Для учителей русского языка

Авторский элективный курс по русскому языку "Речевой этикет". 8-9 -й классы

Разделы: Русский язык


Единственная настоящая роскошь –
это роскошь человеческого общения.

А. Сент-Экзюпери

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

Современному подростку необходимо не только общение, но и умение общаться. Часто он попадает в такие ситуации, когда от такого умения зависит и самооценка, и отношение ровесников, и доверие взрослых собеседников. Данный курс призван помочь подростку ориентироваться в современном мире, умело строя отношения со знакомыми и с незнакомыми людьми.

Речевой этикет – система специфичных, стереотипных, устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта собеседников, для его поддержания и прерывания (в избранной тональности). (Н.И. Формановская) К речевому этикету, в частности, относятся сова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь, и т.д. При этом в общении большую роль играют именно этикетные формулы, применяемые в различных речевых ситуациях. Усвоив основные из них и с помощью решения проблемных вопросов и ситуаций, ролевых игр и т.п. применив их на практике, подросток сможет чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он в очень малой степени подвержен изменениям, но за последние 5-10 лет с изменениями в обществе в этой области произошли некоторые модификации. Цель этого курса – усвоение учащимися основных этикетных формул и умение правильно использовать их в своей речи, в том числе и с учётом последних изменений в речевом этикете.

Основные задачи курса:

  • познакомиться с историей русского речевого этикета;
  • уметь употреблять этикетные формулы в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания, приглашения, поздравления, извинения, отказа, благодарности и т.д.;
  • научиться правильно вести спор, в том числе со взрослыми;
  • выявить роль в общении интонации, невербальных средств общения (жестов, мимики, позы, телодвижений);
  • на основе наблюдений над речевыми особенностями человека уметь выявить и некоторые черты его характера;
  • уметь анализировать художественный текст с точки зрения особенностей речи персонажей в диалогах;
  • составлять тексты различных стилей, используя этикетные формулы;
  • использовать различные языковые средства, с помощью которых можно установить и поддерживать доброжелательный контакт с собеседником в разных условиях общения.

Ожидаемые результаты обучения:

  • учащиеся должны усвоить, что в общении очень важны вежливость и тактичность, при этом складывается мнение о воспитанности и образованности собеседника, его характере;
  • иметь представление об истории и современных тенденциях в русском речевом этикете, а также некоторых особенностях речевого этикета других народов;
  • знать основные этикетные формулы и уметь применять их как в устной, так и в письменной речи;
  • уметь вести разговор, убеждать собеседника в чём-либо, тактично отстаивая свою правоту;
  • владеть различными языковыми средствами, которые могут помочь в установлении доброжелательных контактов с собеседниками в разных условиях общения;
  • иметь сведения о роли невербальных средств, используемых при общении;
  • уметь использовать необходимую интонацию в разных речевых ситуациях;
  • уметь давать характеристику персонажа художественного произведения с учётом речевой характеристики и манеры разговаривать с другими персонажами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1.Для чего нужны правила речевого этикета. Этикетные слова. Понятие речевой ситуации. Вежливость и этикет. (1 час)

2.Из истории русского этикета. “Домострой” (16 век). “Юности честное зерцало” (1717г.) Дореволюционные этикетные формулы. Речевой этикет в советское время. (1 час)

3.Использование этикетных формул в различных речевых ситуациях. Ситуация знакомства. Как обращаться к собеседнику. Ты и вы. Беседа. Телефонные разговоры. Письма. Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. (3часа)

4.Формулы сочувствия, утешения. Отказ просьба, извинения. Поздравление, пожелание, приглашение. (1 час)

5.Умение спорить. Спорим или ссоримся? Части спора. Спор со взрослыми. (2 часа)

6.Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. (1 час)

7.Роль интонации в речевом общении. (1 час)

8.Речевой этикет других народов. (1 час)

9.Использование речевых ситуаций в художественных произведениях. (2 часа)

10.Новое в русском речевом этикете. Формулы начала и конца общения. Тенденция употребления усечённых конструкций. Общение в Интернете. Сетикет. (2 часа)

11.Речевой этикет – культура общения – воспитанность. Как говорить? Как вести диалог? Как выступать? Как писать? (2 часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(Рассчитан на 17 часов)

тема

Формы работы

Самостоятельная работа, виды контроля

1.

Правила речевого этикета. Этикетные слова. Беседа. Лингвистический анализ текста. Сочинение “вредных” советов.

2.

Из истории русского этикета. Сообщения учащихся, работа со словарями различных типов. Письменный аргументированный ответ на проблемный вопрос.

3.

Ситуация знакомства. Обращения. Уместность использования местоимениё ТЫ и ВЫ. Составление предложений и диалогов с использованием обращений, вводных слов. Работа в группах. Составление диалога.

4.

Беседа, телефонные разговоры, письма. Решение проблемных ситуаций. Работа в группах. Написание писем.

5.

Вежливость в семье, на улице, в общественных местах, в рабочем коллективе. Ролевая игра. Сочинение-миниатюра по результатам наблюдений.

6.

Формулы сочувствия, утешения, отказа, просьбы и т.п. Беседа. Приглашение на день рождения от лица людей различного происхождения и времени или дружеские поздравления в форме акростиха.

7.

Умение спорить. Беседа, словарная работа, решение проблемных ситуаций. Составить текст примирения.

8.

Спор со взрослыми. Риторическая (коммуникативная) игра. Памятка “Как отстоять своё мнение в обсуждении со взрослыми”.

9.

Этикетная роль мимики, жестов, позы, телодвижений. Беседа, работа со словарями. Работа с фразеологизмами. Индивидуальные задания, наблюдение над знакомыми людьми, героями кинофильмов.

10.

Роль интонации в речевом общении. Наблюдение над интонационными особенностями речи, анализ текста, интонационные тренинги. Индивидуально: расставить паузы и логические ударения в тексте.

11.

Речевой этикет других народов. Заочное путешествие. Сформулировать практические рекомендации туристам, выезжающим в Японию и США.

12-13.

Использование этикетных ситуаций в художественных произведениях. Анализ художественных текстов. Самостоятельно: анализ невербальных средств общения во фрагменте художественного произведения.

14-15.

Новое в русском речевом этикете. Лекция, конспектирование, работа в Интернете. Написать заметку “Новое в русском речевом этикете”

16-17.

Речевой этикет – культура общения – воспитанность. Семинар по итогам изучения речевого этикета. Индивидуальные сообщения, эссе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… – М., 1982.
  2. Дорохов А.А. Это стоит запомнить. – М., 1980.
  3. Ивашкина О.В. Новое в русском речевом этикете. // Русская словесность. – 2003. – №5.
  4. Камычек Ян. Вежливость на каждый день. – М., 1975.
  5. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М., 1988.
  6. Львов С.Л. Быть или казаться? – М., 1982.
  7. Львова С.И. “Позвольте пригласить вас…”, или Речевой этикет. – М., 2005.
  8. Русский язык и культура речи: Практикум //Под ред. В.И.Максимова. – М., 2000.
  9. Мы живём среди людей: Кодекс поведения // Авт.-сост. И.В.Дубровина. – М., 1989.
  10. Словарь по этике // Под ред. И.С.Кона. – М., 1981.
  11. Федосеева Т.А. Давайте поспорим! // Русская словесность. – 2003. – №6.
  12. Формановская Н.И. Вы сказали: “Здравствуйте!” – М., 1982.
  13. Ходаков М.С. Как не надо себя вести. – М., 1975.
  14. Хорват Ф., Орлик Ю. Вежливость на каждый день. – М., 1981.
  15. Чернышева М.А. Культура общения. – Л., 1983.