00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Урок словесности "Гимн морю"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Цели:
1. Учить школьников чтению художественной литературы, обратить внимание учащихся на выразительные средства, использованные автором для создания тех или иных образов, картин природы, передачи настроения.
2.Показать ученикам удивительное взаимопроникновение разных жанров искусств.
3.Развитие эстетического вкуса и чувства языка, повышение речевой культуры учащихся.

 Сегодняшнее занятие мы посвящаем звукописи – одному из свойств выразительной речи.

1. Вступительное слово о водной стихии, о море.
Человека всегда влекло к воде: люди селились около воды, восторгались прекрасными пейзажами. Их волновали тихое журчание ручья, спокойное течение волн могучих рек, бурный, азартный шум горных речек, влекущих за собой камни гор, уютная, покрытая кувшинками и ряской зеленая вода прудов, окруженных тенистыми садами, дающими прохладу в жаркие летние дни, озера с прозрачной водой, где ширь и размах, красота и свобода, закатные вечера, птицы, летящие над тростниками. И ,конечно, море.

Облака бегут над морем,
Крепнет ветер, зыбь чернеет.
Будет буря, мы поспорим
И помужествуем с ней.
 Н. Языков

2. Образ моря в поэзии.
Вечно изменчивое море прекрасно, им можно любоваться без конца. Бирюзовое небо нежится в лучах солнца. Лениво набегают волны на берег. Спокойно, мерно и глубоко дышит необозримая водная гладь. Но вот потемнело небо. Сильнее плещутся волны. Над нахмурившейся, глухо шумящей бездной появились белые острокрылые чайки и резким криком возвещают бурю. Через несколько мгновений и небо, и море сольются в одну грозную, бушующую стихию. Ревёт буря, и тысячами брызг обдают вас волны, разбиваясь со страшной силой о прибрежные камни.
Образ морской стихии волновал воображение многих русских поэтов. Ярко отражено это в стихах Жуковского, Баратынского, Якубовича, Пушкина,
Языкова, Фета, Якубовича…

3. Выразительное чтение наизусть стихотворений о море (Приложение 1). (Индивидуальное задание)
В. А. Жуковский. «Элегия»
К. Д. Бальмонт. «Челн томленья»
А. С. Пушкин. «К морю»
П. Ф. Якубович. «Не за каждым всплеском моря…»

4. Художники о море.

 На доске репродукции с картин И. К. Айвазовского (Приложение 2)

Море всегда имело огромную притягательную силу для художников. Нет ни одного русского живописца, который, побывав у моря, не попытался бы изобразить его.
В мировой живописи нет более прославленного певца моря, чем Иван Константинович Айвазовский. В молодости его влекло к себе изображение безмятежной ясности и тишины моря, залитого золотом солнечных лучей или серебристым светом луны. Позднее его увлекают образы могуче разыгравшейся стихии, трагической гибели или катастроф на море. В старости, прославляя бушующий океан, он противопоставляет ему мужество человека.

  Посмотрите на картину Айвазовского «Бурное море» (Приложение 3). Ураганный ветер срывает водяную пыль с гребней волн. Низкое небо да вскипающее штормом море вызывают в памяти пушкинские строки:

Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане –
Средь грозных волн и бурной тьмы…
Какие краски использует художник, изображая бурное море? (Фиолетовый, синий, темно-зеленый)

 А теперь посмотрите на картину «Девятый вал» (Приложение 4). Море после ночного шторма. Утреннее солнце осветило группу смельчаков, которые спасаются на обломках корабля. Эти люди очень сильные и мужественные. Они всю ночь боролись с грозным бушующим морем и теперь должны победить в этой борьбе, потому что ночная буря на море после восхода солнца обычно утихает. Но отважных мореплавателей ждет еще одно испытание. Среди бегущих с шумом морских волн одна самая большая, самая свирепая. Это девятый вал. Ярко освещенный солнцем, он вздыбился и вот-вот обрушится на людей.

Выдержат ли люди? (Ответы учащихся)

Хочется верить, что выдержат. И художник верит, что люди устоят и доберутся до берега! Поэтому он наполнил картину радостным светом. Только что взошедшее солнце окрасило небо в золотисто-оранжевый цвет. Утренние лучи скользят по волнам и пронизывают их. Морская вода переливается всеми оттенками зеленого цвета, от темно-зеленого до бирюзового. Яркая гамма картины звучит радостным гимном мужеству людей, побеждающих слепые силы страшной, но прекрасной в своем грозном величии стихии.
В живописи с помощью красок картины природы помогают не только увидеть красоту, но и глубже передать чувства человека, его внутреннее состояние.

  1. 5. Работа над стихотворением Николая Языкова «Буря» (Приложение 5).

- А как же поэзия? (Ответы учащихся)
Существует мнение, что и в поэзии каждый звук имеет определенный цвет. Звуки могут создавать ощущение прохлады, тепла, имитировать шум грозы, перекатывание волн. С помощью звуков можно передать красоту и звуки природы и природных явлений.

Послушайте стихотворение Н. Языкова «Буря». (Раздаточный материал)

Какие у вас возникли образы и слуховые ассоциации?
Поэт не только передает свое отношение к буре, но и рисует ее с помощью звуков («пишет звуками»). Каждое слово в стихотворении проверено поэтом на слух, выверено в сочетаниях с другими.
Звуки речи не только содержательны, но и еще окрашены в нашем восприятии в различные цвета.
- Обратите внимание на рисунок гласных в стихотворении «Буря». Какое определенное смысловое или цветовое значение приписывают гласным? Какие гласные преобладают? Случайно это или нет? (Преобладают гласные звуки [а ],[у ], [и ], [ы ].
[ а ] ≈ 72 ( в 3,3 р.) – активный, яркий, передает размах, широту, даль;
[ у ] ≈ 35 ( в 2,7 р.) – темно-сине-зеленый;
[ и ] ≈ 35 ( в 2,5 р.) – синий, низкий, стискивающий;
[ы ] ≈10 ( в 2,2 р.) – мрачный, темный, коричневый, черный.
В последних двух строчках в троекратно повторяющемся и стоящим под ударением [ у ] мы четко слышим завывание ветра, начало бури).
Сравните рисунок гласных в стихотворении «Буря» с цветовой гаммой в
изображении моря Айвазовским. (Рисунок гласных в стихотворении создает ту же цветовую гамму, в которой выполнены и картины Айвазовского «Девятый вал», «Бурное море»)
А теперь рассмотрим рисунок согласных звуков. Какие звуки преобладают?
([н ] - 20, [н ] - 9, [л ] - 11, [л ] –12 → создают образ волн
[в ] - 8, [в ] - 5, [л ], [л ] → скопление этих звуков, их чередование, перекатывание рисуют звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего. Мы как будто чувствуем его порывы, силу.
[г ] – 15 → темный, угрюмый
[р ] - 14, [р ] – 7 → грубый, радостный
[м ] – 11 → море
[с ] - 15, [с ] – 4 → злой
[к ] - 10, [к ] – 1 → быстрый, движение
[т ] - 18, [т ] - 4, [д ] – 8 → темный, грубый
[х ] - 5, [ф ] – 3 → мрак )
- Какие встречаются сочетания согласных?
( [пр ], [кр, ] [бр ], [тр], [гр ] → дают ощущение сопротивления, которое приходится преодолевать)
Какие преобладают согласные: твердые или мягкие, звонкие или глухие?
( Твердые (≈ 164 ) – мягкие (≈ 71 )
звонкие (≈ 181) – глухие (≈ 79).
Благодаря преобладающему употреблению твердых и звонких согласных создается ощущение силы, мощи, мужества, радости, величия морской стихии.)
У нас возникают одинаковые слуховые ассоциации и образы: эта связь звука и смысла во многом определяется акустическими и артикуляционными свойствами звуков, особенностью их произношения. Звук способен порождать у нас совершенно определенные ассоциации.

6. Ребята, представьте себя композиторами. Как бы вы озвучили это стихотворение? (Ответы учащихся)

7. А сейчас попробуйте себя в роли художников. Ваша задача изобразить
с помощью красок пейзаж, который звуками описан поэтом Языковым в стихотворении «Буря». Что вы изобразите на картине? Светлые или темные тона вы выберете и почему? (Ответы учащихся)

8. Творческая работа (Ванесса Мэй, «Шторм» Приложение 6) .
Сопоставьте стихотворение «Буря» Языкова и одну из картин Айвазовского. Как с помощью звукописи художник слова описывает бурю, передает свои ощущения и впечатления и как то же самое раскрывается Айвазовским? Какими приемами поэт и художник пользуются при создании близких образов? (Проверка работы)

Вывод: Мы увидели удивительное взаимопроникновение разных жанров искусств. Шедевр русской поэзии словно подкрепляет пейзаж мариниста Айвазовского, и, наоборот, пейзаж мариниста поддерживает стихотворение поэта Николая Языкова.