Элективный курс по физике "Геометрическая оптика у нас дома" для учащихся 9-х классов

Разделы: Физика


Данная программа элективного курса по теме “Геометрическая оптика у нас дома” объемом 12 часов адресована учащимся 9 класса. Программа актуальна в условиях предпрофильной подготовки учащихся.

Программа утверждена РЭС Санкт -Петербургской Академии Постдипломного Педагогического Образования и прошла апробацию в гимназии №505 Красносельского района города Санкт– Петербурга.

Цель программы: поддержание интереса к физике с последующим выбором физико-математического профиля, расширение кругозора учащихся, формирование умений и способов деятельности для решения практических задач, таких как выработка умений наблюдать, анализировать, делать выводы, работать с научной и научно-популярной литературой, создать условия для апробации знаний и умений в процессе самостоятельных наблюдений и опытов.

При прохождении этого курса учащиеся повторят теоретический материал за 8 класс по теме “Геометрическая оптика”, а также самостоятельно смогут проверить законы геометрической оптики, поставив соответствующий эксперимент. Лабораторный и демонстрационный эксперимент не требует специального оборудования, прост в исполнении и доступен для объяснения учащимися.

Программа не создает учебных перегрузок для школьников, так как материал изучался ранее и данная программа позволяет на более качественном уровне рассмотреть известные объекты и обратить внимание на отработку навыков экспериментатора.

Программа основывается преимущественно на активных формах обучения (лабораторные работы, самонаблюдения, экскурсии, интерактивные методы) и отсутствии обязательного домашнего задания. Предусматривается итоговый и промежуточный контроль (анкетирование, индивидуальные собеседования, круглый стол с защитой эксперимента). Для реализации программы разработаны рабочие карты, видеоматериалы, компьютерные программы, подобрано оборудование. Занятия проводятся в кабинете физики, компьютерном классе, библиотеке школы, в музее.

Содержание программы

1

Вводное занятие (задачи курса, тематика занятий, Формы контроля)

1 час

2

Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Закон отражения и преломления света.

1 час

2

Плоское зеркало. Система плоских зеркал. Применение закона отражения света.

2 часа

3

Применение закона преломления света. Экспериментальное подтверждение закона преломления света.

2 часа

4

Полное отражение света от границы раздела оптически однородных сред.

2 часа

5

Линзы. Изображение в собирающей и рассеивающей линзе. Оптические системы.

2 часа

6

Учебная экскурсия

1 час

7

Круглый стол

1 час

 Учебно-тематическое планирование.

Содержание

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводное занятие. Геометрическая оптика. Основные понятия и законы геометрической оптики.

1 час

1 час

 

Собеседование

2

Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Законы отражения и преломления.

1 час

1 час

Демонстрационный эксперимент

Наблюдение, анализ опытов

3

Плоское зеркало. Система зеркал. Применение закона отражения света.

2 часа

1 час

1 час

Анализ опытов, собеседование.

4

Опыты на закон преломления света.

2 часа

 

2 часа

Анализ опытов, наблюдения, собеседование.

5

Опыты по полному отражению света от границы раздела оптически однородных сред.

2 часа

 

2 часа

Анализ опытов, наблюдения, собеседование

6

Опыты на получение изображений в линзах и оптических системах.

2 часа

1 час

1 час

Собеседование

7

Учебная экскурсия

1 час

1 час

 

отчет

8

Круглый стол

1 час

1 час

 

Защита творческих работ

Поурочное планирование.

Содержание

Самостоятельная деятельность учащихся

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Организация занятий. Требования. Система контроля. Основные понятия и законы геометрической оптики.

Ответы на вопросы анкеты (организация занятий, интересующие вопросы). Работа с учебником и тетрадью по физике 8 класс.

2

Закон прямолинейного распространения света. Образование тени и полутени. Законы отражения и преломления света.

Анализ демонстрационных опытов. Работа с научно-популярной литературой.

3.

Плоское зеркало. Система зеркал. Применение закона отражения света.

Анализ демонстрационного эксперимента. Работа с учебной литературой.

4.

Опыты на закон отражения: 1)виды отражения (пластиковая коробочка от компакт-диска, бумага, вода), 2)опыты с несколькими зеркалами (зеркала, монетка, небольшая игрушка, пластилин, расческа, карманный фонарик, телевизор с пультом, посеребренная упаковочная пленка).

Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов.

5.

Опыты на закон преломления (чашка с водой, монета, карандаш, блюдце, прозрачный стакан)

Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов.

6.

Опыты на закон преломления света (коробочка от компакт-диска, бумага, настольная лампа, плоскопараллельная пластинка, лазерная указка, булавки, транспортир).

Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов.

7.

Опыты по полному отражению света:1) преломление при переходе света из воды в воздух (лазерная указка, кожух с отверстиями, сосуд с водой); 2)полное отражение света от поверхности жидкости (стеклянная банка с водой, лазерная указка); 3) прохождение света через тонкий слой воздуха (тонкие пластинки стекла, стакан с водой)

Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов.

8.

Опыты по полному отражению света: 1)наблюдение полного отражения света с помощью стеклянной пробирки (стеклянная пробирка, сосуд с водой), 2) наблюдение полного внутреннего отражения с помощью стеклянной воронки (стеклянная воронка, сосуд с водой).

Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов, решение качественных задач, работа с научно-популярной литературой.

9.

Построение изображений в линзах и системах линз.

Анализ демонстрационного эксперимента, решение задач на построение изображений.

10.

Опыты по получению изображений в линзах и оптических системах (расческа, лупа, карманный фонарик, вода, капля молока, прозрачный стакан, пробирка с крышкой, пластиковая бутылка, нитки, гвоздь, маленький стеклянный шарик).

Изготовление установки фронтального эксперимента, проведение эксперимента и анализ результатов.

11.

Учебная экскурсия в музей голографии.

Отзыв об экскурсии.

12.

Круглый стол.

Демонстрация самостоятельно изготовленных установок экспериментов, защита творческих работ.

 Аннотация для родителей и учащихся.

Уважаемые родители и учащиеся, в этом учебном году вам предстоит сделать выбор профиля вашего дальнейшего обучения. В рамках предпрофильной подготовки учащимся 9 классов предлагается элективный курс по теме “Геометрическая оптика у нас дома”. На занятиях учащиеся смогут повторить теоретический материал по теме “Геометрическая оптика” 8 класс, а также используя оборудование кабинета физики и самостоятельно изготовленные установки, смогут на практике проверить законы геометрической оптики. Участие каждого ученика в планировании постановки эксперимента, самостоятельном сборе установки, его проведении и анализе результатов позволит на более качественном уровне освоить геометрическую оптику, а также отработать навыки экспериментатора.

Литература.

  1. Перышкин А.В. Физика 8. М.: Дрофа 2004 год
  2. Батуев А.С. Биология “Человек”. М.: Дрофа. 2000 год
  3. Майер В.В. Полное внутреннее отражение в простых опытах. М.: Наука. 1986
  4. Майкл Ди Специо Занимательные опыты. Свет и звук. М.: АСТ Астрель. 2004
  5. Энциклопедия для детей. Физика. Том 16. М.: Аванта 2000 год
  6. Энциклопедия для детей.Техника. Том 14. М.: Аванта 2000 год

Приложение