"Век нынешний" в ретроспективе "века минувшего" или Образование в "Зазеркалье" ("педагогическая поэма" провинциального учителя)

Разделы: Социальная педагогика


"Нет большего цинизма, чем воспитывать одно поколение в качестве удобрения для последующих",- сокрушался А.Герцен. В России, вероятно, вследствие "скифских генов", никогда не существовало консенсуса цивилизованных сил, гармонии единомышленников, братства соотечественников, а лишь полярные популяции "героев нашего времени" и "лишних людей". Причем именно рафинированные инакомыслящие, люди с честью и совестью, "белые вороны" становились маргиналами, невозвращенцами, а то и тем самым "культурным гумусом". Нравственная траектория "золотой середины" не позволяла сим россиянам пресмыкаться перед знаковыми символами "сильных мира сего", как-то: "кухарки", "рабочего и колхозницы", "челнока", "приказчика". "Сначала хлеб, а нравственность потом " (Б.Брехт) – ошибочная ставка человечества на прагматизм. Однако очевидно, что доминирование культуры полезности над культурой достоинства приведет "человека разумного" уж если не к гибели, так, во всяком случае, назад к варварству (как "юности человечества"). И вместо футуристической мечты "о хороводе братских народов вокруг земного шара" реинкарнируется фатальный путь "Слепых", предначертанный гением А.Дюрера. Современных "инженеров человеческих душ" не заботит проблема пресловутой возрастной пропасти между "отцами и детьми", так как намедни исключаются идейные, нравственные, политические разногласия поколений с точки зрения присно поминаемого закона "отрицания отрицания"! Человекоцентрический подход в образовании дал свои прекрасные и долгожданные плоды! На смену закомплексованным "строителям коммунизма" пришло поколение "непоротых " молодых людей. Как известно, именно из поротых не граждане вырастают, а холопы. И в этом мне видится, прежде всего "великая поступь истории". На первый взгляд, нынешние школьники не похожи на своих ровесников конца 70-х. У них иные амбиции, иные взгляды на мир, они вообще живут в другой стране! "Не сравнивай! Живущий не сравним!" (О.Мандельштам).

Так существуют ли проблемы детства? Не может не радовать тот факт, что выпускников 80-х, 90-х, 2000-х отличает все возрастающий налет самоуверенности, самовлюбленности, самодостаточности. Поколение "миллениума" профессионально ориентировано, им присущ коллективизм, преклонение перед малой родиной, семьей. Однако узость интересов (компьютер, телевизор), пассивность, карьеризм (выплакивание оценок), эгоизм, завышенная самооценка, лимит свободного времени вследствие перегруженности программ, нежелание читать книги не дают фору "каэспэшникам".

"Подернулась тиной советская мешанина,
И вылезло из-за спины РСФСР
Мурло мещанина"

(В.Маяковский).

"Умом Россию не понять" - это вне времени. Наше общество поражено очередной "эпидемией "гламура - кичащейся пошлостью "новых жлобов", пытающихся утвердить приоритет "упаковки". Гламур "а-ля рус" напоминает "пир во время чумы", но многие незрелые души попадают под влияние вульгарных жуиров и меркантильных "ценностей ". Еще в 90-е годы европейцы культурно посмеивались над пошлыми "Дуньками, пущенными в Европу", кичащимися "подвесным оборудованием" из золота и демонстрацией норковых шуб в условиях достаточно мягкой зимы. "Мексиканский тушкан" Эллочки меркнет! Но это – в пассиве! А в активе – согласно социологическим данным, 50% респондентов готовы ради благополучия преступить моральные нормы.

Деградация общества стремительно набирает обороты. В одной только Воронежской области 400 тысяч детей произрастают на руинах сверхдержавы под прессингом "черного": зла, юмора, нала, вторника, сил, пиара, легенды..." Цветы земли не знают грязи?" И, тем не менее, поколению "некст" присуща воля к жизни, надежда на будущее, целеустремленность и мужество. Старшеклассники отличаются религиозностью, политизированностью, патриотическим оптимизмом.

Меня, выходца из советской" шинели" конца 70-х, "позднего ребенка великой страны", аполитичного нигилиста, морального "хиппи" с кодексом чести, достоинства и непререкаемым авторитетом книги восхищает вера молодых современников в созидательную силу и социальную справедливость "власть придержащих". И это понятно. Общество стало признавать индивидуальные ценности (не только коллективные и общечеловеческие), с ними возросло и уважение к себе - неповторимому и уникальному, а не к авторитарному "винтику", "неличности", пассивной единице, бездуховному существу "советской школы", где отметка являлась средством принуждения и отождествлялась с личностью ученика. Авторитарная школа с шаблонной формой обучения насилует и уродует личность, убивает талант, ориентирует на посредственность, на холопство.

С этим нельзя не согласиться, хотя факты говорят, что традиционную систему обучения и качество обученности учащихся СССР признавали лучшими в мире.

Как менялась система образования? Традиционное классическое обучение в социогенной, информационной, авторитарной, дидакто-центрической массовой школе 80-х модифицировалось в авторитарно-демократическую 90-х и гуманистическую последующих лет. Произошла, прежде всего, метаморфоза позиции ребенка в образовательном процессе: от отрицательной "я-концепции"(мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону) - к мажорной "я - концепции"( способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности). Для этого, однако, теоретики-гуманисты предлагают педагогам уважать личность учащегося, создавать ситуацию успеха, понимать причины отставания детей, предоставлять возможность и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности. Каждый ребенок провозглашается способным, многие - талантливыми, необходим отказ от ориентировки на среднего ученика, учение без принуждения и право ребенка на свой выбор, на свою точку зрения.

Напротив, чем больше мы говорим ("Шумим, братцы, шумим!") об "очеловечивании образования", тем острее проявляются известные нам беды: потеря у учащихся интереса к учению, неопределенность целей современного образования, падение его престижа, социальное расслоение между группами учащихся, возрастание подростковой преступности, утеря моральных норм поведения, увлечение молодежи масскультурой. Действительно, было "гладко на бумаге!"

Закон РФ "Об Образовании" гласит: "Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней". Очевидна сущность образования: мы переводим ребенка из объекта в субъект жизни (Готник). Социальный заказ общества - общественно активная личность, у которой социально позитивные ценности приняты на уровне убеждений и служат ведущим регулятором поведения. То есть общество нуждается в личности, способной принимать решения в ситуации выбора, а задача школы - создать оптимальные условия для позитивной социализации личности. Иными словами, молодому поколению России, в реалиях современного информационного пространства, предлагается повторить подвиг Улисса, не соблазненного сиренами, а потому и провозглашенного эпическим героем. Воистину: "самостоянье человека - залог величия его (А.Пушкин).

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", посему проанализируем фактические реалии, а не теоретические, ибо противоречия между словами и делами и создают проблемы детства. Принцип "казаться, но не быть", может быть, и хорош, но только не для образования. Воспитание детей до 90-х было коммунистическим, патриотизм был советским, а многим хотелось быстрее избавиться от этих понятий. Действительно, наши сердца требовали "перемен", так как устали от фальши, лицемерия, "заидеологизированности", заорганизованности. Волна опошления, очернения, нивелирования истории и культуры отрицательно сказались, прежде всего, на молодежи, нарушив аксиому Гете: "Мой труд- это труд коллективного прошлого". Как результат - духовный кризис: эгоизм, безгеройность, "рог изобилия" агрессивно-порнографических СМИ, "дегроидная" масскультура, криминализация, развал семейных отношений, культ кошелька, национальная рознь, умаление духовных ценностей...

"Кому бублик, кому- дырку от бублика.
Это и есть демократическая республика!"

(В.Маяковский)

Даже ребенок знает, что у нас в стране нет правового государства, а всего лишь свобода капитала, не демократия, а олигархия, монетизация и импорт - разрушители России, ненормально занижена цена труда, хотя человеческий капитал (особенно интеллектуальный) - самый ценный в мире. Государство не несет ответственности за нормализацию ценообразования, не отвечает за нуждающихся граждан, закрывает глаза на общественные пороки, допускает социальную селекцию детей в системе образования. В период массовой бедности духа и кошелька в обществе происходит размежевание людей не только по социальному составу, но и по уровням нравственным и образовательным. Честь, да и само бытие будущей России в рамках рыночных реалий поставлено на кон: станет ли наша Родина носительницей духовной культуры или победит человек криминальный? Нечеловеческие условия выживания в период "безвременья" примитизировали нашу жизнь, разрушили культуру и социальность, ввели слои населения в состояние великой депрессии и пассивного ожидания чуда. Ныне морально-психологическое состояние общества характеризуется потребностью в стабильности, “очеловечивании” отношений, усилении государства. Наконец-то, период "безвременья" закончился. Россия опомнилась. Но этот хаотичный период сказался на нации, особенно на молодежи. Так, к 2040 году людей станет вдвое меньше, в 2 раза быстрее вымирает молодежь, 7 человек из 10 испытывают опасения за свое будущее, ради денег 30% готовы на брак по расчету, 15% способны взять силой необходимое, на 10000 взрослых 117 преступлений в год, среди подростков - в 2 раза больше.

Как видим, в стране существует определенный процент агрессивно настроенных детей, ущемленных, ущербных, мечтающих силой завоевать авторитет и блага. Причастна ли школа к этим негативным явлениям?

Изначально полярность общества "выплеснула с водой и ребенка", социально размежевав "чистых и нечистых" в святая святых - школе! Безусловно, положительная "я-концепция" - замечательная путевка в жизнь после оставления "школьного двора", так как молодежь, не обремененная комплексом неполноценности, позитивно социализируется. Лучшие педагогические плоды, сдобренные родительской любовью и материальной поддержкой, на сегодняшний день украшают собой университеты Америки, продвинутые фирмы Москвы и Воронежа. А как же "птенцы гнезда кукушки"? Как выживают "трудные" в условиях социальной, духовной, экономической дифференциации общества? "Хождение в школу не должно мешать моему образованию, "- считают ровесники Гека Финна. Педагоги- гуманисты тоже приветствуют "двоечника, но только здорового, порядочного и стремящегося хоть к маленькой победе". Может быть, мне не везло, но подобных неуспевающих я не встречала.

В недавнем прошлом нравственная ущербность необразованной части населения компенсировалась неквалифицированным физическим трудом. "Не хочешь учиться - иди в ПТУ, на заводы, в колхозы, дворники, сторожа, ассенизаторы", - типичные "пугалки" тех лет. Безработицы не было, но не было и тунеядцев, ибо тунеядство преследовалось по закону. По мнению старожилов, раньше в доярки шли, а теперь - в шлюхи. На сегодняшний день широкое социальное дно - бич общества, и соответственно, рост преступности - родом из этих "палестин". Но только ли социальный кризис - виновник криминализации населения? Все наши привычки и комплексы - родом из детства, поэтому в психологии (законах развития личности) и педагогике (управлении этим развитием)- следует, прежде всего, искать адекватное объяснение этих явлений. На Востоке говорят: "До 5 лет ребенок - царь, до 12 -слуга, а потом - друг". То есть среднему и старшему возрасту присуща сознательная психика " сверх я". И в этот возрастной период происходит воспитание под влиянием собственной личности (иерархии мотивов) и авторитета. Следовательно, вера подростка в себя зависит от удовлетворенности результатами собственной деятельности (В.Васильев). Идеализм - характерная черта юности, кажется, что взросление даст власть над миром, что хватит сил его изменить. Помните Верди: в 18 лет - "Я", в 25- "Я и Моцарт", в 30- "Моцарт и Я", в 45- "Моцарт!"

Подростки пытаются найти себя, этим объясняются их метания по разным группировкам. Они не агрессивны, их жестокость, бродяжничество, драки провоцируются взрослыми, которые не относятся к ним с должным уважением, а фактически не заботятся об их самореализации. Желая выразить свою индивидуальность, силу и крутизну, подросток утверждается унижением и избиением слабых. Некоторые субкультурные направления, руководствуясь политической и идеологической подоплекой, а по сути - провозглашающие превосходство одних людей над другими, объясняют уличные бои борьбой за торжество справедливости. Никогда не забуду нацистские бунты в Лейпциге, свидетелем которых пришлось побывать, ощущение пронизывающего ужаса при виде толпы пьяных бритоголовых подростков со свастикой, распевающих нацистский гимн "Шонефельд". Допустим, аморальные корни сытых бюргеров - родом из их "исторической памяти". "А доброму Николеньке из "Детства" Л.Н.Толстого, взлелеянному иностранными гувернерами в режиме "комильфо", участвовавшему в групповом истязании физически неразвитого ребенка, - спросите вы,- ему-то что не хватало?" Не хватало ему, как и большинству современных российских детей, идеала, ибо отказ от традиционной ориентации на героизм приводит к комплексу неполноценности, к попаданию под дурное влияние, особенно мальчиков. " Без идеала нет твердого направления, а нет направления - нет жизни" (Л.Толстой). Как говорится, разложи молодежь, и ты победишь нацию. Мир наркотиков, проституток, заказных убийств, киллеров и дилеров не для впечатлительной детской души. Общеизвестно, перверсии - результат пережитой в детстве картины, запечатлевшейся в подсознании на всю оставшуюся жизнь. Любитель телевидения, я даже в Рождественскую ночь не наблюдала на немецких каналах полового эпатажа животных инстинктов, свойственного российскому TV в лихую годину безвременья, транслировавшему секс даже днем. Кстати, газеты и журналы в Германии с обнаженными во всех ракурсах телесами всегда продавались только в сексшопах. Удивляемся: откуда у нас в стране маньяки? В основе любой фобии - конкретные низменные причины.

Как происходит становление личности в образовательном процессе? В обучении - развитие психической деятельности, в общении - самосознание, активность человеческого "я" (В.Дубовицкая). Как известно, учащиеся 5-8 классов по характеру познавательных интересов делятся на следующие группы: 1 с аморфными, 2 с широкими, 3 со стержневыми интересами, 4 не имеющими интереса к учению. Легко заметить, что учащиеся 1 и 4 групп, подогреваемые зрительными эротическими эпизодами, в возрастной период формирования образа своего "я" и жизни, достойной человека, оказываются в группе риска. Вот вам феномен социально-аморальной личности, ничтожной интеллектуально, ненадежной нравственно! "Корень дурных дел - в дурных мыслях" (Л.Толстой), так навязчиво внедряемых СМИ и "иже с ними" возбудимым подросткам. Существуют даже целые классы сексуально озабоченных детей: они везде рисуют гениталии, в каждом слове (записка, гребенка, сгибаться) и стихотворении ("только синь сосет глаза") усматривают сексуальный подтекст, представляют "вечные образы" в извращенном ключе. Приходишь к мысли о преднамеренном умственном выморачивании целого поколения и без того гиперсексуальной молодежи. На мой взгляд, необходимо популяризировать основы педагогики и психологии в обществе, дабы не допустить взращивания "Целебеса".

"Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, близкие люди и Земля, на которой стоит твой дом" (В.Распутин). Массовая школа потеряла мощные рычаги управления развитием личности посредством семьи. Во-первых, нынешнее поколение отцов, не востребованных профессионально и социально не значимых, воспитанных на "сухих законах" и в отсутствии "советского секса", оказавшись в современных реалиях рынка труда, доступности сексуальных услуг, богатом ассортименте круглосуточного алкоголя, сломалось в первую очередь. Массовый распад семьи,- пожалуй, самое страшное зло эпохи безвременья. Дети, воспитанные матерями - одиночками, бабушками- одиночками, учителями - одиночками, конечно, не самые плохие люди, но, лишенные общения с "сильной половиной человечества", будучи преданными отцами, или ставшие свидетелями их порочной зависимости, такие молодые люди очень ранимы, восприимчивы, не уверены в себе, иные - наоборот, агрессивны, им трудно найти партнера. Матриархат формирует психологию индивидуализма, а ведь сила нации - "в прочности семьи". Отношения в семье - "зеркало души ребенка". Только домашние, семейные дети бывают доверчивыми, открытыми, ласковыми, но и беззащитными к грубости и хамству. Итак, потеря уважения в школе и семье, разрыв в семье, бесконтрольность, скудные условия жизни, физические наказания и насилие - причины детской преступности. В советские времена воспитание опиралось на общественные идеалы, осуществлялось всем миром. Чтобы улучшить посещаемость и успеваемость нерадивых детей, педагогу или родительскому комитету, к примеру, достаточно было обратиться к начальству по месту работы родителей, чтобы сообщить об уклонении от родительского долга и обязанностей их работников, не занимающихся воспитанием чад. Реалии сегодняшнего дня таковы, что ни начальство, ни профком не будут ни материально наказывать, ни воспитывать беспечных родителей через коллектив. В худшем случае, место работы таких родственников вообще останется для школы вне зоны доступа - бизнес! Как известно, личность развращает безнаказанность, поэтому школа вне семьи и государства - кузница "шариковых". Поверьте, не испугает современных двоечников ни педсовет, ни директор, ни актив класса, ни какие бы то ни было школьные меры наказания, не поддержанные обеспокоенностью и заботой родителей. Кстати, родители, идущие в разрез с требованиями учителей (это модно), зачастую сами оказываются у разбитого корыта. Помню, как очень богатая бизнес-леди назвала педсовет "серыми молями" (престижен статус российских педагогов!), пытаясь оправдать прогулы и хамство своего "одаренного" сына. Обвиняя "плохих учителей" в предвзятости и насилии, иные родители тем самым ставят под сомнение авторитет школы и подспудно подталкивают своих детей к криминалу. Увы! Социально незащищенных детей, лишенных даже святой материнской поддержки, становится все больше. Голодные обмороки детей, отсутствие письменных принадлежностей, дромомания - результат материнской деградации. Существуют пьющие, гулящие, употребляющие наркотики женщины. Я знала родительниц, месяцами уходивших в загул. Впоследствии их дети стали наркоманами. "Если вы воспитаете мужчину, - воспитаете человека, если воспитаете женщину, - воспитаете семью." Школа должна смягчать недостатки семейного воспитания, было бы нелишним ввести в школьный курс "Этику семейных отношений".

Общеизвестно выражение: "Цивилизация- это когда у тебя стоит ванна, культура - если ты ею регулярно пользуешься" Отсутствие общей культуры населения можно объяснить не только материальной недоступностью "красот Мельпомены", засильем образцов тлетворной массовой культуры, но и педагогической запущенностью. Доминантная задача воспитания - формирование социальных норм культурной жизни - должна реализовываться в начальной школе. Мне посчастливилось посещать начальную школу в Латвии, где учителя эффективно использовали метод "приучения" Макаренко: "если колонист наследил на чисто вымытом полу, заставьте его повторно вымыть пол" и так до бесконечности. Золотое правило этики: культурные нормы закрепляются только методом многократного повторения, либо системой наказаний и штрафов. Все мое детство сопровождалось идеальной чистотой школы и безупречной дисциплиной детей: ни одного опоздания, ни одной бумажки, ни одного сорванного подснежника около школы! Доказано, что самый большой процент преступности - в малокультурной невежественной среде, так как неразвитые мозги не в состоянии адекватно ответить на сложные вопросы - не развита душа, поэтому и прибегают "яйцеголовые"" к криминалу. Как правило, хам, авантюрист, бандит - близкие понятия. Хам, припертый к стенке, может стать бандитом. "Грядущий Хам" Мережковского провозгласил, что только дубовым лбом в этом мире можно протаранить себе дорогу в "райские кущи". То, что деньги - это не цель, а средство существования, хам никогда не поймет. Однако, просвещенная душа, а не хам - залог жизненной стойкости человека, что уже давно доказано цивилизованной Европой.

"Если жить коварством и подлостью, не держаться за честь, за гордость, стелиться перед сильными и не жалеть слабых, то можно отлично устроиться и в России" (Б.Акунин). "От трудов праведных не наживешь палат каменных". "Выполнять гражданский долг в России - реликт". "К подчиненным 3 требования: покорность, исполнительность, бездарность, остальных - уволить". Эти бездуховные "слагаемые успеха" жителей "немытой" России, видимо, неизбывны. Как и во все времена, номенклатура обустраивает свою собственную жизнь и жизнь родственников. "О, времена! О, нравы!" "Красная" номенклатура "из бывших" представляет сегодня "триколорную", но зачастую ими же выпестованный Золотой Телец диктует авторитарные методы управления. Уж не усилиями ли подобных управленцев грубо попирается принцип гуманизации: под видом лицемерной демократии осуществляется чистой воды диктат в угоду личной выгоде? Видимо, времена, как и люди не меняются. Привычки меняются, но сущность человеческая - величина постоянная. Дети всегда повторяют пути своих родителей. Мне кажется, удачнее всех социализируются на современном рынке труда торгаши и фарцовщики из 70-х и их дети. Только они стали полноценными членами неполноценного общества. "Кому - война, кому - мать родна".

Ну а категория патологических подонков - это "бездорожье". Ведь именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психическому и социальному искажению личности. И это тоже результат педагогической запущенности. Невнимание к молодежи сегодня - скажется на старшем поколении завтра.

Как видим, причина многих проблем объясняется политикой "разделяй и властвуй ", поставившей крест на гуманизации образования, закрепившей стиль авторитарной системы "Уж не оттого ли мы истязаем детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?" (А.Герцен).

Ни для кого не секрет, что реформирование школы зачастую заводило образование то в тупик, то в состояние стагнации, то к регрессу. Еще жив в памяти безобразный педагогический эксперимент дифференциации детей по гомогенному принципу. Казалось бы, идея "очеловечивания образования" диктовала вполне гуманное деление детей в школе по психосоматическому признаку на классы ЗПР, коррекционные, обычные. На первый взгляд, идеи выравнивания, психолого-педагогической поддержки, индивидуализации, дифференциации соответствовали времени, но, как известно, "благими намерениями вымощена дорога в ад". Посещенные мной классы коррекции и ЗПР (задержка психического развития), в которые, как правило, "сбрасывались" дети с отклонениями в психическом развитии (“околопатологические”), либо педагогически запущенные (второгодники), либо с девиантным поведением, являли собой "палату № 6"! Как известно, у подростков, страдающих врожденным слабоумием, часто наблюдаются приступы немотивированной ярости. Олигофрен не может мыслить абстрактно и образно. По некоторым данным, 60% населения России страдает умственным слабоумием. Случаются и дебилы с врожденными интеллектуальными, эмоциональными, нравственными уродствами. Умственное слабоумие - предпосылка к преступности, ибо больной разум грубо корыстен. Особая категория детей - сироты. Сироты зациклены на "Я", лишены сопереживания, милосердия, особенно сироты с умственной отсталостью. Более того, дети, отстающие в умственном развитии, отличаются ранней повышенной сексуальностью. И в данной ситуации "4-я" власть оказывает обществу "медвежью услугу", влияя на неокрепшую, незрелую психику еще и не совсем здоровых подростков. Психопатов нельзя унижать, оскорблять, иначе это тоже может стать предпосылкой к преступлению. На мой взгляд, общество должно быть особо внимательно к детям с психическими отклонениями и возлюбить "трудных". Добротой, вниманием и заботой можно многое корректировать!

Иногда отставание ребенка в развитии - результат недобросовестного обучения, пресловутой педагогической запущенности. Давайте представим себе среднестатистического российского школьника: проблемы со здоровьем, не всегда регулярное и качественное питание, летний отдых - дома, воспитывает одна мама (постоянно на работе: семью надо содержать), учащийся массовой школы (не хватает денег на платные услуги для обучения в школе нового типа), ничем не занимается (ни интересующих его, свободных от оплаты, спортивных секций, ни эстетических, познавательных, прикладных кружков в микрорайоне нет, а волейбол, футбол, кройка и шитье, малочисленные предметные факультативы в школе для него не привлекательны), ежедневно 5-6 уроков, учителя предельно требовательны. Школьная программа перегружена: чтобы пройти учебный материал повышенной трудности, учителю приходится работать в интенсивном темпе (рассчитано на сильного, здорового ученика, имеющего средства на помощь репетитора), как закрепление - домашнее задание, на следующем уроке - новый материал (в среднем, по 15 предметам!). Такой ребенок рассеян, невнимателен, быстро утомляется на уроках, часто болеет, домашние задания делает кое-как. Из-за отсутствия денег не ездит на экскурсии, не посещает театры, музеи, у него даже на школьный завтрак не всегда есть средства. Результат: хроническое отставание - причина потери мотивации к учению, нереализованные интересы и задатки - улица со всеми ее последствиями. Второгодничество таких детей не пугает (к счастью, есть ПТУ, вечерняя школа), а выгнать - массовая школа не имеет права.

Совсем иначе себя чувствует ребенок в школе нового типа. Отказавшись от психосоматической селекции детей, многие продвинутые государственные образовательные учреждения, созданные для “социальной элиты”, под видом инноваций ввели платные образовательные услуги, платные старшие классы, дотации на "развитие" о.у. В действительности, статус школы нового типа позволяет и без "родительских инвестиций" иметь повышенный фонд зарплаты, большее количество ставок педагогов дополнительного образования (вариативность бесплатных кружков, факультативов для детей), более заботливые вложения в ремонт зданий таких школ по сравнению со школой обычной. Иные о.у. даже от микрорайона освободили! В этих школах и родительские кошельки побогаче, и нет проблемных детей, и педагоги знают, во имя чего творят. В контрастировании с продвинутой - в плачевном состоянии оказалась массовая школа, так как приходится обучать всех без исключения детей, количество кружков и факультативов предельно ограничено, ничтожны дотации на ремонт школы, а самое главное - отсутствует 2-ая смена, т.е. дети предоставлены сами себе. Отсюда и "гопота"! Однако требования к ЕГЭ, олимпиадам, получению золотых и серебряных медалей, прохождению программ, качеству обученности и воспитанности - одинаковые! Иными словами, пусть дети бедных ощущают свое материальное ничтожество с рождения! Пусть знают свою социальную нишу! В погоне за Золотым Тельцом дилеры от образования перегнали даже Европу, где функционируют бесплатные государственные и предельно малое количество частных платных школ. Наш российский "сюр" допускает платные, частично оплачиваемые и бесплатные школы, причем, только массовые о.у. являются убежищем огромной армии социально незащищенных и требующих особого внимания детей. В цивилизованном образовательном пространстве не должно быть ни психофизиологической, ни социальной селекции детей! "Торговцы, вон из Храма!"- сказал Господь, войдя в церковь.

Задача государства и общества, на мой взгляд, заключается не только в том, чтобы помогать каждому ребенку расти физически и духовно, воспитывать непримиримость к криминалу, порокам, но и оберегать подрастающее поколение от стрессов! Ведь здоровы всего 10% детей. На выходе только 2% могут похвастаться здоровьем! В ходе ЕГЭ в этом году случились смерти двух детей! Безусловно, реалии единого европейского портфеля оправдывают формат ЕГЭ, но противоречат курсу гуманизации! Главное - исключается свобода выбора, вариативность заданий для массовой и продвинутой школ, под большим вопросом корректность заданий и борьба с коррупцией. А если уберут "+1" балл в пользу того или иного необучаемого, то вполне вероятен новый виток преступности. Упорство в проведении "единой государственной экзекуции" с позиции все той же авторитарной демократии кажется тем более странным, что "школьная" Америка бурлит желанием заменить итоговое тестирование защитой творческого проекта и результатами портфолио(школа Д.Майер).

Мы все, действительно, родом из детства. Как-то дети меня спросили: "А почему Вы стали учителем?" Мой ответ их, кажется, удивил: "Из-за Валентины Иосифовны. Была у нас в школе такая молодая учительница. Она меня жестоко избила за то, что я не смогла решить задачу. Помню, как разрывалась душа от несправедливости, унижения и боли, как не хотелось жить. И вдруг спасительное решение - во взрослой жизни стать "хорошим" учителем, дарить детям любовь". В погоне за "синей птицей" мне пришлось сменить изрядное количество пед. коллективов, где мои романтические идеалы разбивались о пресловутое хамство, зависть, лицемерие. Как же все непросто у продолжателей идей Макаренко и Песталоцци! "Учитель, ты доктор, а не поучитель, а школа - роддом! Сначала вы право учить получите, учите потом" (Е.Евтушенко). Горек был мой первый педагогический хлеб, а мечты об идеальной интеллигентной гуманистической школе разлетались при соприкосновении с действительностью! Стал ли педагогический менталитет иным? Контингент учителей - средний и старший возраст: поколение, выросшее в авторитарной системе. Учительство дифференцировано по уровню жизни, хотя никакой оппозиции в его среде нет. В большинстве своем - страстотерпцы, получившие прекрасное образование, сверхответственные, фанатично преданные своей профессии люди. Дидаскология - наука, изучающая проблему учителя, исчезла давно. Но как современно сегодня звучат слова Т.Маркарьяна, сказанные им в 1925 году: "Пока еще интерес к учителю тенденциозен, так как к нему подходят или с точки зрения отбора профессиональной пригодности, или переделки на все лады, желая подогнать его под современность." Деньги не являются основным мотивом творческости учителя. Замечать, уважать, поддерживать - т.е. "объективация субъективного "я" (Н.Кулаков) является основным мотивом его деятельности. Учительская интеллигенция оказалась беспомощна перед наплывом хамства и обесценивания общечеловеческих ценностей, на которых всегда строилась система образования, перед коммерциализацией средней школы, где все - от учебника до школьной вывески - должно выиграть тендер! Образование в "Зазеркалье": дифференциация детей по содержимому родительского кошелька, превращение знаний в товар, "оброк" за учебно-воспитательные услуги - преступление против детства! Но как же тогда выживать школе и учителям? Безусловно, легко быть гуманистом в Европе, где минимальная зарплата 12.800 рублей (без учета медицинских и социальных нужд).

Общество заинтересовано в развитии социально значимых потребностей (преобразование общества, природы, самих себя), в развитии творческих возможностей, общей культуры, в потребности сохранять лучшие традиции Отечества, защищать Родину, совершенствовать профессиональное мастерство. "Образованный - тот, кто много знает и хорошо воспитан" (Станиславский). Для этого необходимо установить гуманистические межличностные отношения в школе, как и в обществе в целом. Гуманистические образовательные системы - необходимое условие для продвижения человечества к идеалам мира, добра, социальной справедливости (Н.Морозова). Культура рыночной экономики, как "луна и грош" Моэма, не должна вступать в противоречия с принципом гуманизации! А для этого надо уравнять оптимальные условия для развития личности в массовой и продвинутой школе. Когда-то я структурировала образовательную концепцию: "Город Мастеров"- идеальная школа. Суть ее заключается в том, что, бродя по улицам этого сказочного города (кружки, общества, мероприятия), ребенок развивается, актуализируется в открытом пространстве, позитивно социализируется, исходя из своих потребностей, интересов, склонностей. Детям необходимо постоянно создавать интеллигентное пространство, обеспечивать интенсивное общение с интересными личностями, иначе вакуум заполнят невежды и хамы. Безусловна забота всех структур о будущем детей. Самое главное - деятельность каждого учащегося должна быть посильной, успешной. Непрерывная система образования базовой культуры личности основывается на "вечных" ценностях. Гуманистическое образование способствует целостному воспитанию личности в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном измерениях." Воспитывать - значит организовывать деятельность детей, воспитывать "отношения" ребенка к другим людям, труду, искусству, себе. Влияя на этот процесс (воспитывая), мы формируем черты характера человека (А.Макаренко). Мотивирующий фактор образования - познание и открытие самого себя в ходе образовательного процесса. Для этого важны доверительные отношения в рамках педагогики сотрудничества: "Сперва любить, потом - учить". Психологами доказано, что ребенка надо 8 раз в день погладить по голове, тогда из него вырастет хороший человек.

Актуальна идея компетентного управления школой. Это, на мой взгляд, единство трех положительных "я-концепций": администрации (создание оптимальных условий для самореализации личности), учителей ("объективация субъективного "я"), учащихся (успешная деятельность). Основные черты административной команды - творческость, профессионализм, созидательность. Именно наличие этих качеств - знак популярности, доброго имени и качества образовательного процесса тех или иных школ города, имена которых у всех на слуху. (Не все же школы образовательными услугами оплачивают свои индульгенции в рай!) "Человек лишь тогда становится человеком в духовном смысле, когда у него есть ценности, превышающие ценности его собственной личности." Если коммерциализация образования неизбежна, то для детей из массовых школ необходимо ввести бесплатную (для родителей) и оплачиваемую (для учителей и творческих профессионалов) клубную сеть на базе о.у. "Вливания" средств обеспечить, естественно, из фондов. 100% занятость детей по интересам во 2-ю смену в бесплатных кружках, факультативах, элективах, дополнительных занятиях - панацея от всех социальных проблем детства. Попутно решится проблема качества обученности и воспитанности, занятости детей, нагрузки и зарплаты учителей.

Каковы условия успешности обучения ребенка? Рецепты улучшения качества обученности давно предложены Инге Унт. Предпосылки успешного учения - природные задатки в виде обучаемости (память, логика, творчество) и общих умственных способностей (интеллектуальность, креативность, дивергентность)- даны не всем детям. Поэтому необходимо учение в индивидуальном темпе: использовать вертикальное дифференцирование (ни убыстрять, ни замедлять прохождение тем, подстраиваться под ученика), отменить второгодничество. Как вывести из кризиса неуспевающих? Создать временные группировки для ликвидации серьезных пробелов обучения, дифференцируя детей со 2-го класса: сильные учащиеся изучают 2-ой язык, слабые занимаются повторением, шестидневка - для слабых, пятидневка - для сильных (т.е. система стимулирования). Индивидуализация самостоятельных работ (компьютерные программы, карточки, кассеты, проекты) и введение системы опор. Вообще говоря, индивидуализация и дифференциация перестанут быть "школьным" камнем преткновения при изыскании средств на оплату учителям дополнительных часов.

Необходимо улучшить семейное воспитание. Человек считается счастливым, если в возрасте 40 лет он удовлетворен семьей, любит свою работу и имеет настоящих друзей. Любовь и нежное отношение родителей к своему ребенку - залог счастья будущего взрослого человека. Любовь к малышу играет главенствующую роль в воспитании и даже перевешивает такие серьезные социальные факторы, как алкоголизм родителей, неполнота семьи или нищета. Родители, прислушайтесь к благословенному доктору Споку!

Разумное вмешательство государства в рыночную систему не оставляет сомнений. Законность, просвещение, сытость - главные критерии цивилизованного государства. Однако в "ожидании Годо", т.е. соответствующего роста экономики, необходимого для достаточного жизненного уровня человека, могут пройти десятилетия, уничтожая нереализованные таланты, надежды, судьбы, превращая самое уникальное - человеческую жизнь в тот самый "культурный гумус". "Если духовные силы нации иссякнут, то никакое наилучшее государственное устройство не спасет ее от смерти. С гнилым дуплом дерево не стоит" (А.Солженицын). Спасение нации - введение курса "Уроки духовности". Митрополит Филарет: "Государство - орудие политической власти в обществе, лишенном религиозно-нравственных опор, такая власть неизбежно вырождается в голос насилия. Осуществляется ли оно путем партноменклатуры с помощью кровавых репрессий или в интересах транснациональной финансовой олигархии с помощью экономического удушения неугодных - не так уж и важно. В обоих случаях ценность нравственных идеалов признается ничтожной, а тоталитарный монстр бесконтрольной власти приобретает самодовлеющее значение". Вера – опора человека и общества, духоподъемные корни и силы нации.

Заботясь о здоровье детей, хотелось бы создать школу - оздоровительный комплекс с бассейном, расширенной лечебной базой, ингаляторием, галокамерой, солярием, массажем, фитотерапией, тренажерным залом, загородным отдыхом, 5-дневкой. Вложения в счастливое детство составят солидный капитал, но он в будущем окупится сторицей. "Эта в детских глазенках недетская боль, не грозит ли дальнейшим проклятьем?" Мы гордимся тем, что наш Воронеж предпринимает первые цивилизованные шаги в этом направлении, осознавая, что “будущее полностью зависит от политической и педагогической деятельности” (К.Ясперс). А дети верят, что их, наконец-то, полюбят - всех и все, ибо "каждое дитя приходит в этот мир с вестью, что Бог еще не разочаровался в людях".