Урок информационной грамотности "Поисковая работа с помощью нетрадиционных носителей информации (CD и DVD обучающих дисков)

Разделы: Организация школьной библиотеки


Структура традиционных библиотечных уроков не отвечает требованиям времени. Одна из основных задач нашего лицея – задача подготовки выпускников, успешно интегрирующихся в современное общество, т.е. умеющих и готовых искать необходимую информацию, используя не только традиционные источники – книги, брошюры, периодику. Сегодня наш информационно-образовательный центр, располагая необходимыми ресурсами, готов помочь ученикам в реализации этой задачи. Как это может происходить, мы постараемся показать на примере нашего мастер-класса «Поисковая работа с помощью нетрадиционных носителей информации».
Нетрадиционные носители информации – это обучающие CD и DVD-диски.
В нашем информационно-образовательном центре третий год существует регулярно пополняемая медиатека (специально созданная картотека позволяет увидеть весь перечень имеющихся дисков по предметам и темам). Постараюсь кратко представить ее содержание:

  1. Это диски серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» практически по всем школьным предметам;
  2. Репетиторы по русскому языку, литературе, математике, физике, биологии, английскому, химии;
  3. Диски серии «Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс»;
  4. Диски серии «Познавательная коллекция», «Интерактивный справочник», «Интерактивная энциклопедия науки и техники»;
  5. Диски серии «Административное управление образовательным учреждением»;
  6. Диски, где представлены звуковые сценарии праздников, фонограммы, литературно-художественные композиции, тематические музыкальные подборки для проведения различных мероприятий, общеразвивающие и логопедические программы;
  7. Наибольшим спросом у ребят пользуются «Спортивная энциклопедия Кирилла и Мефодия» и «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» – современная мультимедийная энциклопедия, о ней хочется рассказать поподробнее (показ на проекторе и рассказ о ней);
  8. Лидер по рейтингу запросов среди учеников – «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», которая установлена на всех компьютерах нашего информационного центра.

И сейчас я предлагаю перейти к практической части нашей встречи. Для этого вы должны погрузиться в новую для вас роль – роль учащихся-пользователей электронных изданий.
Приглашаются 10 человек, умеющих обращаться с компьютером на уровне пользователя. Остальные могут присоединиться и помогать коллегам.
Пожалуйста, выбирайте карточки с Вашими новыми ролями и заданиями, при выполнении которых Вам поможет самый востребованный из электронных справочников нашего информационного центра – «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Задание 1.

Я – ученик 2-го класса. Мне необходимо подобрать пословицы по теме «Учение – наука».

Задание 2.

Я – ученик 11 класса, занимающийся на подготовительных курсах в учебном центре «Абсолютус», где мною получено задание объяснить лексическое значение следующих слов иностранного происхождения:

  • адъюнкт;
  • боди-арт;
  • контингент;
  • цинубель;
  • граффити;
  • драбант;
  • имаго;
  • консистория;
  • наргиле;
  • сиквел.

Задание 3.

Я – ученик 7-го класса. Мне необходимо сделать сообщение на тему «Открытие Нового Света Христофором Колумбом».

Задание 4.

Я – ученик 10 класса. При подготовке к семинару по теме «Политические партии России начала XX века» получил задание найти материал об одном из руководителей «Боевой организации» эсеров Борисе Викторовиче Савинкове.

Задание 5.

Я – ученица 10 класса. Учитель литературы дал мне задание подготовить биографию автора строк: «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд…»

Задание 6.

Я – ученица 4 класса. На уроке «Ознакомление с окружающим миром» учительница дала задание подготовить материал о животных Крайнего Севера на выбор (можно о нескольких).

Задание 7.

Я – ученик 9 класса. Учитель по обществознанию дал нашему варианту ознакомиться с первой главой Конституции РФ «Основы конституционного строя», изучить статьи.

Задание 8.
Я – ученик 10 класса, считающий себя эрудитом. Поэтому с удовольствием играю в викторины по интересующим меня предметам, предложенные Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия.

Задание 9.

Я – ученица 11 класса. По мировой художественной культуре мною получено задание подготовить доклад по представителям Эпохи Возрождения (на выбор).

Задание 10.

Я – ученица 5-го класса. Учитель дал задание подобрать русские пословицы и поговорки по теме «Работа – безделье».

Задание 11.

Я – ученица 11 класса. Мне необходимо подготовить реферат по теме «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева».

Задание 12.
Мне, ученику 7-го класса, надо найти дополнительную информацию об Атлантическом океане.

Задание 13.

Я – ученик 9-го класса, получил задание подготовить сообщение на тему «Законы И.Ньютона».

Задание 14.

Для урока алгебры в 7-м классе мне необходимо найти дополнительную информацию о понятии «функция».

Задание 15.

Мне, ученице 10-го класса, необходимо подготовить реферат по теме «Белки – биологические полимеры».

Прежде, чем вы начнете выполнять задания, необходимо познакомиться с основными разделами Энциклопедии Кирилла и Мефодия. Это: статьи, поиск, словари, справочники, приложения. В основном всю информацию можно получить, работая с разделом «поиск» – набирая в поисковой строке необходимое имя собственное или понятие. В разделе «словари» нам могут помочь «Сборник афоризмов» и «Пословицы русского народа В.И.Даля». В разделе «справочники» нам могут пригодиться «Сборник законов», «Справочные таблицы и схемы». В разделе «Приложения» без поддержки диска в дисководах ваших компьютеров можно работать с разделами «Старшеклассникам и абитуриентам», «Туры для любознательных» (великолепные тематические подборки для всевозможных рефератов), «Викторина» (по различным предметам).

Когда необходимая Вам информация будет найдена:

  • выделите ее;
  • скопируйте;
  • сверните окно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия»;
  • на рабочем столе Вашего компьютера создайте новый документ, назовите его;
  • откройте его и вставьте найденную Вами в БЭКМ информацию.