Разрядные слагаемые многозначного числа

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

  • учащиеся знакомятся с понятием “разрядные слагаемые”;

  • учащиеся учатся раскладывать на разрядные слагаемые и заменять суммой разрядных слагаемых числа в различных системах счисления;

  • учащиеся осознают ценность полученных знаний о разрядных слагаемых.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с числами, геометрические фигуры, карточки с примерами, музыкальный фрагмент, компьютерная презентация

Мотивационно – ориентировочный этап

1. Орг. момент.

- Встали правильно.

Тихо садитесь.

2. Контроль настроения.

- С каким настроением начинаем урок?

3. Проверка д/з.

- У кого из вас возникли вопросы при выполнении д/з?

- Хорошо. Я посмотрю как вы справились с д/з, когда буду проверять ваши тетради.

4. Устный счет.

1) – Я задумала число. Если к нему прибавить 9, получится 12.

- Какое число я задумала?

(число 3)

- Что вам известно об этом числе?

(Число 3 – однозначное, в ряду идет за числом 2, перед числом 4.)

- Вспомните состав числа 3.

(Число 3 – это 1 и 2.)

- Да, число 3 образуется путем сложения предыдущих чисел, поэтому с древних времен считается магическим, т.е. волшебным числом.

- Число 3 стало самым излюбленным числом в сказках.

- Назовите народные сказки, в которых встречается число 3.

(“Три медведя”, “Царевна – лягушка”, “Сивка – Бурка”)

-Где же оно встречается?

(У отца было 3 сына; 3 желания исполняются;

3 испытания выпадают герою.)

- И нам с вами выпало испытание: надо из трех дорог выбрать одну.

2)

2.1 – Я буду показывать два числа, если они написаны на красном фоне, надо найти сумму, если на зеленом – слагаемое, если на синем – разность.

- Полученные результаты запишите.

11; 9

11; 7

4; 2

17; 9

Сказки

Александра

Сергеевича

Пушкина

- Прочитайте, что написано на карточках.

- Назовите сказки А.С.Пушкина, в которых встречается число 3.

(“Сказка о рыбаке и рыбке.”

“Сказка о попе и о работнике его Балде.”

“Сказка о царе Салтане …”)

2.2 - Решите задачи. Полученные результаты запишите.

а) У белочки было несколько орехов. Когда она съела половину, у нее осталось 5 орехов. Сколько орехов было у белочки сначала?

б) Балда отгадал 8 трудных загадок, это на 4 меньше, чем простых.

Сколько простых загадок отгадал Балда?

2.3 – Рассмотрите числа записанные на карточке.

12 30 14 21

- Какое число лишнее?

(Число 14.)

- Почему?

(У других чисел, если сложить первую и вторую цифру, получится 3.)

- Запишите число 14.

- Рассмотрите ряд чисел, который записали.

- Какую закономерность заметили?

(Каждое следующее число увеличивается на 2.)

- Продолжите ряд чисел, учитывая закономерность.

- Проверяем.

(2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20)

- В какой системе счисления записали числа?

(В десятичной системе.)

- Почему вы так решили?

(Основание десятичной системы счисления не записывают.)

- В какой системе счисления записано это число?

21(3)

(В троичной системе счисления.)

- Почему вы так решили?

(Указано основание троичной системы счисления.)

Исполнительский этап

1. Постановка учебной задачи.

1.1 Звучит музыкальный фрагмент.

- Что напоминает вам эта мелодия?

(Полет шмеля.)

- В какой сказке присутствует шмель?

(В “Сказке о царе Салтане …”)

- Вспомним “Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.

СЛАЙД 1

Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой…

- У вас есть геометрические фигуры, из которых можно построить дворец.

- Постройте. Работаете в парах.

- Какие геометрические фигуры использовали?

(треугольник, квадрат, шестиугольники)

- Какая фигура повторяется?

(шестиугольник)

1.2 - Дворец можно собрать из частей и разобрать, т.е. разложить на части.

- А число можно разложить на части?

(Число можно разложить на слагаемые.)

- Разложите число 15 на слагаемые.

( 15 – это 7 и 8 (9 и 6))

- Назовите целое и части.

7 + 8 = 15

(целое - 15; части – 7 и 8)

- В какой системе счисления записано число 15?

( в десятичной системе)

- А в другой системе счисления вы умеете раскладывать числа на слагаемые?

- Чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться раскладывать числа на слагаемые в разных системах счисления.)

2.Практическая работа.

2.1 - Но сначала измерим площадь повторяющейся части в троичной системе

счисления.

- До скольких считают в троичной системе счисления?

(До трех.)

- Какие цифры используют для записи чисел в троичной системе счисления?

( 0, 1, 2)

- Как будете работать?

(В группах.)

- Выполняйте.

2.2 - Проверяем.

- Какая мерка дана?

(Е1)

- Что она собой представляет?

(одну клетку)

- Какие мерки построили?

(Е2, Е3)

- Как построили мерку Е2?

(Мерку Е1 взяли три раза.)

- Как построили мерку Е3?

(Мерку Е2 взяли три раза.)

2.3 - Чему равна площадь К?

(К=112(3))

СЛАЙД 2

- Мерку Е3 сколько раз использовали?

(один раз)

- Мерку Е2?

(один раз )

- Мерку Е1?

(два раза)

- Чему равна часть, которую измеряли меркой Е3?

(100(3))

- Чему равна часть, которую измеряли меркой Е2?

(10(3))

- Чему равна часть, которую измеряли меркой Е1?

(2(3))

- Такие части называют разрядными слагаемыми.

2.4 - Откройте учебник на с.90. Прочитайте еще раз как называются части, которые вы выписали.

- Это правило будет вам помощником на уроке.

- Сравните разрядные слагаемые, назовите самое большое из них.

(100(3))

- Самое маленькое из них.

(2(3))

2.5 - Запишите сумму разрядных слагаемых.

(100(3) + 10(3) + 2(3) = 112(3))

3. Физ. минутка.

4.Замена числа суммой разрядных слагаемых.

4.1 - А мы вновь обратимся к сказке.

СЛАЙД 3

… море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря…

- В какой системе счисления автор посчитал богатырей?

(в десятичной)

- А вам надо набрать круги 33(5).

- С какой величиной будете работать?

(величина “количество”)

- Один из вас набирает то, что соответствует цифре второй мерки, а другой – первой.

- Какой будет первая мерка?

(одна штука, Е1)

- Как построить вторую мерку?

(надо мерку Е1 взять пять раз)

- Как вы думаете, кто из вас положит больше кругов: тот, кто будет работать меркой Е1 или тот, кто будет работать меркой Е2?

4.2 -Выполняйте.

4.3 - Проверяем. Сколько раз брали мерку Е2?

(три раза)

- Сколько раз брали мерку Е1?

(три раза)

- Кто положил больше кругов: тот, кто работал меркой Е1 или тот, кто работал меркой Е2?

(Тот, кто работал меркой Е2)

- Ваше предположение подтвердилось?

- Мерку Е1 брали три раза и мерку Е2 три раза, почему количество кругов разное?

(Мерка Е2 больше, чем мерка Е1.)

- Назовите разрядный состав числа 33(5).

(33(5) – это 30(5) и 3(5))

- Запишите сумму разрядных слагаемых в тетради. А к доске пойдет …

5. Самостоятельная работа.

5.1 -Какое еще желание князя Гвидона исполнила Лебедь?

(Подарила белочку.)

СЛАЙД 4

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

- Вам задание от белочки на сказочных орешках: запишите число ввиде суммы разрядных слагаемых.

- Дети, у которых орешки красного и зеленого цвета, работают самостоятельно.

- Дети, у которых орешки желтого цвета, работают вместе со мной.

5.2 – Проверим как выполнили задание первая и вторая группы.

5.3 Итог урока.

- Чему учились на уроке?

(Заменять числа суммой разрядных слагаемых.)

- Какая сказка нам помогала?

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”.)

Рефлексивно – оценочный этап

1. Тест.

- Надо заменить число 47суммой разрядных слагаемых.

- Рассмотрите предложенные варианты.

1. 47=40+70

2. 47= 40+7

3. 47= 4 + 7

- Покажите цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

2. – Решите примеры: 47 – 7 = (40)

47 – 40 = (7)

- Для чего надо уметь заменять число суммой разрядных слагаемых?

(Чтобы быстро и правильно решать примеры.)

3.Д/з.

- На листочках получаете задание различной сложности.

4.Оценка.

- Оцените, понятен ли вам был материал.

5. Контроль настроения.

- С каким настроением заканчиваете урок?

12.02.2009