Экологическая сказка в ДОУ для детей с нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “Сланцевский детский сад № 1 компенсирующего вида” (г. Сланцы, Ленинградской области) для детей с нарушениями речи с 2007г.работает в рамках реализации Программы развития, одним из основных блоков которой является “Экологическое воспитание как основа воспитательной системы ДОУ”. Второй учебный год внедряется программа Н.А.Рыжовой “Экологическое образование в детском саду”. Коллектив столкнулся с проблемой – интегрирование задач экологического воспитания в коррекционно-образовательный процесс. В апреле 2008г. состоялось заседание педагогического совета, где учителя – логопеды и воспитатели поделились своим опытом работы на тему “Поиски возможных форм организации экологической работы в ДОУ”. Воспитатель высшей квалификационной категории Т.А.Приходько подробно остановилась на экологической сказке.

Приступая к работе, преследовалась цель: формировать у детей ответственное отношение к природе.

В процессе работы над этим были поставлены задачи:

  • Посредством экологических сказок прививать детям экологическую культуру поведения
  • Формировать систему элементарных экологических научных знаний, доступных пониманию ребенка 5 – 6 лет.
  • Развивать познавательный интерес к миру природы,
  • Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Воспитывать гуманное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
  • Развивать чувство эмпатии к объектам природы.

Прогнозируемый результат – знание элементарных норм экологической культуры и выполнение их в жизни.

Был разработан план изучения блоков программы “Наш дом – природа”, составлен список экологических сказок для детей.

В течение года детям читались и рассказывались экологические сказки Н.Рыжовой: “Жила – была Река”, “Как люди речку обидели”, “История одного пруда”, “Ходит капелька по кругу”, “Вот труба, над нею – дым”, сказки Николаевой: “Что такое кислый дождь”, “Нефть в море”, “Отчего погибли киты” и др. Дети с удовольствием слушали интересные для них сюжеты, усваивая экологические правила, нормы поведения в природе.

Во время работы со сказками мы убедились в том, что не все, что мы предлагаем детям, интересно и понятно. Некоторые сказки (“Жила – была Река”) требовали большой подготовительной работы. Порой, их приходилось сокращать. Но самая большая беда была в том, что мы читали эти сказки по книгам без картинок. А дети так хотели их видеть!

Следующий недостаток экологических сказок – их однотипность. Герои их – мальчик, девочка, камешек, птичка, капелька. С ними случается беда, но нет здесь захватывающего сюжета, волшебных сил, которых любит современный ребенок.

Прочитанные и пересказанные сказки дети до этого не слышали. Если же они узнавали что-то знакомое, говорили: “Я мультик смотрел”. И никто не сказал: “ Мне рассказывали” или “ Мне читали”. Отсюда вывод: основной источник экологического образования детей – детский сад, домашний же воспитатель, в основном – это телевизор, где “живут и здравствуют” любимые детьми и непонятные нам, взрослым, Смешарики. Эту большую любовь к современным героям мультфильмов, мы использовали в экологической работе. Первый опыт встречи с ними был на Дне образования, на совместном с родителями занятии “Путешествие капельки”. Дети изготовили маски героев, поиграли с ними и постепенно стали отождествлять себя с этими персонажами. Так пришла идея инсценирования сказки “Смешарики в отпуске”. Эта форма работы, по нашему мнению, дала большой положительный результат, так как дети не только усвоили нормы экологически правильного поведения в природе, но и прочувствовали их, проиграли, надеемся, запомнили их на всю жизнь.

И на сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать: “Уроки доброты через экологическую сказку и нормы экологического поведения нашими детьми усвоены”. Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

Выбранная нами форма работы по экологическому образованию дошкольников доставила много интересного не только детям, но и нам, воспитателям. Она приемлема. И для детей подготовительной группы, воспринимающих окружающий мир более серьезно и правдиво.

Для нашего детского сада эта форма работы несет в себе и коррекционную направленность: развитие связной речи, работа над звукопроизношением, грамматическим строем речи – все это можно выполнять, работая над экологическим воспитанием детей через сказку.

В этой статье мы представляем сценарии двух спектаклей, прошедших в старших группах нашего ДОУ.

Сценарий спектакля “Смешарики в отпуске”

(рис. 1)

Составители: учитель-логопед второй квалификационной категории Т.Ю. Крень, воспитатель высшей квалификационной категории Т.А. Приходько, воспитатель второй квалификационной категории Е.В. Разинкова.

Действующие лица: Крош, Лосяш, Копатыч.

Действие первое

Ведущий: Жили-были веселые, неугомонные, жизнерадостные Смешарики. Учились, трудились, смеялись, веселились. Настало у них время отдыха, и отправились они в отпуск.

(Под веселую музыку входят вприпрыжку герои: Крош, Лосяш, Копатыч.)

Крош:

Пришагали мы на речку
Воскресенье провести.

Лосяш:

Отдохнем, повеселимся
И на солнце полежим.

Копатыч: Давайте найдем свободное местечко.

Ведущий: И стали Крош, Лосяш и Копатыч искать свободное местечко. И тут посмотрят и там, и вдаль глянут… Трудно найти свободное местечко…

(Осматриваются, ищут свободное место.)

Ведущий: Крош и говорит:

Крош:

А свободного местечка
Возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят,
Отдыхают, как хотят.

Копатыч:

Вот местечко
Хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид,
Прекрасный пляж…
Распаковывай багаж!

Звучит спокойная веселая музыка, слышно пение птиц.

Ведущий:

Солнышко светит,
Водичка журчит
Птички поют, веселятся.
Мягкая травка.
Чудеснейший вид
Может и нам тут остаться?

(Смешарики располагаются, делают вид, что загорают, играют в мяч, едят.)

Ведущий:

Смешарики багаж распаковали.
Копатыч мячик достает,
Он Крошу, тот Лосяшу
Его передает.
Играют и резвятся!
Заботы никакой!
Здоровые, веселые придут они домой.
На солнце загорают,
Да книжечки листают.
Баранками, бананами
Здоровье поправляют.
Время молнией летит!
Вечер близко,
Солнце низко.
Крош друзьям и говорит:

Крош:

Вот, друзья, мы отдохнули.
Только мусор куда деть?

Ведущий:

Музыка тревожная звучала,
Скуколень к ним прилетала.

Скуколень:

Я Скуколень, я Скуколень.
Скучаю я и ночь, и день.
Сидеть мне с вами даже лень.

Смешарики: Здравствуй, Скука. Здравствуй, Лень.

Лосяш:

Подскажи, реши вопрос:
Куда девать нам этот воз?

Скуколень:

Веселитесь, отдыхайте,
В речку все это бросайте.

Ведущий: И летели в Речку банки, склянки и размокшие баранки. Забрали свои рюкзаки, книжки да мячик Смешарики и побежали домой.

Действие второе

Ведущий: На другой день Бараш, Пин и Ежик отправились на рыбалку.

(Смешарики шагают под веселую музыку.)

Бараш:

Пришагали мы на речку
Воскресенье провести.
Рыбку в речке половить.

(Садятся, удят рыбу.)

Ведущий:

Укромный уголок они нашли
И удочки достали.
Попалось им на удочки
По рыбке по одной.
Уклейкой называется,
А больше никакой!
Не ловится рыбешка!..
Ну, ни на чей крючок!..
Но вдруг – удача!
Задергался у Ежика
Зеленый поплавок.

Пин:

Повезло тебе так, Ежик!
Щуку тащишь из воды.

Еж:

Погляди, какая щука!
Это же башмак!

(Стоят, удивляются.)

Ведущий: Рассматривают они башмак. Удивляются. Откуда? Что это? Заклевало вдруг у Пина…

Пин:

Может щука у меня? (Тащит .)
Нет, пустая банка.

Бараш:

А я хочу поймать леща,
Трудная задача!
Только ждет меня опять, братцы, неудача.

(Вытаскивает колесо.)

Ведущий:

Отдыхали тут, друзья.
И остались на полянке
У потухшего костра
Банки, склянки
И размокшие баранки…
Словом, мусора гора!
Прилетала Скуколень и совет давала всем:
Все бросайте, хоть куда
Даже в речку, господа!
И случилась тут беда.

Диалог с залом.

  1. Какая же случилась беда?
  2. Какой была речка до того, как встретилась с людьми?
  3. Как речка помогала людям? (Давала пищу, освежала в зной, бодрила. Люди отдыхали и загорали у реки.)

Действие третье

Играет веселая, задорная музыка. Появляются вприпрыжку Совунья и Нюша.

Нюша: Совунья, погляди. Какой ужас здесь сделали.

Совунья:

Да.
Была чистая вода
И местечко хоть куда! (Осматриваются.)
Отдыхать теперь нельзя.

Ведущий: Нюша и Совунья давайте позовем сюда всех Смешариков.

Нюша и Совунья: Смешарики! Сюда! Сюда!

Совунья: Кто вам посоветовал такой ужас сделать?

Смешарики: С К У К О Л Е Н Ь !!!

Появляется Скуколень

Скуколень:

Я Скуколень, я Скуколень,
Скучаю я и ночь, и день.
Сидеть мне с вами даже лень…

Бараш: Давайте перевоспитаем Скуколень.!

Скуколень: Что???

Крош: Ты живешь не за горами.

Пин: По соседству. Рядом с нами.

Нюша: Будь спокойным. Деловым.

Копатыч: Для друзей всегда открытым.

Совунья: И забудь про скуку, лень.

Еж: Не скучай и не ленись.

Бараш: Лучше с нами ты трудись.

Лосяш: Чтоб потом мы отдыхали, веселились и гуляли.

Скуколень:

Я согласен быть таким,
Не ленивым, деловым.

Нюша: Место надо сделать чистым. Чтобы был чудесный вид.

(Смешарики наводят на берегу порядок.)

Ведущая: Смешарики навели порядок на берегу реки, встали полукругом у ее берегов. И вдруг зажурчала весело Река, понеслась по камушкам веселая, счастливая, чистая и прозрачная.

Звучит спокойная музыка. Река пробегает между детей змейкой.

Река:

Я знала, что погибну,
Но вы меня спасли.
Я снова стала чистой,
Как капелька слезы.
Так будьте же гостями,
Купайтесь, веселитесь!
Давайте мы станцуем под музыку сейчас!

Ведущий: Смешарики! Становитесь в “Ручеек”, поиграем вместе с “Речкой”.

Дети вместе с рекой водят хоровод “Ручеек”. Звучит веселая музыка.

Ведущий:

Наигрались Смешарики и побежали.
Смешарики убегают.

Речка:

Погодите, не спешите!
И подарки получите!

Ведущий: А вот и подарки. (Показывает на подарки – бутылки с чистой водой). Ребята, давайте поблагодарим Реку за такой подарок. Ведь без воды мы не сможем жить.

Дети благодарят Речку.

Ведущий: Дети, как надо себя вести на реке, чтобы вода в ней была вот (показывает) такой чистой и прозрачной?

Ответы детей из зала.

Ведущий: Чистая вода – это замечательный подарок. К сожалению, на Земле ее остается все меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река! Давайте скажем все вместе: Спасибо, Река.

Дети:

Спасибо, Река!
До свидания.

Представление актеров.

Сценарий спектакля “Поспешили – людей насмешили”

Составитель: учитель-логопед высшей квалификационной категории Сибуль И.Э.

Действующие лица: Медведь, Лягушка, Мышонок, Курочка, Гусь, Корова, Поросенок, Козленок, Белка, Кошка, Утка, Лисичка.

Ход спектакля

Декорации: лес, полянка, домик.

Ведущий:

На полянке стоит дом.
Интересно, что же в нем?
Поспешите,
С нами вместе посмотрите.

(Звучит музыка.)

Ведущий: Вот лягушка по дорожке скачет, не жалея ножки.

(Лягушка стучится в домик.)

Лягушка:

Ква-Ква- Ква
К вам в гости пришла.

Голос из домика: Р-Р-Р-Р…

Ведущий:

Лягушка убежала,
Мышонка позвала.
Хоть мышонок очень мал,
Тоже в гости побежал.

Мышонок:

Пи-Пи-Пи.
Пироги пекли?

Голос из домика: Р-Р-Р-Р.. (Мышонок убегает.)

Ведущий:

А теперь посмотрите на гусака.
Крыльями машет, глядит свысока.

Гусь (стучится в домик).

Га-Га-Га.
Ничего не ел с утра!

Голос из домика: Р-Р-Р-Р.. (Гусь убегает.)

Ведущий:

Новую юбку корова надела.
В гости идти она захотела.

Корова (стучится):

Му-Му-Му.
Я попить хочу.

Голос из домика: Р-Р-Р-Р. (Корова убегает.)

Ведущий:

Вот курочка-хохлаточка
Шагает в новых тапочках.

(Курочка стучится в домик.)

Курочка:

Ко-Ко-Ко.
Поклевать бы мне пшено

Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Курочка убегает.)

Ведущий:

Полюбуйтесь-ка немножко,
Как ступает мягко кошка!

Кошка (стучится):

Мяу-Мяу. Не гоните,
А сметаной угостите.

Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Кошка убегает.)

Ведущий:

Поросенок заскучал,
Тоже в гости побежал.

Поросенок:

Хрю-Хрю-Хрю.
Вкусный корешок люблю.

Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Поросенок убегает.)

Ведущий:

Серая белочка,
С серым хвостом
К домику ловко бежит за грибком.

Белка:

Цок-Цок-Цок.
Может, есть у вас грибок?

Голос из домика: Р-Р-Р-Р…(Белка убегает.)

Ведущий:

Хоть утка сегодня и очень устала
В гости попасть и она пожелала.

Утка (стучится):

Кря-Кря-Кря.
В гости я пришла не зря.

Голос из домика: Р-Р-Р. (Утка убегает.)

Ведущий:

Вот козленок, серый бок,
В гости скачет: прыг да скок.

Козленок:

Ме-ме-ме.
Свежей травки нужно мне.

Голос из домика: Р-Р-Р. (Козленок убегает.)

Ведущий:

Идет в гости и лиса,
Щурит, рыжая, глаза:

(Лисичка подходит.)

Лиса:

Тяв-Тяв-Тяв.
И я хочу побывать в гостях.

Голос из домика: Р-Р-Р.

Ведущий: Медведь выглянул из домика.

Медведь:

Р-Р-Рад гостям!
Я Вас прошу
Проходите все к столу!

Ведущий: Звери обрадовались, побежали к Мишке. Стали веселиться.

(Зверюшки становятся в хоровод и весело танцуют вокруг медведя.)

Ведущий:

Зря, трусишки, поспешили
И народ весь насмешили!
Мишка не желал пугать,
А хотел их угощать.

К О Н Е Ц.