и громко плачет. Воспитатель вместе с детьми: Здравствуй кукла.

- Как тебя зовут?

- Маруся.

- Маруся, почему ты плачешь?

- Я играла в песочнице, руками рыла яму. Мне что-то попало в глаз, я стала руками тереть оба глаза. Мне больно а-а-а-а. воспитатель берет куклу на руки.

- Не плачь Маруся, мы тебе поможем, вылечим твои глаза. Правда, ребята (да).

- Кто из вас знает, как помочь Марусе? Что надо сделать? Ответы детей.

Воспитатель и дети подходят к столу, на котором стоит тазик с водой, мыльница с мылом, лежит чистое полотенце. Правильно ребята сначала надо вымыть руки с мылом, а затем глаза, лицо. Саша помоги мне, подержи Марусю. А я ей вымою руки. Ребята посмотрите, как я это буду делать.

Воспитатель сопровождает свои действия объяснением.

- Намочу руки. Опускаю Марусины руки в таз с водой.

- Возьму мыло.

- Намылю мылом Марусины руки. Потру мыло между ладонями.

- Круговыми движениями растираю мыло по тыльной стороне правой и левой кисти.

- Опускаю Марусины руки в тазик с водой, смываю пену.

- Мою лицо, в такой же последовательности. Обязательно закрыть глаза, чтобы не попала мыльная пена.

- Начинаю мыть глаза по направлению от края глаза к носу. Промываю глаза водой.

- Стряхнем воду с кистей (для того чтобы вода не разбрызгивалась по всему столу, сцепляем пальчики в "замочек" и стряхнем воду, держа руки в таком положении).

- Вытираем лицо, а затем руки.

- Полюбуйтесь на Марусю, какая она чистая.

- Маруся, а сейчас твои глаза не болят. Нет.

- Ребята, а вы знаете правила гигиены для глаз, расскажите. Выслушивает ответы детей, затем называет правила.

Береги зрение!

  • Каждое утро и перед сном умывайся прохладной водой.
  • Не три глаза грязными руками.
  • Береги глаза от пыли, грязи.
  • Не смотри долго телевизор.
  • Не садись близко к телевизору, во время просмотра детских передач.
  • Не рассматривай картинки в книге лежа и при плохом освещении.
  • Не играй в опасные для глаз игры.

3-я часть. Воспитатель предлагает детям послушать потешку:

Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,}
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Дети повторяют потешку несколько раз, имитируя процесс умывания.

Тема занятия "Гимнастика для глаз"

Программные задачи: Учить детей самостоятельно делать гимнастику, повторять движения за воспитателем. Закрепить знания детей об органе зрения. Продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за глазами. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Материал: для Айболита: белый халат, белая шапочка или косынка, очки, чемоданчик в котором лежат витаминами: аскорбиновая кислота, реви, повязки для глаз по количеству детей, флажок (красный).

Ход занятия

1-я часть. Раздается стук в дверь. Заходит доктор Айболит (воспитатель). Здоровается с детьми, предлагает детям сесть на ковер, беседует о самочувствие каждого. Обращает внимание детей на макет глаза. Спрашивает у детей, для чего нам нужны глаза. Ответы детей. Из каких частей состоит глаз. Ответы детей (брови, ресницы, веки, зрачок). Как надо ухаживать за глазами чтобы они были здоровыми. Выслушивает детей, хвалит за правильные ответы.

2-я часть. Айболит предлагает ребятам поиграть в игру "Лиса Алиса и кот Базилио".

Дети распределяются по парам один из них кот, другой лиса. Кот одевает себе на глаза повязку, лиса берет кота за руку и ведет до указанного места. После чего дети меняются местами. Игра продолжается. По окончании игры Айболит спрашивает у детей, кому было легче идти лисе Алисе или коту Базилио. Почему? Выслушивает ответы детей.

Айболит. Ребята чтобы наши глаза никогда не болели, были всегда здоровыми надо о них заботиться, соблюдать гигиену глаз, а так же надо делать зарядку. Сейчас я вас научу.

Зарядка для глаз.

Поморгайте (быстро закрыть и открыть глаза.) 10 раз.

Посмотрите на красный флажок сейчас я буду перемещать его, двигаются только глаза. Айболит двигает флажок вправо, затем влево, верх, вниз. Повторить 3 раза

А сейчас вращайте глазами сначала влево, затем вправо, смотрим на флажок. Повторить 3 раза.

Поморгайте 5 раз.

Крепко закройте глаза, откройте.

Закройте один глаз, посмотрите на флажок.

Закройте другой глаз, посмотрите на флажок.

Поморгайте 10 раз.

3-я часть. Айболит. Молодцы ребята все так старались, выполняли правильно

упражнения.

- Что больше всего вам понравилось на занятии? Ответы детей.

Хвалит детей за то, что они много знают об органе зрения. Раздает детям витамины.

- А сейчас мне пора уходит, меня ждут другие ребята. До свидания ребята, я к вам еще прейду.

Тема занятия "Мои ушки"

Программные задачи: Познакомить детей со строением уха. Гигиена слуха. Развитие остроты слуха. Определение направления звука.

Материал: макет - уха (из папье-маше), колокольчик или погремушка.

Ход занятия

1-я часть. Воспитатель. - Ребята, посмотрите друг на друга внимательно. Вы видите друг друга?

- А что нам помогает видеть друг друга? (Глаза).

- А что нам помогает друг друга услышать? (Уши).

Игра "Повтори, что услышал"

Дети поворачиваются спиной к воспитателю. Воспитатель просит детей повторить услышанные слова. Называет одно любое слово ( например, дом, кот, бабочка, ведро, ключ, мороженое, конфета, и т. д.), дети повторяют. Потом воспитатель просит детей закрыть одно ухо рукой, и произносит слова, дети повторяют. Затем предлагает закрыть оба уха, игра продолжается. По окончании игры дети делятся впечатлениями.

- Вы все слова слышали? (Ответы детей.)

- Когда вам было хорошо слышно? (Ответы детей.)

- А когда плохо? (Ответы.)

2-я часть. Воспитатель показывает детям макет уха, рассматривают.

- Уши это орган слуха. С их помощью мы слышим речь, музыку, различные звуки. Ушные раковины, расположенные по бокам головы.

- Давайте рассмотрим ухо друг у друга (дети делятся по парам). Кто-то один, повернитесь к своему товарищу и рассмотрите его ухо. А потом поменяйтесь ролями. Что видно с наружи? (Ответы.) То, что вы сейчас рассматривали, называется ушная раковина. Повторим. (Хоровой повтор.)

- Что еще видите? (Ответы детей. Воспитатель направляет внимание детей на наружный слуховой проход.)

- А сейчас обследуйте свое ухо пальчиком. Расскажите о том, что вы почувствовали. (Ответы.) Далеко ли уходит вглубь наружный слуховой проход? (Ответы.)

- Чтобы в слуховой проход не проникали пыль и микробы, его стенки выделяют особое вещество, серу. Сера густая, липкая, к ней прилипают пыль и микробы. А потом сера выходит из прохода, и когда мы моем уши, то удаляем её вместе с грязью.

- Вы смогли бы добраться пальчиком до конца прохода? (Нет.) природа сделала так. Чтобы никто не мог туда забраться. Потому что в конце прохода есть тонкая-тонкая пленочка. Она называется перепонкой. Повторим это слово вместе. (Хоровой повтор.) Звук ударяется об эту перепонку, и мы его слышим. Уши помогают понять, с какой стороны долетает звук.

Игра "Где звенит?"

Воспитатель дает одному ребенку колокольчик, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в групповой комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища. Водящий меняется. Игра повторяется.

3-я часть. - Ребята, с каким важным органам мы познакомились?

- Зачем нам нужны уши?

- Нужно ли беречь их?

- А как их беречь, мы узнаем на следующем занятии.

Тема занятия "Чтобы ушки лучше слышали".

Программные задачи: Углубить знания детей об органе слуха; формировать гигиенические навыки ухаживать за ушами.

Д/и "Угадай, что звучит"

Материал: музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, молоточек, бубен, металлофон.

Ход занятия

1-я часть. Беседа с детьми. Воспитатель задает вопросы:

Поднимите руки у кого есть уши?

Сколько ушей у человека?

Зачем человеку уши?

Что есть у ухо (ушная раковина, слуховой проход, перепонка, мочка)

Этюд "Глухая бабушка" роль бабушки выполняет взрослый.

2-я часть. Береги слух!

Уши боятся громких резких звуков, грохочущей музыки. Поэтому, если вы не хотите оглохнуть, не стоит включать музыку на полную громкость, так, чтобы "стены тряслись".

Кожа внутри уха очень нежная, её легко повредить. Поэтому ни в коем случае нельзя ковырять в ушах острыми предметами. Чистить уши надо очень осторожно, мягкими ватными жгутиками.

Мой уши.

  • Защищай уши от ветра.
  • Не допускай попадания в уши воды.
  • Не ковыряй в ушах.
  • Не заталкивай в уши посторонние предметы.
  • Не кричи громко.
  • Если в ухе возникла боль, немедленно обратись к врачу.

А сейчас повторите все правила: Дети повторяют.

- Молодцы, ребята! - говорит педагог.

3-я часть. Игра "Угадай, что звучит".

Педагог показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, бубен. Называет все эти музыкальные инструменты, просит детей повторить их названия. Когда малыши запоминают названия музыкальных инструментов, педагог предлагает ребятам закрыть глаза и угадать, на каком инструменте она играла. Педагог следит за тем, чтобы дети не только отгадывали инструменты, но и четко произносили их название.

Занятие "Поиграем с ушками"

Программные задачи: Учить детей навыкам самомассажа. Продолжать формировать гигиенические навыки по уходу за ушами. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Материал: для Айболита: белый халат, белая шапочка или косынка, очки, чемоданчик в котором лежат витаминами: аскорбиновая кислота, реви.

Ход занятия

1-я часть. В гости к ребятам приходит Айболит (воспитатель). Он приветствует ребят, интересуется здоровьем. Осматривает детей, отмечает розовые щечки, чистые, блестящие глазки, чистые ушки. Выясняет у детей все ли дети по утрам моют уши. Просит детей рассказать, как нужно правильно ухаживать за ушами (ответы детей). Хвалит детей за правильные, интересные ответы.

2-я часть. Айболит привлекает детей к игре и собирает их в круг.

"Найдем и покажем ушки". Дети находят свои ушки, показывают их взрослому (если мешают волосы, их закаливают вверх). Повторить 5-6 раз.

"Похлопаем ушками". Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

"Потянем ушки". Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает. Повторить 5-6 раз.

"Покрутим козелком". Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

"Погреем ушки". Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину. Повторить 5-6 раз.

"Послушаем тишину". Дети расслабляются и слушают тишину.

Все действия воспитатель сопровождать стихами:

- Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

1 упр. - Ушки ты свои найди и скорей их покажи.

2. упр. - Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

3. упр. - А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

4. упр. - А потом, а потом покрутили козелком.

5. упр. - Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.

6. упр. - Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

- А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на!

3-я часть. Айболит спрашивает: "Ребята вам понравилось играть со своими ушками".

Ответы детей. Это называется массаж. Его нужно делать каждый день, чтоб улучшить работу органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний. Обещайте мне, что вы будете его делать каждый день. Обещание детей.

Айболит достает из чемодана витамины раздает детям. Затем желает всем здоровья прощается с детьми - "До свидания ребята, до новых встреч". Уходит.

Занятие "Моя кожа"

Программные задачи. Рассматривание кожи на руках через лупу. Рассказ воспитателя о значении кожи для человека. Закрепить культурно-гигиенические навыки мытьё рук. Воспитывать любознательность к своему организму.

Материалы и оборудование. 3 - предмета правильной геометрической формы (круг, квадрат, треугольник) сделанных из плотного картона; предметы простой формы (вата, губка, чашка), 2 предмета сложной формы (игрушки из киндер-сюрприза), шарф для завязывания глаз, коробка с отверстиями для рук по бокам, банки с горячей и холодной водой, ширма.

Раздаточный на каждого ребенка: лупа, зеркало, лист белой бумаги, черная гуашь, разведенная до густоты сметаны, салфетка для вытирания рук, шарфик (платок) для завязывания глаз, 2-3 разных предмета.

Ход занятия

1-я часть. Дети сидят за столами по двое. Воспитатель сидит перед ними. Рядом с педагогом стоит стол с необходимым оборудованием и ширма, где лежат предметы, которые не должны увидеть дети.

- Ребята, мы с вами сегодня будем знакомиться со своей кожей.

- Рассмотрите внимательно свою кожу на руках.

- Какого цвета наша кожа?

- Можно ли снять с себя кожу, как мы снимаем рубашку. Потяните кожу, подергайте ее.

- Все ли наше тело покрыто кожей? Посмотрите внимательно на себя, своего соседа и решите, есть ли участки тела, не покрыты кожей? (глаза, ногти, носовая и ротовая полости.)

- Какая кожа? (гладкая, ровная, шероховатая и др.)

2-я часть. - Ребята ваша кожа кажется вам ровной и гладкой. Рассмотрим ее через лупу. Дети рассказывают что увидели. (мелкая сеточка, волоски, бугорки, складочки, впадинки). Посмотрите на кончики пальцев. На них из складочек образовался рисунок?. Сравните свои пальцы с соседом. Одинаковый ли на них рисунок? (Дети выполняют).

- Давайте сделаем отпечатки ваших пальчиков на бумаге. Обмакните пальчик в краску. Потом осторожно прикоснитесь к бумаге и прижмите его поплотнее. Осторожно поднимите палец вверх, чтобы не размазать краску. Следите, чтобы не испачкалась одежда. (Дети последовательно выполняют все указания.) А сейчас поменяйтесь листами бумаги. И сделайте тоже самое. Сравните рисунок обоих пальчиков, через лупу. Одинаковы они или различаются? (выслушиваются ответы детей).

- Ребята наши пальчики стали грязными, чем мы можем их очистить. (Вытереть влажной салфеткой, вымыть с мылом.)

- Ребята пройдите в умывальную комнату и вымойте руки с мылом.

Воспитатель читает стихотворение:

- Ах вы, деточки чумазые,

Где вы руки так измазали?

Черные ладошки,

На локтях - дорожки.

Во время мытья рук воспитатель следит за каждым ребенком

(последовательное и правильное выполнение задания). Обращает внимание детей на тех, кто делает это правильно.

Дети проходят в групповую комнату и садятся на ковер. Проводиться беседа, Зачем человеку кожа? Какая от нее польза? (Воспитатель выслушивает все предположения детей.)

- Ребята кожа нам может о многом рассказать.

Игра "Что в коробке" воспитатель приглашает к себе по очереди несколько детей, каждому дает коробку и предлагает на ощупь определить, какой предмет в ней лежит. Предметы вкладываются в коробку за ширмой. Чтобы дети не могли их видеть. Вначале помещают предметы правильной геометрической формы, затем - последовательно вату, губку, чашку; последним предлагается киндер-сюрпризы.

Вопросы к детям: Какой формы предмет? Мягкий или твердый? Что рассказали тебе твои пальчики? Правильно определил?

- Кожа может рассказать нам о форме и твердости предметов. Что ещё мы можем узнать с её помощью? Воспитатель приглашает следующего ребенка, завязывает ему глаза шарфиком и последовательно прикладывает к его руке банку с теплой и холодной водой. Меняет места, прикасаясь банками к ладони, предплечье, шее, затылку и др.

- Что еще может чувствовать кожа? Ущипните себе кожу ноготками. Что вы почувствовали? (Боль.)

3-я часть. _ Вот и познакомились мы с кожей. Что она может нам рассказать? Что мы можем почувствовать и определить с помощью кожи? (прикосновение, твердость, форму, тепло, боль.)

Занятие "Пожалей свою кожу"

Программные задачи: Углубить знания детей об уходе за кожей, рассказать о закаливании. Воспитывать потребность к здоровому образу жизни.

Игровые упр.: "Поймай мыло", "Умывалочка!"

Материал: кукла для демонстрации, полотенце или махровая варежка миска с водой.

Ход занятия

1-я часть. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Предлагает поиграть с мылом.

Игровое упражнение "Поймай мыло". Воспитатель подает кусочек мыло первому сидящему ребенку, предлагает потрогать его и передать другому ребенку и т. д. затем спрашивает у детей: Какое мыло? (Мыло сухое, не скользкое). Одному ребенку предлагает взять мыло и положить в миску с водой. Попросить достать его. Спросить: Какое мыло? (Скользкое). После чего кладет в коробку с вырезанными по бокам отверстиями для рук четыре кусочка мыла - два сухих и два мокрых. Затем вызывает одного из детей, предлагает ему всунуть в отверстия коробки обе руки. И просит найти на ощупь то мыло, которое скажет (мокрое, скользкое или сухое). Игра повторяется несколько раз.

2-я часть. Воспитатель спрашивает у детей - Ребята, для чего нам нужно мыло? (Выслушиваются ответы.). Чтобы наша кожа была чистой и здоровой за ней надо ухаживать. Как вы ухаживаете за своей кожей? Надо не только мыть нашу кожу, но и закалять её. Сегодня мы будем учиться на кукле, как правильно это делать.

Взрослый на кукле демонстрирует последовательность движений при обтирании и объясняет, что обтирание должно стать ежедневной процедурой, которую следует выполнять после утренней гимнастики.

Затем ребята самостоятельно показывают, как нужно обтираться (используется кукла). Какие еще вы знаете закаливающие процедуры? (умывание, обтирание, полоскание полости рта, горла, утренняя зарядка, ходьба босиком, прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна и др.)

3-я часть. Упражнение "Умывалочка!":

- Кран, откройся! Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, ушки! Мойся, шейка!
Шейка! Мойся хорошенько!
Мойся, мойся, умывайся!}
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!