Адаптивная программа по физической культуре в 10–11-х классах

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Образовательная область физического воспитания призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Адаптация данной программы в том, что она создана на основе курса обучения игре в баскетбол, волейбол, "Русская лапта" и разностороннем развитии двигательных способностей учащихся. Технические приемы, тактические действия и особенно игра баскетбол и волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников. Эта программа раскрывает возможность не только для физического, но и нравственного воспитания учащихся, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности. Игровой процесс сам по себе обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

Программа последовательно решает основные задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихся;
  • воспитание у школьников высоких нравственных качеств, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
  • приобретение необходимых понятий и теоретических сведений по физической культуре;
  • развитие основных двигательных качеств.

В зависимости от условий своей деятельности каждый может сам подобрать упражнения и игры, которые бы помогали учащимся овладеть техническими приёмами.

В данной программе специальные контрольные упражнения и нормативы разработаны для данной школы. Поскольку не все школы работают в одних и тех же условиях (спортивный зал, площадки, материальная база и т.п.), выбрать какой-то единый норматив для всех не представляется возможным.

Качество учебного процесса во многом зависит от правильности его планирования. Поэтому составленный годовой план распределения учебного материал, не имеет лыжной подготовки, а кроссовая подготовка равномерно распределена на другие виды, так как техника безопасности не позволяет проводить её в зимний период. Потому, что при организации занятий следует строго соблюдать правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательной школе.

Занятия по физической культуре с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной и подготовительной группе, проводятся по специальной программе. Однако, если учащиеся изъявляют желание и по заключению врача могут заниматься с классом, им это разрешается под особым наблюдением учителя физической культуры.

Примерное распределения учебного времени на различные виды программного материала (сетка часов) при двух занятиях в неделю.

№ п./п. Вид программного материала Комплексная программа Адаптированная программа
5-9

классы

10-11

классы

5-9

классы

10-11

классы

1 Базовая часть 48 42 48 42
1.1 Основы знаний

В процессе урока

1.2 Способы двигательной деятельности (умения, навыки, двигательные способности)        
1.2.1 В спортивных играх 10 14 24 18
1.2.2 Лёгкоатлетические 14 14 24 24
1.2.3 Гимнастические 12 14 14 * 10 *
1.2.4 Лыжная подготовка

(кроссовая)

12 ---- ---- ----
1.2.5 "Русская лапта".     6 ** 8 **
2 Вариативная часть 20 26 20 26

*В адаптированной программе часы по гимнастики равномерно распределены в спортивных играх и легкой атлетике, так как в баскетболе, волейболе и л/а присутствуют элементы гимнастических упражнений (прыжки, кувырки, перекаты и т.д.).

** "Русская лапта" применяется как подвижные игры на уроках по легкой атлетике, и равномерно распределена в первой и четвёртой четвертях. Это делает уроки по легкой атлетике более интересными.

Годовой план-график приложение №1.Тематическое планирование с методическими рекомендациями 10-11 классы на 2008-2009 год. приложение №2

10-11 класс

1.Основы знаний.

Стресс. Влияние стресса на состояние здоровья. Способы уменьшения влияния стресса. Индивидуальные подходы к заботе о здоровье.

Цели и задачи физического воспитания. Традиции семейного и физического воспитания.

Организация и самостоятельное проведение занятий физическими упражнениями с группой товарищей (контроль за физической нагрузкой)

2.Общая физическая подготовка.

Старты из различных исходных положений по внезапному и неожиданному сигналу; спринт, ускорение по 50-60 м. Повторный переменный бег на отрезках 100-200 м. Бег 30м, 100м с низкого старта, 1000м, кроссовый бег 3000м (Ю.) и 2000м (д).

Упражнения с отягощениями; в висах и упорах; силовые упражнения с партнером.

Прыжки, запрыгивание; прыжки в глубину; опорные прыжки; прыжки через препятствия.

3. Специальная подготовка.

Ловля мяча после отскока; передача одной рукой от плеча на различные расстояния с места и в движении; передача одной рукой из-за спины.

Бросок мяча над головой сбоку (крюком) после ведения, после ловли в движении; бросок двумя руками над головой в прыжке с неизвестно заранее места, с определением сопротивления двух противников.

Взаимодействие игроков в нападении и в защите; борьба двух защитников с двумя нападающими за отскочивший мяч после неудачного броска издали.

Двухсторонняя игра.

Передача мяча на месте и в движении в парах, тройках назад за голову. Верхняя прямая подача (силовая). Прием мяча двумя сверху и снизу с передачей в различные зоны по заданию.

Совершенствование техники нападающего удара по зонам. Техника блокирования, с места и с разбега.

Технические действия игроков в нападении и защите .

Двухсторонняя игра с использованием изученных приёмов.

Игра "Русская лапта" по правилам. Тактические действия игроков в нападении и защите.

4.Примерные показатели двигательной подготовленности.

Контрольные упражнения 10 класс

Вид испытания Мальчики Девочки
5 4 3 5 4 3
Бег 30м. с высокого старта ( сек.) 4,7 4,9 5,2 5,1 5,3 5,5
Бег 100м. с низкого старта (сек.) 14,5 14,9 15,5 16,5 17,0 17,8
Челночный бег 3х10м. (сек.) 7,3 7,7 8,2 8,4 8,7 9,7
Прыжок в длину с места (см.) 215 205 195 200 190 180
Прыжок в длину с разбега (см.) 440 400 340 360 340 300
Прыжок в высоту с разбега (см.) 135 125 115 120 115 105
Прыжки через скакалку (раз в мин) 140 134 120 145 140 125
Метание гранаты 700/500гр. (м.) 32 26 22 18 13 11
Поднимание туловища из положения, лежа на спине (раз) 27 24 18 26 21 15
Подтягивание на перекладине (раз) 11 9 8 22 17 12
Наклон вперёд из положения, сидя (см.) 9 5 3 10 8 4
Кросс 3000/2000 м (мин.,сек.) 15,0 16,0 17,0 10,10 11,40 12,40
6-минутный бег (м) 1500 1350 1100 1300 1150 900

Контрольные упражнения 11 класс

Вид испытания Мальчики Девочки
5 4 3 5 4 3
Бег 30м. с высокого старта (сек.) 4,6 4,8 5,1 5,0 5,2 5,4
Бег 100м. с низкого старта (сек.) 14,2 14,5 15,0 16,0 16,5 17,0
Челночный бег 3х10м. (сек.) 7,2 7,5 8,1 8,4 8,7 9,6
Прыжок в длину с места (см.) 230 210 180 210 190 160
Прыжок в длину с разбега (см.) 460 420 370 380 340 310
Прыжок в высоту с разбега (см.) 135 130 120 120 150 105
Прыжки через скакалку (раз в мин) 145 139 120 150 145 125
Метание гранаты 700/500гр. (м.) 38 32 26 23 18 12
Поднимание туловища из положения, лежа на спине (раз) 29 25 19 27 24 18
Подтягивание на перекладине (раз) 14 12 10 23 18 14
Наклон вперёд из положения, сидя (см.) 7 1 -6 11 8 5
Кросс 3000/2000 м (мин., сек.) 13,0 15,0 16,30 10,0 11,30 12,20
6-минутный бег (м) 1550 1400 1150 1350 1200 850

Приложение 1, приложение 2.