Работа над проектами на уроках математики

Разделы: Математика


В настоящее время пробивают себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, развивающего образования и требуют в первую очередь новых методов обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале, принадлежит методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат - можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения.

Проект - это метод обучения. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим. При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. Это не "ежедневные технологии".

Структура учебного проекта.

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

  1. Практико-ориентированный проект - нацелен на социальные интересы. (разработать учебное пособие для пользования кабинетом математики)
  2. Индивидуальный проект - научное исследование. (Социальный опрос о значимости и необходимости изучения математики)
  3. Информационный проект - направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа. (создать сайт любознательных математиков)
  4. Творческий проект - свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. (работы на НПК)
  5. Ролевой проект - участники берут на себя роли литературных или исторических персонажей. (театральное представление)

Во всех этих проектах речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников.

Классификация проектов по продолжительности.

  • Мини-проекты - 1 урок или менее урока.
  • Краткосрочные - 4-6 уроков.
  • Недельные проекты.
  • Годовые проекты.

Виды презентаций.

  • Деловая игра.
  • Демонстрация видеофильма.
  • Игра с залом.
  • Научная конференция.
  • Ролевая игра.
  • Экскурсия.
  • Иллюстрационное сопоставление фактов, документов, событий.
  • Реклама.

Роль учителя.

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяснения знаний, сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей.

Именно поэтому учитель - руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей и быть инициатором интересных начинаний, бросать вызов их сообразительности и изобретательности.

В результате формируются у детей:

  1. Рефлексивные умения (осмысление задачи)
  2. Поисковые умения.
  3. Навыки оценочной самостоятельности.
  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.
  5. Коммуникативные и презентационные умения и навыки.

Результативностью является побуждение к самостоятельной учебной деятельности, происходит плодотворное развитие личности.

Бывают персональные и групповые проекты.

Преимуществом персонального проекта является формирование чувства ответственности, приобретается опыт деятельности на всех этапах, а группового - приобретаются навыки сотрудничества, проект бывает более глубокий и разносторонний. Проект - это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Я считаю, школа настоящего и будущего немыслима - без школы проектов.