00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Урок внеклассного чтения в 8-м классе по повести А.С. Пушкина "Пиковая Дама"

Разделы: Литература


Оборудование:

  1. Словарь литературоведческих терминов.
  2. Эпиграф к уроку «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». (А.С.Пушкин.)
  3. Фрагменты из оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (используются как фон во время выразительного чтения учащихся).

Цели урока:

  • показать эгоистическую природу идеи Германна;
  • ответить на вопрос, почему финал повести – сумасшествие главного героя;
  • показать роль художественной детали в раскрытии идеи повести.

Беседа.

Проблемная ситуация:

- «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Попробуйте объяснить, как вы понимаете слова А.С.Пушкина, открывающие VI главу «Пиковой дамы».

К вопросу вернёмся в конце наших рассуждений над повестью.

Учебная ситуация №1:

- Какова исходная ситуация повести? Её завязка?

- Вариант ответа: игра в карты у конногвардейца Нарумова.

Слово учителя:

- Летом 1828 года Пушкин задумал написать повесть об игроке. Карточные игры были не просто популярной забавой, они воспринимались как своего рода образ мир. Всё в жизни подобно игре. В карточной игре велика роль случая. В этом притягательная сила карточной игры. Герои «Пиковой дамы» играли в популярную те годы карточную игру «штосс». Правила игры предельно просты.

Из рассыпанной на столе колоды карт понтёры выбирают ту, на которую ставят. Другая колода – в руках банкомёта. Он мечет карты направо и налево. Если выбранная карта падает направо, выигрывает банкомёт, если налево – понтёр.

Повесть Пушкина была опубликована в 1834 г.

Анализ эпизода «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова».

Домашнее задание 1 группы

В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

Попытайтесь передать своё видение этой сцены в выразительном чтении (глава 1) «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова…так послушайте».

Проследите появление Германна на страницах «Пиковой дамы». Какие художественные подробности наиболее значимы в этом повествовании? Случайно ли красивая фраза Германна «Игра занимает меня сильно…но я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее» обрывается почти резкими словами Томского? Случайна ли подробность – «Германн – немец: он расчётлив, вот и всё!»?

- Из Словаря:

художественная деталь – подробность пейзажа, портрета, интерьера или психологической характеристики героя, выделенная писателем среди всех других подробностей с целью подчеркнуть ее особое изобразительное, выразительное или символическое значение. Одна деталь способна заменить целый ряд подробностей. Деталь фокусирует внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным или характерным в природе, в человеке или в окружающем его предметном мире. В самом отборе, «усилении» некоторых подробностей, которые превращаются в художественные детали, проявляется авторское отношение к жизни и героям.

Выразительное чтение фрагмента и вариант ответа группы №1: Г. не играет, хотя игра привлекает его необыкновенно. Пушкин обрывает напыщенную фразу Г. словами Томского намеренно. Писатель сразу лишает своего героя романтического ореола, подчёркивает неискренность своего героя.

- Как ваши выводы подтвердятся в авторской характеристике? Найдите её в тексте (глава 2,). Каким вы увидели Германна в этой характеристике? Обратите внимание на словесную антитезу, выраженную противительным союзом но: «Он имел сильные страсти и огненное воображение, но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости». Как этот приём углубляет понимание характера Германна?

- Вариант ответа: в авторской характеристике дан портрет противоречивого человека; идеалом жизни, единственной целью жизни Германна является желание разбогатеть. Именно это позволит ему, считает Германн, обрести независимость и покой. И пока он следует своей формуле «…расчёт, умеренность и трудолюбие… вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

- Почему завязкой в «Пиковой даме» становится карточная игра?

- Вариант ответа: надежда на сказочный выигрыш в карты сулит быстрое обогащение. С карточной игрой связывается идея мгновенного обогащения. Германн молод. Живёт скромно. Но он живёт надеждой «утроить, усемерить» свой капитал.

Анализ эпизода «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…».

Домашнее задание 2 группы

1. В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2. Определите композиционное значение эпизода «Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение…» (глава 2). Как он сцеплен с предыдущими фрагментами? Определите основной смысл этого фрагмента. Для этого проследите, как художественные детали помогают постичь характер персонажа, смысл эпизода?

3. Попытайтесь передать своё видение этой сцены в чтении наизусть.

- Вариант ответа группы №2: композиционно – развитие действия, а значит, и развитие мысли.

Германн в плену своей мечты: об этом свидетельствует и внутренний монолог героя, и сон, «ему пригрезились карты, зелёный стол, кипы ассигнаций и груды червонцев». Он готов сделаться любовником 87- летней старухи. И тут волей случая он оказался у дома графини. В окне он видит воспитанницу графини. «Эта минута решила его участь», - эта художественная деталь предельно лаконична. У Германна мгновенно возникает план: соблазнить девушку. Лиза явится средством достижения цели. И далее, мы знаем, письма его будут дышать страстью, но за этими горячими фразами – не любовь, а один холодный расчёт. Германн будет имитировать романтического героя, добиваясь свидания с Лизой. И мы убеждаемся, что и там, за карточным столом у Нарумова, была только романтическая поза.

Учебная ситуация №2.

- «Пиковая дама» произвела при появлении своём в 1834 году всеобщий говор и перечитывалась, от пышных чертогов до скромных жилищ, с одинаковым наслаждением. Общий успех этого лёгкого фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести Пушкина есть черты современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно», - писал критик 50-60-х годов XIX века П.В.Анненков.

Интересно, почему так привлекательна показалась повесть Пушкина его современникам? И зачем на страницах произведения Пушкина соседствуют век XVIII и XIX?

Домашнее задание 3 группы

1. В Словаре литературоведческих терминов найти определение художественной детали.

2. Приготовить сжатые пересказы следующих эпизодов: «Томский рассказывает о бабушке», «Жизнь Лизы в доме графини», «Германн в доме графини». В ходе пересказов выделяйте те художественные детали, которые представляют век графини, её юность. Каким вы увидели век графини, её юность? Ваши впечатления от века XVIII. Обратите внимание, что эти фрагменты связывает имя Чаплицкого. Почему, покидая дом графини, Германн размышляет «о молодом её любовнике»? Сопоставлены или противопоставлены в этих фрагментах Германн и графиня?

 - Вариант ответа группы №3: глава 1 повествует о юности графини – московской Венеры. Подобно Германну немало времени она проводила за столом. Когда-то сумела отыграть карточный долг, благодаря тайне трёх карт. У неё было четверо сыновей, ни одному не открыла она тайны Сен-Жермена. Помогла избавиться от карточного долга г.Чаплицкому. Эти страницы рисуют образ жизни светской красавицы. Беззаботно и праздно прожила она свою жизнь. Таким образом, Пушкин рисует уходящий XVIII век, безжалостно выставляя порочность того круга, представительницей которого является графиня. Она и сейчас высокомерна, эгоистична, бесконечные капризы графини заставляют её воспитанницу Елизавету Ивановну искать пути избавления от жизни приживалки в этом богатом доме: «Лизавета Ивановна была домашней мученицей».

Упоминание Чаплицкого неслучайно. Германн противопоставлен графине. Капризная барышня когда-то поверяет тайну карт своему возлюбленному, спасая его от карточного долга, бесчестия. Германн же – представитель века XIX – использует чувства воспитанницы графини с тем, чтобы осуществить свои мечты. Корысть, расчёт, эгоистическая холодность руководят его поступками. Но герои и сопоставлены. Графиня – источник порочной тайны. Ведь и она когда-то просила помощи у злых сил. Уходит из жизни графиня, с нею XVIII век. Век XIX – век новых буржуазных отношений, век капитала. Какую систему ценностей он выдвинет перед человеком? Какими будут идеалы нового человека? Вопросы, которые решает Пушкин в повести.

Домашнее задание группы №4. Инсценирование эпизода «Встреча Лизы и Германна после смерти старухи».

- Каково значение этой сцены в повести? Каким вы увидели и почувствовали героя пушкинского произведения в один из трагических моментов его жизни? Насколько значима в этой сцене следующая художественная подробность «Лиза выслушала его с ужасом»?

- Вариант ответа: никаких угрызений совести не испытывает Германн, никакой жалости к Лизе, алчность, жестокая расчётливость руководят его поступками.

«Лиза выслушала его с ужасом», - пишет Пушкин. Эта деталь определяет авторскую гуманистическую оценку: писатель отрицает систему взглядов человека, который ради достижения цели переступает законы человеческой совести.

 - Осознаёт ли сам герой чудовищность происходящего?

- Вариант ответа: нет, ибо, покидая дом графини, он завидует её некогда счастливому любовнику. Сострадать Лизе он тоже не может, потому что он давно уже включился в игру, в игру с жизнью. Азарт руководит его действиями. Всё вокруг ему кажется игрой. Он уже, кажется ему, начинает управлять этой игрой. Но тут не просчитал: старуха умерла, тайна потеряна.

- Перечитаем начало VI главы. Почему реальные картины повести сменяются картинами страшными и невероятными: явлением мёртвой графини, усмешкой пиковой дамы? Зачем автор прибегает к такому художественному приёму, как фантастика? Почему финал повести – сумасшествие Германна? Почему именно такое наказание? Расскажите, что произошло в доме Чекалинского? Почему автор заставляет своего героя «обдёрнуться» во время третьей игры?

- Вариант ответа: Пушкин прибегает к фантастике неслучайно: это опять его оценка жизненных принципов человека, пренебрегшего понятиями человечности в погоне за своими идеалами независимости и покоя, переступившего через чувства, жизни других людей. «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семёрка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мёртвой старухи», - пишет в 6 главе автор повести. Эгоистическая идея не может существовать в нравственной природе человека. Она не может получить развития в нравственной природе человека. А жажда денег так сильна, что Германн в азарте карточной игры забывает грань между жизнью реальной и ирреальной. Он начинает играть жизнями людей. Поэтому сумасшествие Германна. Сумасшествие не даёт человеку возможности раскаяться. И это страшная плата человека за своеволие духа, за игру с жизнью старухи, Лизы, за отсутствие человечности, сострадания, за отказ от системы нравственных ценностей.

Итоги:

- Вспомните, какие задачи может выполнять эпиграф в произведении?

- Варианты ответа: эпиграф выражает тему, идею или настроение произведения, способствуя его восприятию читателем.

- Обратимся к эпиграфу повести: «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность». Как вами понят афористический смысл эпиграфа к «Пиковой даме»? Каковы тема и идея произведения?

- Вариант ответа: в повести Пушкин говорит о человеке и его жажде денег, о выборе человеком системы жизненных ценностей. Достигая свои цели, нельзя переступать законов чести, законов человеческого «общежития», нельзя пожертвовать моральными нормами и законами. Вера человека в «общие правила» является основой жизни любого общества. И если человек попадает в плен безнравственной идее, то расплата (усмешка пиковой дамы) неминуема. Безнравственные идеи калечат душу людей, ведут их к нравственной гибели.

- Какова роль художественной детали в произведении?

- Вариант ответа: она действительно позволяет фокусировать внимание читателя на том, что писателю кажется наиболее важным, позволяет определить авторскую позицию по отношению к тому, что он изображает.

Домашнее задание:

- Написать сочинение-миниатюру «О чём заставила меня задуматься повесть А.С.Пушкина «Пиковая дама»? или «Роль художественной детали в повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».

Литература.

  1. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практ. методика: Кн. для учителя/ И.И.Аркин. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2001.
  2. Анненков П.В. Материалы для биографии А.С.Пушкина. – М.: Современник, 1984.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. пед. кадров/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, А.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.