"Детский япончик" как средство обучения растровому кодированию

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


Главной задачей обучения является активизация самостоятельной и творческой деятельности учащихся на уроках информатики через индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ученику.

Известно, что игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов учащихся, активизации их умственных способностей, обобщения и закрепления изученного материала. Мы хотим обратить внимание именно на дидактическую игру, которая не имеет никакого отношения к компьютерным развлекательным играм, уводящим учащихся в виртуальный мир и разрушающим детскую психику.

Давно доказано превосходство игр и игровых моментов над другими средствами обучения, т.к. они способствуют лучшему усвоению материала, обеспечивают не только индивидуальную, но парную и коллективную формы работы, что позволяет каждому ученику максимально эффективно использовать учебное время. Кроме того, игра снимает психологический стресс, который вызывают стандартные формы контроля (такие, как экзамен или контрольная работа) и способствует не только оптимальности, но и качеству контроля знаний учащихся. Игра также повышает мотивацию и развивает интерес к предмету.

Если игры на уроках предметов гуманитарного и естественно-научного циклов рассмотрены достаточно подробно и довольно широко применяются, то учебные игры на уроках информатики – это еще terra incognita и для учителей, и для учеников.

Для того чтобы сформировать у младших школьников навыки владения мышью и развить умение создавать таблицы в редакторе Word, я использую игру “Детский япончик”, которая представляет собой цветное растровое закодированное изображение.

Всем известен японский сканворд, в котором с помощью цифр зашифровано изображение. “Детский япончик” отличается не только тем, что в нем обычно кодируется цветная картинка, но и тем, что закрашиваются все ячейки таблицы и только по горизонтали.

В 6 классе в учебнике информатики Л.Л. Босовой [1] рассматривается тема “Изображения в памяти компьютера”, где рассказано, что картинка на экране монитора состоит из отдельных пикселей (окрашенных квадратиков) – растровое кодирование.

Так как ученики уже знакомы с двоичным кодированием, им предлагается закодировать черно-белую картинку с помощью 0 (белый цвет) и 1(черный цвет). Например, так:

После этого можно предложить ученикам посчитать количество нулей и единиц в каждой строке так, чтоб рисунок принял следующий вид:

Для раскрашивания данного “детского япончика” необходимо закрасить все клетки в каждой строке слева направо, при этом цифра, указанная на цветной ячейке, соответствует количеству ячеек, которые необходимо окрасить в данный цвет.

Например, так: (См. Приложение 1)

Для того чтобы научиться самостоятельно кодировать любые цветные изображения, не прибегая сначала к двоичному кодированию, необходимо выполнить инструкцию:

1. Создать в редакторе Word таблицу, в которой количество столбцов в два раза больше, чем число столбцов в рисунке, а количество строк равно количеству строк в рисунке.

2. С помощью инструмента “Цвет заливки” необходимо раскрасить рисунок в правой половине таблицы.

3. Теперь будем считать цветные ячейки справа налево, записывая их в левую часть таблицы. Например, три самые правые голубые ячейки мы запишем в ближайшую пустую клетку таблицы, а последующие будем записывать левее. Не следует забывать, что сумма цифр в цветных ячейках должна быть равна ширине рисунка (в клетках).

4. Теперь необходимо выделить и удалить пустые столбцы в левой части таблицы (Таблица -> Удалить -> Столбцы ).

5. А теперь надо выделить сам рисунок (правую часть таблицы) и с помощью инструмента “Цвет заливки” отменить всю заливку.

6. Далее детский япончик можно сохранить и разгадывать, заливая ячейки с помощью все того же инструмента “Цвет заливки”. Разгадывать необходимо слева направо.

Учащимся пятого класса интересен процесс закрашивания, так как они только-только учатся работать в редакторе Word, а шестиклассникам интересен уже процесс кодирования изображения.

Как найти интересный рисунок? Существует несколько способов. Во-первых, есть специальные журналы японских сканвордов, в которых публикуют и “детские япончики”. Во-вторых, можно использовать картины для вышивки. Только в этом случае следует учесть, что нельзя закрасить половинку квадрата, как бывает нарисовано для вышивки. И, в-третьих, можно расчертить любую картинку так, чтоб она стала состоять из квадратов. В-четвертых, можно нарисовать рисунок в любом растровом редакторе (например, Paint), а потом его очень сильно увеличить, чтоб стали видны цветные квадраты.

Любая необычная форма изучения предмета всегда привлекает детей, повышает их мотивацию, а “детский япончик” как вариант игрового метода особенно актуален для современных учеников, которые страдают от неусидчивости и хотят быстро получить результат. Кроме того, эта тема позволяет проводить интегрированные уроки (например, информатика + ИЗО), что тоже отвечает современным требованиям к организации учебного процесса. Так же возможно проведение тематического конкурса подобных работ во время недели информатики с последующей выставкой. Такой рисунок может стать украшением портфолио учащегося, придаст ему уверенности в своих творческих способностях.

Список использованной литературы:

  1. Информатика: Учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

17.03.2009