Внеклассное мероприятие по ОБЖ "Берегите лес от пожара"

Разделы: ОБЖ, Внеклассная работа


Цель:

  • Развитие глубокого интереса учащихся к предмету “Основы безопасности жизнедеятельности.
  • Закрепить знания учащихся о причинах возникновения лесных пожаров и правилах пожарной безопасности.
  • Научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного пожара.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость.

Вступительное слово:

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орёл и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природное среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса.

Так, в 1998 году в с. Климовка Ромненского района выгорели 12 подворий и 15 семей остались без жилья и имущества. Аналогичная ситуация произошла в 2007 г. в селе Калиновка Ромненского района.

Основной причиной возникновения лесных пожаров является безответственное отношение людей, которые не проявляют в лесу должной осторожности при пользовании огнём, особенно в пожароопасный сезон.

рисунок 1

 рисунок 2

Конкурс № 1 “Причины лесных пожаров”

Командам предлагается поочерёдно называть причины возникновения лесных пожаров. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Причины:

  • удар молнии;
  • горячий пепел, вытряхнутый из курительной трубки;
  • зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
  • брошенная горящая спичка;
  • непогашенный окурок;
  • тлеющий после выстрела пыж;
  • брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
  • заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
  • использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
  • курение или пользование открытым гнём вблизи машин, заправляемых горючим;
  • непотушенный костёр;
  • разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
  • оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.

Конкурс № 2 “Разгадай кроссворд”

Командам раздаются карточки с кроссвордом. В течение 5 минут нужно ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а если будет разгадана фраза (“Пожаротушение дело водное”) в вертикальных столбиках, то дополнительно получит ещё 3 балла. (Приложение1).

1. Неконтролируемый процесс горения. 2. Тип пожара, охватывающего пни, лесную подстилку, траву и кустарники. 3. Травма, часто сопровождающая пожары. 4. Место, в котором пожар начался или имеет небольшую силу в настоящий момент. 5. Естественный объект, используемый в качестве опорной полосы. 6, 10. Искусственный объект, созданный лесоустроителями и используемый в качестве опорной полосы. 7. Источник тепла и возможных пожаров в походе. 8. Жизненная форма растения, характеризующаяся одним мощным стволом, несущим наверху крону из ветвей. 9. Вредная привычка, частая причина пожара. 11. Граница леса, иногда используемая в качестве опорной полосы. 12. Комплекс древесной растительности. 13. Поражающий фактор пожара. 14. Тип пожара, охватывающий кроны деревьев. 15. Естественное вещество, используемое при тушении костров в зимнее время. 16. Верхний слой почвы, густо заросший травой, скреплённый корнями многолетних растений. Используется для тушения костров в летнее время. 17. Естественное вещество, применяемое при тушении пожаров. 18. Наука о пожарах. 19. Порода хвойных деревьев, среди которых пожар возникает особенно часто. 20. Наиболее пожароопасный сезон года.

Конкурс № 3 “Конкурс рисунков”

Конкурс рисунков на тему “Лесные пожары” оценивается по работам учащихся, которые были выполнены заранее. (Пока жюри будет оценивать работы, команды выполняют условия следующего конкурса).

Конкурс № 4 “Отгадай загадку”

Командам зачитываются загадки. Команда, давшая первой правильный ответ, получает 1 балл. В конкурсе побеждает команда, ответившая на большее количество загадок.

Загадки:

  • Чего на свете нет сильнее? (Огня)
  • Ест бело, даёт черно. (Огонь)
  • Без рук, без ног к небу ползёт. (Дым)
  • Без рук, без ног в гору ползёт. (Огонь)
  • Что выше дерева растёт? (Дым)
  • В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Спички)
  • По деревне прошёл - ничего не осталось. (Огонь)
  • Жевать не жуёт, а всё поедает. (Огонь)
  • Маленький конёк, вместо гривы – огонёк. (Спичка)
  • Он красив и ярко-красен
    Но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)
  • Он даёт тепло и свет,
    С ним шутить не надо, нет. (Огонь)
  • Если дым валит клубами,
    Пламя бьётся языками,
    И огонь везде, и жар
    Это бедствие - … (Пожар)
  • На привале нам помог:
    Суп варил, картошку пёк.
    Для похода он хорош,
    Да с собой не понесёшь. (Костёр)
  • По деревне прошёл – ничего не оставил. (Огонь)
  • Красный телёнок чёрную корову лижет. (Огонь, котёл)
  • Шипит и злится, воды боится,
    С языком, а не лает,
    Без зубов, а кусает. (Огонь)
  • Вот такая мошка –
    Осиновая ножка!
    На стог села –
    Всё сено съела. (Спичка)

Конкурс № 5 “Ситуационная задача”

Командам раздаются карточки с различными ситуациями. В течение 1 минуты нужно подготовить и дать ответ. Конкурс оценивается по 3-х бальной системе.

  1. Вы оказались в зоне лесного пожара. Выходя из неё, на вас загорелась одежда. Что вы будете делать?
  2. Собирая осенью грибы в лесу, вы почувствовали запах дыма. Затем видимость стала быстро ухудшаться из-за задымления. Вы поняли, что оказались в зоне лесного пожара. Каковы ваши дальнейшие действия?
  3. Вы с друзьями выехали в лес на отдых. Вам было поручено развести костёр. Как вы это будете делать?
  4. Вы ходили в поход. Ваш лагерь расположен в лесу. Подходит время возвращения домой. Каковы ваши дальнейшие действия?
  5. Собирая в лесу ягоды, вы вдруг стали замечать, что почва под ногами становится горячей и местами из-под неё выходит дым. Что это означает и как вы будете действовать дальше?
  6. При получении ожогов при пожаре необходимо оказать пострадавшему первую помощь. Как вы это будете делать?
  7. Отдыхая на природе, вы развели костёр. Через некоторое время обнаружилось, что закончились дрова. Что вы будете делать дальше?
  8. Оказавшись в зоне задымления при лесном пожаре вам стало трудно дышать. Что вы будете делать дальше?

Конкурс № 6 “Агитлистовка”

Основную роль в профилактике лесных и торфяных пожаров играет разъяснительная работа, воспитание бережного отношения к природе, введение ограничений, а при особой пожароопасной обстановке и полного запрета на посещение лесных угодий.

С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается об этом с помощью газет, радио, телевидения, а также наглядных пособий, вывешиваемых в наиболее людных местах.

Командам предлагается на листах (формат А4, А3) отобразить ту информацию, которую бы они разместили на стендах (щитах) в людных местах, местах отдыха в лесу.

По окончании всех конкурсов предоставляется слово жюри. Подводятся итоги, награждаются победители.