00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Авторская программа по курсу "Краеведение"

Разделы: Начальная школа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящем курсе “Краеведение” предусмотрено реализовать региональный компонент содержания образования по предмету “Окружающий мир”. Программа разработана на основе системы учебных курсов с экологической направленностью “Зеленый дом” автор А.А. Плешаков

Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором мы живем”, “Город в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы – модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.

Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология, география, культурология.

В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Кемеровской области и контурные карты.

Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.

Изучения “Краеведения” способствует

  • формированию у младших школьников человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
  • формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
  • формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов;

в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и значение родного края в развитии Сибири, России в целом, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить и выступать с докладами и сообщениями;
  • работать в семейных архивах;
  • умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • работать с атласом и контурной картой;
  • воспитывать бережное отношение к своему городу,, к школе.

  • воспитывать чувство гордости за свой город, за успехи своих земляков

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ” 2 КЛАСС

1. Введение (1ч)

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

2. Мы живем в России (4ч)

Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.

Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.

Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/

Практические работы.

  1. Работа с картой России найти и показать на карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

  2. Край, в котором мы живем (20ч)

Тема: Наш край на карте России. Города и села Кузбасса на карте области. Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области.

Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.

Тема: История нашего края. Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования.

Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.

Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги Грибы и ягоды. Охрана растений.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира

Тема: Водоемы Кемеровской области. Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов

Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.

Тема: Промышленность края. Крупные предприятия обл. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.

Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на природу.

Практические работы.

  1. Кемерово на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на контурной карте.

  2. Обучение работы с картой Кемеровской области: Города и села Кузбасса, обозначить их на контурной карте.

  3. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

  4. Рассматривание образцов полезных ископаемых.

  5. Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых.

Экскурсии:

  1. Природа вокруг нас,

  2. Краеведческий музей,

  3. Ботанический сад.

  4. На водоем.

  5. В поле, сад, на ферму.

3. Город, в котором я живу (8ч)

Тема: История родного города. Кемерово на карте России и Кемеровской области.

Тема: Символика города.

Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

Тема: Улицы города. Улица на которой находится школа. Улицы по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.

Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.

Экскурсии:

  1. На предприятия, где работают родители.

  2. По улицам и районам города.

  3. В школьный музей.

Тема: Итоговое занятие

2. КЛАСС

1. Введение.

Что мы будем изучать в этом году.

2. Мы живем в России

Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ

Дать школьникам основные знания о истории своей страны.

Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической карте России.

Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся о символике РФ,

Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие люди прославили Россию

3. Край, в котором мы живем

Тема: Географическое положение области. Наши соседи, (области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и отдыха

Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)

Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего края, символике области. Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Открытие и освоение Земли Кузнецкой. Памятники древности

Тема: Погода и климат Кемеровской обл. Познакомить с сезонными изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в разное время года.

Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений нуждающихся в особой охране.

Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области. Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой деятельности человека.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые животные. Красная книга животных Кем. обл. Отрицательное влияние людей на животных. Заповедники обл.

Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.

Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны.

Тема: Предприятия края. Крупные предприятия обл. Что выпускают. Профессии. Дать первичные сведения об экономики края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Профориентировать учащихся.

Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о чистом воздухе, воде, почве.

Население Кемеровской обл. Народности Кузбасса. Познакомить с национальным составом населения Кузбасса. Дать первичные сведения о коренных жителях области. Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях людей Кемеровской области. Познакомить с народными и художественными промыслами края.

Тема: Люди Кузбасса.Сформировать понятия о населении Кузбасса, национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.

Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.

Познакомить со знаменитыми людьми Кузбасса.

Практические работы.

  1. Кемерово на карте России, наши соседи. Работа с контурной картой России.

  2. Работа с контурной картой Кемеровской области:

  3. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области.

  4. Составление правил поведения на природе.

  5. Составление правил поведения на водоемах.

  6. Составление Красной книги Кемеровской области.

Экскурсии:

  1. В краеведческий музей.

  2. Музей Экологии и этнографии Кем Гос. Университета.

  3. Наблюдение за сезонными изменениями.

  4. В библиотеку.

  5. Художественный музей.

  6. Музей Физической культуры и спорта.

  7. К местному водоему для знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной.

  8. Наблюдение обнажения горных пород в карьере (овраге, береговом обрыве реки).

4. Город, в котором я живу

Тема: История города. Познакомить и углубить знания учащихся о истории города в котором живут, символикой города.

Тема: Районы города. Социальный паспорт районов. Показать индивидуальность каждого района города.

Тема: Улицы города. Улицы, площади, бульвары, парки города. Дать представления об истории названий улиц, площадей города. Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места нашего города.

Памятники и мемориалы города..

Тема: Предприятия города. Что выпускают, значение для области и страны.

Тема: Итоговый урок

Экскурсии:

  1. Природа вокруг нас,

  2. Краеведческий музей.

  3. Музей: Красная горка.

  4. По городу: по улицам и районам.

3. КЛАСС

1. Введение

2. Мы живем в России

Тема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической и физической карте мира и России.

Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.

Практические работы.

  1. Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной карте.

3. Край, в котором мы живем

Тема: Географическое положение области. Углубить знания учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать представление о территории области, географических объектах. Учить детей ориентироваться по физической карте области. Поверхность Кемеровской обл. реки, озера, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский Кряж, Западно-Сибирская Низменность, Кузнецкая котловина.

Тема: История нашего края. Главные исторические события области.

Тема: Погода и климат Кемеровской обл. Углубить знания детей о сезонных изменениях в природе по всей области.

Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями животного и растительного мира области.

Формировать представления об особенностях природных комплексов области. Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга.

Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и растительности.

Тема: Животный мир области. Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Кузбасса. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса

Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов

Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.

Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.

Тема: Промышленность и с/х края. Вклад области в хозяйство страны. Угольная промышленность, химическая, металлургическая пищевая промышленность. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы.

Дать первичные сведения об угольной. химической, металлургической, пищевой промышленности Кемеровской области , об их роли в хозяйстве страны и мире. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.

Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии.Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.

Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты, писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.

Тема: Кузбасс во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные представление о том, как Кузбасс и кузбассовцы помогали фронту в годы Великой отечественной войны.

Практические работы.

  1. Обучение работы с картой Кемеровской области, умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области реки, озера, Кузнецкий Алатау, Горную Шорию, Салаирский Кряж, Западно-Сибирскую низменность, Кузнецкую котловину, обозначить их на контурной карте.

  2. Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни.

  3. Рассматривание образцов полезных ископаемых.

  4. Обучение умению находить и показывать на физической карте Кемеровской области месторождения полезных ископаемых.

  5. Решение задач по экологии.

Экскурсии:

  1. В музей Боевой славы.

  2. В школьный музей.

  3. В библиотеку.

  4. Художественный музей.

  5. Музей Физической культуры и спорта.

4. Город, в котором я живу

Тема: История города. Историческая справка города. Символика города. Углубить знания учащихся об истории города в котором живут, символах города.

Тема: Карта нашего города. Создать целостное представление о расположении районов города, улиц и площадей. Архитектура города. Познакомить с архитектурой города, историей появления тех или иных архитектурных объектов.

Тема: Предприятия города. Экологические проблемы города

Тема: Знаменитые кемеровчане (наши современники)

Тема: Итоговый урок по теме: Город, в котором я живу

Тема: Обобщающее повторение

УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 2 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Введение Что мы будем изучать на “Краеведение”

1

Раздел1. Мы живем в России

4

1.1. Наша Родина на карте мира. Москва -- столица России.

1

1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/

2

1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины.

1

Раздел2. Край в котором мы живем

20

2.1 Географич. положение Кемеровской обл.

Наш край на карте России. Города и села Кузбасса

2

2.2 Символика области

2

2.3  История нашего края.

Кузнецкая Земля в древности. История создания и исследования. Экскурсия в краеведческие музей

2

2.4 Времена года.

Сезонные изменения в природе

2

2.5 Растительность нашего края

Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Что такое тайга. Растения тайги. Охрана растений.

2

2.6 Животный мир Кемеровской обл.

Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира

3

2.7 Водоемы нашего края.

Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов

1

2.8 Полезные ископаемые

Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как добывают, где используют. Значение для области и страны.

2

2.9 Промышленность области

Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся.

1

2.10 С/х нашего края

Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение с/х

1

2.11 Экология области

Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека.

1

Итоговое занятие по разделу Край, в котором я живу

1

Раздел3. Город в котором я живу

8

3.1 История нашего города.

Кемерово на карте России.

1

3.2 Символика города

2

3.3 Знакомство с районами города.

Район в котором я живу.

2

3.4 Улица на которой находится школа.

Улицы по которым я хожу. Транспорт города

2

3.5 Предприятия города.

Заводы и фабрики города. Где работают родители.

1

Итоговое занятие “Мой край Кузбасс”

1

34

УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 3 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Введение Что мы будем изучать в этом году

1

Раздел1. Мы живем в России

5

1.1 Географическое положение России

Крупные города РФ

1

1.2 Кемеровская обл на карте России

Наши соседи.

1

1.3 Символика РФ и Кемеровской области /флаг, гимн, герб/

1

1.4. Кем и чем гордится Россия

2

Раздел2. Край в котором мы живем

19

2.1 История нашего края

Кузнецкая Земля в древности до наших дней. Освоение Земли Кузнецкой. Памятники древности.Экскурсия в музей Экологии и Этнографии (Кем. Гос. университет)

2

2.2 Погода и климат Кемеровской области.

Экскурсия на природу

1

2.3 Растительность нашего края

Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой охране. Красная книга Кемеровской обл.

3

2.4 Животный мир Кемеровской обл.

Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на животных. Охрана животного мира. Заповедники обл. Охраняемые животные. Красная книга животных Кемеровской обл.

2

2.5 Водоемы нашего края.

Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на водоемах.

1

2.6 Полезные ископаемые

Места и способы добычи. Основные свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для области и страны

2

2.7 Промышленность области

Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся. Практическое значение для области и страны. Профессии.

2

2.8 Экология области

Загрязнение окружающей среды предприятиями области. Почему природа в опасности. Экологические проблемы области. Забота о чистом воздухе, воде, почве

3

2.9 Люди нашего края.

Население Кемеровской обл. Народности Кузбасса. Чем занимаются люди в городе и на селе. Народные и художественные промыслы края. Люди прославившие Кузбасс.

3

Раздел3. Город в котором я живу

8

3.1 История нашего города.

Историческая справка города. Символика города

1

3.2 Районы города.

Социальный паспорт районов.

2

3.3 Улицы, площади, бульвары, парки города.

Памятники и мемориалы города.

2

3.4 Предприятия города.

Что выпускают значение для области и страны.

2

3.5 Викторина “Город в котором я живу”

1

Итоговое занятие “Я живу в Кузбассе”

1

34

УЧЕБНО -- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ” 4 КЛАСС

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Введение Что мы будем изучать в этом году

1

Раздел1. Мы живем в России

3

1.1 Географическое положение России

Наши соседи. С какими государствами граничит РФ

1

1.2 Народы РФ

2

Раздел2. Край в котором мы живем

21

2.1 Географическое положение области.

Географическая справка обл. Поверхность Кемеровской обл. реки, озера, Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский Кряж, Западно-Сибирская Низменность, Кузнецкая котловина.

2

2.2 История нашего края

Историческая справка области. Главные исторические события области

1

2.3 Растительность нашего края

Степь. Лесостепь. Тайга. Горная тундра и альпийские луга. Охрана и восстановление лесов и растительности. Роль заповедников и ботанических садов.

2

2.4 Животный мир Кемеровской обл.

Таежные животные. Горно-таежные, степные и лесостепные животные. Пресмыкающиеся Кузбасса. Охрана и восстановление животного мира Кузбасса

3

2.5 Водоемы нашего края.

Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление водоемов.

2

2.6 Природные ресурсы области.

Полезные ископаемые В каких отраслях используются. Охрана недр. Как рационально использовать природные ресурсы

2

2.7 Промышленность области

Вклад области в хозяйство страны. Угольная пром-ть, химическая, металлургическая пищевая промышленность. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.

2

2.8 Экология области

Понятие “экологическая катастрофа”. Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по экологии.

3

2.9 Люди нашего края.

Люди прославившие Кузбасс.

1

2.10 Кузбасс во время Великой Отечественной войны

2

2.11 Итоговое занятие по теме: Край в котором мы живем.

1

Раздел3. Город в котором я живу

7

3.1 Историческая справка города. Символика города

1

3.2 Предприятия города.

Экологические проблемы города. Как загрязнение окружающей среды влияет на наше здоровье

3

3.3 Знаменитые кемеровчане (наши современники)

2

3.4 Сочинение “Город в котором я живу”

1

Итоговое занятие Урок-диспут “Что бы я сделал для города и области , если бы был губернатором”

1

Обобщающее повторение

1

34

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Баранник Л.П. Природа -- наш дом. -- Кемеровское книжное изд-во, 1984.
  2. Геологическое прошлое кузнецкого бассейна и окружающих его структур. Геология месторождений полезных ископаемых и горная промышленность Кемеровской области: Проспект. / Кузнецкий геологический музей КузГТУ и Комитет природных ресурсов по Кемеровской области. -- М.: АСТШ, 2000. -- Вып.1. -- 76с.
  3. Донбай С.Л. Стихотворения. -- Кемерово: Сибирский родник, 1996. -- 295с.
  4. Земля Кузнецкая. Альманах о природе. -- Кемеровское кн. изд-во, 1975, 1978, 1982, 1986, 1988, 1989.
  5. Зыков И.В. Календарь природы Кемеровской области. -- Кемеровское кн. изд-во, 1971.
  6. Ильичев А.И. , Соловьев Л.И. Экономическая география Кузбасса: Пособие для средней школы. -- Кемеровское кн. изд-во, 1989. -- 208 ил.
  7. Ильичев А.И. , Соловьев Л.И., География Кемеровской области: Природные условия и ресурсы: Учебное пособие. – Кемерово: А О кем. Кн. изд-во, 1994. – 336с., ил.
  8. Кареев Н.Ф. В объективе -- мир природы. -- Кемеровское кн. изд-во, 1987.
  9. Кареев Н.Ф. 12 месяцев в году. Этюды о природе родного края. - Кемеровское кн. изд-во, 1986.
  10. Кацюба Д.В., История Кузбасса: Краеведческое пособие для учащихся 7 –10 кл. 4-е изд., перераб. И доп. – Кемерово: Кн. Изд-во, 1983. -- 192с., ил.
  11. Ковригина Л.Н., Фомина Н.А. растительный мир Кузбасса и его охрана. Кемерово. Обл ИУУ, 1995.
  12. Красная книга РСФСР. Животные. -- М.: Россельхозиздат, 1985.
  13. Красная книга РСФСР. Растения.. -- М.: Россельхозиздат, 1988.
  14. Крылов Г.В. Степанов Э.В. Зеленая аптека Кузбасса. -- Кемеровское кн. изд-во, 1975.
  15. Наш родной край. А.А. Мытаев, Л.М. Савельева, Л.П. Сафонов, С.Д. Тивяков. Кемеровское книжное издательство, 1977, 67с.
  16. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников на региональном материале: Методические материалы к программе “С любовью к городу”. -- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. -- 144с
  17. Природа и экологические проблемы Кузбасса. -- Кемерово ГОИУУ, 1993.
  18. Разыскания. Историко-краеведческий альманах. Выпуск 1-4. -- Кемеровское кн. изд-во, 1990-1995.
  19. Региональный компонент “Кемерово и кемеровчане” на уроках ОО “Естествознание” (информационно-методические материалы). Кузбассвузиздат, 2003.
  20. Романенко М.Ф. Экология Кузбасса: проблемы и перспективы. -- кемеровское кн. изд-во, 1992.
  21. Соловьев Л.И. Живи, Кузнецкая земля! Методическое пособие по краеведению. Кемерово: Кем. Полиграфический комбинат, 1997. -- 249с.
  22. Шабалин В. Тайны имен земли Кузнецкой. Кемерово, 1994.
  23. Юров Г.Е. Какого цвета Томь-река? -- Кемеровское книжное изд-во, 1992.