Оценка эффективности воспитательной системы Школы Полного Дня на основании показателей уровня воспитанности учащихся

Разделы: Администрирование школы


Сегодня актуальной становится задача развития способностей общения, обмена и сопоставления позиций, принятия различий, умения "жить вместе", не только в одном дворе, на одной улице, в одном городе, но и на одной планете*.


* Е.Б.Евландова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова "Дополнительное образование детей". - М., Владос, 2002. - 352с.

Именно Школа Полного Дня предполагает занятость ребенка во внеурочное время в образовательном учреждении. Ребенок, находясь в школе, посещает кружки, секции, выполняет домашние задания, участвует в работе школьных советов, клубов, детских общественных организаций. Сегодня актуальной становится задача развития способностей общения, обмена и сопоставления позиций, принятия различий, умения "жить вместе", не только в одном дворе, на одной улице, в одном городе, но и на одной планете.

Помимо этого, ребенок может обратиться за помощью к педагогам, ведущим уроки, при возникновении вопросов по выполнению домашнего задания, участвовать в проектной деятельности.

В Школе Полного Дня ребенку обеспечена безопасность: ведется работа по профилактике употребления алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, курения. Учащиеся могут получить квалифицированную медицинскую помощь.

Проведение оценки эффективности воспитательной системы необходимо для качественной работы всех систем: воспитания, управления, контроля. Поскольку каждая из вышеперечисленных систем взаимосвязана с другой, то принятие коррекционных мер отразится на их работе незамедлительно. Так же оценка эффективности работы системы воспитания необходима для анализа выполнения поставленных целей и задач, анализа реализации эталонного портрета выпускника.

Эталонный портрет выпускника (или образ выпускника) формируется каждой школой самостоятельно, корректируется в зависимости от рада факторов развития самой школы или изменения окружающего ее социума. Эталонный портрет выпускника, как правило, состоит из нескольких разделов, в каждом из которых прописаны качества будущего выпускника, формируемые на определенном этапе (в начальной, средней, старшей школе).

Проводимая в школе диагностика уровня воспитанности (по разным методикам) позволяет проанализировать эффективность воспитательной системы Школы Полного Дня по сравнению с обычной общеобразовательной школой. Поскольку в школах помимо диагностики проводятся и другие методики, то анализ составляется комплексный, позволяющий качественно оценить эффективность воспитательной системы.

Оценка эффективности воспитательной системы проводится по нескольким показателям уровня воспитанности: отношение к учебе, показывающее сформированность навыков, самостоятельность, интерес, отношение в коллективе, характер и другие черты ребенка.

Построение в таких условиях графиков и диаграмм способствует более полному формированию более наглядной картины сложившейся с воспитанием ситуации. Позволяет тратить на анализ эффективности воспитательного процесса меньше времени, уделяя его учащимся.

От сформированности каждой из черт характера в определенное время зависит формирование личности, социальное благополучие будущего человека.

Но помимо диагностик существует эффективность воспитательной работы с точки зрения самих учащихся, с точки зрения педагогического коллектива, родителей и общественности (схема 1).

Каждый по-своему видит эффективность от воспитательного процесса. И часто от этого зависят изменения в воспитательной системе школы. Родители оценивают эффективность воспитательного процесса по их характеристике учащихся, т.е. своих детей в домашней обстановке, по их культурному общению, отношению с окружающими. Другое видят социальные организации - стоят ли ученики школы на учете в ПДН ОВД, в КДН Муниципалитета, курят ли, или есть другие проблемы воспитательного характера?

Наиболее сложной представляется оценка окружающего социума, в котором и растут дети. Это и соседи учащихся, и ветераны ВОВ, труда района, общественные организации. Именно они дают самую строгую и справедливую оценку эффективности воспитательного процесса.

Но совершенно другой она представляется ученикам - сколько было мероприятий, праздников, бесед "по душам" и сколько "нотаций", дисциплинарных взысканий, бесед о повышении успеваемости, насколько все было интересно или неинтересно.

Оценка эффективности воспитательной системы Школы Полного Дня возможна и с точки зрения документирования воспитательного процесса - выполнения планов, составление и реализация программ, проведения занятий.

Таким образом, заместитель директора и педагогический коллектив за определенный период может выполнить оценку эффективности воспитательного процесса, которая необходима с разных сторон - учащихся, родителей, администрации, педагогов, социума.