Анализ работы Казанской школы-интерната VII вида за 2007—2008 год

Разделы: Администрирование школы


Информационная справка

Областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII вида ст. Казанской Ростовской области (Казанская школа-интернат VII вида) расположена по адресу: 346170, Ростовская область, Верхнедонской район, станица Казанская, ул. Трудовая, 6 а.

Учреждение имеет небольшую историю существования.

1992 год – открыт детский сад № 35 «Аленушка» (приказ № 9 § 2 от 18.02.1992 по Верхнедонскому Районо)
1999 год – реорганизация детского сада № 35 в Муниципальное Казанское образовательное учреждение школы-интерната коррекционно-развивающего обучения (постановление главы Администрации Верхнедонского района Ростовской области № 182 от 17.05.99).
1999 год – получена лицензия В№ 663813 регистрационный №1703248/3203 от 15.11.1999 года.
2002 год – учреждение переименовано в областное государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат VII вида ст. Казанской Ростовской области (Казанская школа-интернат VII вида) (приказ № 24 § 5 от 15.12.2002 года).
2004 год – получена лицензия А № 109418 регистрационный № 9104 от 22 декабря 2004 года.
2008 год – получено свидетельство о государственной аккредитации АА 129381 регистрационный № 6274 от 13 мая 2008 года.
2009 год – десятилетний юбилей учреждения.

Организационная деятельность

Работа школы-интерната в 2007-2008 учебном году была направлена на реализацию цели «Создание условий для обеспечения современного качества образования, соответствующего государственным образовательным стандартам, потребностям социума и самих обучающихся» и на решение задач:

  • Повышение профессиональной компетентности учителя на основе освоения и внедрения современных педагогических технологий.
  • Управление содержательными и технологическими процессами развития школы через мониторинг деятельности учителя.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся путём формирования навыков здорового образа жизни.
  • Создание особой образовательной среды школы-интерната через интеграцию учебной и внеурочной образовательной деятельности.

На начало учебного года имелась необходимая нормативно-правовая база: Устав областного государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VII вида ст. Казанской Ростовской области, лицензия на право ведения образовательной деятельности А № 109418 (регистрационный № 9104) от 22.12.2004 года, соответствующие локальные акты и положения. Главным событием в жизни школы-интерната стало прохождение аккредитации учреждения, 13 мая 2008 года было получено свидетельство о государственной аккредитации АА 129381 (регистрационный № 6274).

Для решения оперативной цели школы-интерната был составлен план учебно-воспитательной работы, учебный план, годовой календарный график, была продолжена работа методической службы школы-интерната, проводилась работа по созданию здоровьесберегающей среды, направленной на обеспечение сохранности здоровья и здорового образа жизни обучающихся.

Учреждение осуществляет обучение и воспитание граждан с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития наблюдаются слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость; для обеспечения коррекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности.

В 2007-2008 учебном году Казанская школа-интернат VII вида осуществляла обучение воспитанников по программам I ступени образования. На начало учебного года в учреждении было 5 классов-комплектов, в которых обучалось 39 человек, наполняемость классов составила: подготовительный класс – 2 человека, 1 класс – 9 человек, 2 класс – 7 человек, 3 класс – 13 человек, 4 класс – 8 человек. В 2007–2008 учебном году в учреждении обучалось и воспитывалось четверо детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение учебного года происходило движение учащихся: в учреждение были зачислены 6 человек, отчислены – 8 человек. Отчисление обучающихся, воспитанников производится по приказу директора, на основании решения педагогического совета.

Также происходило и внутреннее движение обучающихся. На основании решения ПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума) приказом по школе-интернату были переведены: 2 человека из первого в подготовительный класс, 1 человек из второго в первый класс, 2 человека из третьего во второй класс, 1 человек из первого во 2 класс.
Учебный год закончили 37 учащихся. Все обучающиеся переведены в следующий класс. В связи с окончанием обучения на начальной ступени из школы-интерната было выпущено 8 обучающихся.

В 2007 – 2008 учебном году была обеспечена 95% сохранность контингента обучающихся.

Контингент обучающихся ограничен предельной проектной мощностью учреждения – 40 человек, но количество заявок на поступление в учреждение растёт с каждым годом, поэтому администрацией учреждения предпринимаются меры по увеличению помещений учреждения.

Школа-интернат осуществляет обучение учащихся не только воспитанников из Верхнедонского района, но и из соседних с ним районов Ростовской области: Миллеровского – 3 ребенка, Шолоховского – 5 человек, Каменского – 1 ребенок, Тарасовского – 1 ребенок. Количество детей из соседних районов выросло по сравнению с предыдущим учебным годом.

Порядок приёма и отчисления обучающихся регламентируется Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, Уставом ОУ. Для зачисления в Учреждение родители (законные представители) представляют следующие документы:

  • заявление о приёме в Учреждение;
  • направление минобразования Ростовской области;
  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • копию свидетельства о рождении ребёнка;
  • медицинскую карту;
  • сертификат о прививках;
  • четыре фотографии (3х4).

Приём в Учреждение оформляется приказом по Учреждению.

Учебно-воспитательный процесс обеспечен кадрами соответствующей квалификации и уровня образования. Педагогический коллектив состоит из 22 учителей и воспитателей. Из них высшее образование имеют 6 человек, что составляет 27 %, среднее профессиональное – 14 человек (73%). Таким образом, в педагогическом коллективе есть необходимость повышения уровня образования.

В настоящее время в педагогическом коллективе имеют 2 квалификационную категорию – 12 человек, 1 квалификационную категорию – 1 человек, высшей квалификационной категории нет. Необходимо повышать мотивацию педагогов и стимулировать их для повышения квалификационной категории.

Учебная деятельность

Образовательный процесс в ОУ реализуется в соответствии с базисным учебным планом, разработанным для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденным приказом министерства образования РО от 10.04.02.г №29-2065-2, примерного регионального учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения VII вида, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10. 07.02г. №1277.

Режим работы школы – 5 дневная учебная неделя для учащихся подготовительного и 1-го класса, 6 дневная учебная неделя для учащихся 2-4 класса. Организация учебного процесса регламентируется учебным планом и расписанием занятий, согласованными с органами Роспотребнадзора. Учебный план утверждается директором школы-интерната, согласовывается с Министерством общего и профессионального образования Ростовской области.

Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учётом 5-6 дневной учебной недели.

Соблюдены требования федеральных и региональных нормативных документов к обязательной и максимальной учебной нагрузке обучающихся, а также к распределению учебного времени, отводимого на освоение федерального и школьного компонентов по классам и образовательным областям.

В структуре учебного плана выделены инвариантная и вариативная части, которые представлены основными видами учебных занятий.

Инвариантная часть учебного плана составляется в соответствии с базисным учебным планом, в ней реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который гарантирует овладение выпускниками школы-интерната необходимым минимумом знаний, учений, навыков, обеспечивающим возможности продолжения образования.

Вариативная часть реализует национально-региональный и школьный компонент.

Реализация национально-регионального компонента осуществляется путём: включения в предмет «Внеклассное чтение» учебного модуля «Литература Дона» в 3 – 4 классах, расширения объема учебной нагрузки предмета «Ознакомление с окружающим миром» во 2 классе.

Школьный компонент содержания образования усилен за счет часов вариативного компонента следующим образом: увеличение количества аудиторных часов на изучение предмета «Математика» за счет добавления урока «Математика и конструирование» в 2 – 4 классах, увеличение количества аудиторных часов на изучение предмета «Русский язык» за счет добавления еженедельного занятия «Развитие речи» в 2 – 4 классах.

Расписание занятий составлено с учётом целесообразности воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся, дневной и недельной динамики работоспособности.

Оценка реализации учебных программ, тематического планирования выявила их соответствие образовательному минимуму по всем предметам, федеральный компонент реализован полностью.

В целях сохранения единого образовательного пространства, обеспечения преемственности преподавание ведётся по учебникам, значащимся в федеральном перечне учебных изданий.

Систематически осуществлялся контроль учебно-воспитательной деятельности. Использовались различные приемы внутришкольного контроля: тематический, персональный, контроль уровня знаний и умений обучающихся. Использовались следующие методы контроля: наблюдение, изучение документации, проверка знаний, анализ. Результаты внутришкольного контроля обсуждались на совещаниях, педсоветах, заседаниях методических объединений.

Показателем результативности деятельности педагогического коллектива можно считать уровень обученности и качества знаний воспитанников. В 2007 – 2008 учебном году они соответственно составили 68 % и 75 %. Степень обученности учащихся понизилась, но показатель качества знаний за прошедший год вырос. 11 обучающихся закончили учебный год на «4» и «5», не аттестованных обучающихся нет, 1 обучающийся переведен в следующий класс условно (с одной отметкой «2»).

Методическая работа

Успешному осуществлению воспитательно-образовательного процесса способствовала организация методической работы. В школе-интернате действовало 3 методических объединения: учителей, воспитателей и классных руководителей. В течение года педагоги работали над темой самообразования, которая затем находила отражение в практической деятельности.

Методическая работа в школе-интернате представлена разнообразными формами:

  • тематические заседания МО;
  • обзор научной, методической и другой литературы;
  • методические оперативки;
  • научно-практические семинары;
  • взаимопосещение уроков и воспитательных занятий.

Педагоги понимают значимость методической работы, проявляют инициативу и личную заинтересованность в апробации новых педагогических технологий. Причиной этому является готовности к самоизменениям, психологической и методической грамотности.

В 2007-2008 учебном году 2 педагогических работника прошли курсы повышения квалификации на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Ростовской области (РО ИПК и ПРО), получив соответствующие документы.

Воспитательная работа

Воспитание в учреждении строится в соответствии с Государственным минимальным стандартом Российской Федерации «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования», который следует рассматривать как документ, утверждающий в качестве обязательной социальной функции образовательного учреждения общего образования функцию воспитания, конкретизирующий ее применительно к современным условиям развития российского общества и направленный на ее усиление в целях решения актуальных современных проблем детства, обеспечения духовно-нравственного становления новых поколений граждан Российской Федерации. Основной целью воспитательной работы в школе-интернате является подготовка детей с отклонениями в развитии (ЗПР) к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.

Основные задачи воспитательной работы:

  • Создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в ученическом коллективе.
  • Формирование нравственных чувств и культуры общения.
  • Создание в коллективе атмосферы мира и согласия, доброжелательности и взаимопонимания.
  • Обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребенка в условиях школы-интерната и внешкольного пространства.
  • Вооружение учащихся знаниями о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах.
  • Предоставление оптимальных возможностей для раскрытия и развития способностей учащихся, развитие умений, навыков, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускника во взрослое общество.
  • Предоставление оптимальных возможностей для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Педагогическим коллективом учреждения была разработана программа воспитательной работы по теме: « Я – гражданин России», которая включила в себя разделы:

  • «Личность. Семья». Цель – формировать положительную направленность личности, понимание сущности основных социальных ролей.
  • «Я – гражданин. Профессии». Цель – формировать правосознание, гражданскую ответственность, готовность к сознательному выбору профессии.
  • «Творчество». Цель – развивать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития, формировать интересы, творческий опыт.
  • «Здоровье. Социализация». Цель – укреплять физическое здоровье, развивать навык ответственного отношения к своему здоровью, вхождение в социальную среду.
  • «Экология. Труд». Цель – формировать сознательное отношение детей к окружающей среде и труду.

В школе-интернате сложилась система традиционных мероприятий, которые включили в себя ежемесячные общешкольные праздники: «День знаний» (сентябрь), «День воспитателя» (сентябрь), «День учителя» (октябрь), «Праздник золотой осени» (ноябрь), «Новогодний праздник» (декабрь), «День защитника Отечества» (февраль), «Международный женский день» (март), «День здоровья» (апрель), «День Победы» (май), «Бал выпускников» (май). Все праздники отличались четкой структурой построения, необычностью сценария, высоким эмоциональным настроем. Традиционные мероприятия в 2007 – 2008 учебном году были подготовлены на высоком профессиональном уровне, оформлены в виде методических разработок.

Большая работа с детским коллективом проводилась старшей вожатой. Проводились занятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, по пожарной безопасности, профилактике подросткового алкоголизма, табакокурения, наркомании. В течение 2007 – 2008 учебного года активно проводилась экскурсионная работа. Были проведены экскурсии на Метеостанцию (сезонные), в кинотеатр, в пожарную часть, к реке Дон (сезонные), к памятным местам станицы. Не первый год в школе-интернате есть традиция проводить сезонные « Дни именинников». Особенно запомнился « День весенних именинников». Активное участие в проведении праздника принял коллектив налоговой службы (ИФНС № 8 по Верхнедонскому району), который оказал помощь в приобретении для детей школы-интерната подарков и сладостей.

Дополнительное образование

Система дополнительного образования нацелена на расширение возможностей самореализации учащихся и развития их творческого потенциала. В школе-интернате действует 7 объединений по интересам. Школьной системой дополнительного образования было охвачено 100 % обучающихся. На основе договора о сотрудничестве 20 обучающихся посещали кружки вне учреждения на базе МОУДОД ЦДТ.

Широта спектра кружковой работы представляет собой продуманную систему формирования личности учащегося. Система кружковой работы тесно переплетается с системой воспитательной работы в школе-интернате. Учебный план дополнительного образования строится по направлениям, соответствующим направлениям воспитательной работы. Их составили:

  • Охрана здоровья, физическое развитие (кружки «Спортивный», «Танцевальный»);
  • Художественно-эстетическое воспитание (кружок «Вернисаж»);
  • Трудовое воспитание (кружок «Мягкая игрушка»);
  • Эколого-биологическое воспитание (кружок «Зеленый патруль»);
  • Основы социализации и общения (кружок «Театральный»);
  • Гражданско-патриотическое воспитание (кружок «Юный инспектор»).

Каждое объединение дополнительного образования работало по программе, на основе которой строилась система кружковых занятий. В рабочих программах были сформулированы критерии эффективности деятельности кружка. Работа строилась по принципу коллективной творческой деятельности, развития способности обучения, самовыражения и самореализации в среде сверстников. Показателями эффективности работы системы дополнительного образования служит проведение выставок работ, участие кружковцев в общешкольных мероприятиях. Так участники кружка «Танцевальный» обеспечивали хореографические номера на всех мероприятиях, проходящих в школе-интернате. Участники кружка «Мягкая игрушка» готовили подарки для именинников. Участники кружка «Театральный» организовывали показы театральных постановок, показывали свои умения в дошкольных учреждениях (д/с «Колобок»). Участники кружка «Вернисаж» оформляли своими работами школу-интернат. Участники кружка «Зеленый патруль» помогали в озеленении внутреннего пространства школы-интерната.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса

Обеспечением сохранения здоровья в школе-интернате и пропагандой ЗОЖ занимаются непосредственно медицинская сестра, медицинская сестра диетическая, инструктор ЛФК, руководитель кружка «Спортивный».

Медицинское сопровождение в Казанской – школе интернате VII вида заключается в проведении лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников. Дважды в год осуществляется углубленный осмотр детей специалистами поликлиники с целью выявления патологий, определения тактики лечения и сроков проведения очередной диспансеризации.

В течение года воспитанники школы-интерната получают витаминные препараты, питание витаминизировано. Задача пропаганды здорового образа жизни решалась посредством профилактических бесед, воспитательных занятий с воспитанниками и персоналом.

Сопровождение учебно-воспитательного процесса проводится службой специалистов: педагогом-психологом и учителем-логопедом.

Диагностическая работа педагога-психолога школы-интерната заключается в определении уровня развития познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка и особенностей межличностных отношений при поступлении в школу-интернат; выявление учащихся группы по дезадаптации; определение готовности первоклассников к школьному обучению и прогноз возможных трудностей обучения; проведение углубленной психологической диагностики детей с трудностями в обучении. Особое значение в диагностической работе уделяется выявлению причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации воспитанников.

Систематически отслеживалась динамика личностного и интеллектуального развития воспитанников. Педагогом-психологом создан и постоянно пополняется банк инструментария, коррекционно-развивающих программ и дидактических материалов для проведения коррекционно-развивающих занятий.

Логопедическая коррекционная работа была направлена на коррекцию нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся, своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ, разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей).

Учителем-логопедом проводилась диагностика речевого развития. На начало учебного года было выявлено 19 воспитанников школы-интерната, имеющих нарушения речи: дизартрия на фоне ОНР 2 уровня – 3 человека; дизартрия на фоне ОНР 3 уровня – 6 человек; дизартрия на фоне ФФН – 5 человек; дисграфия на фоне ФФН – 5 человек.
В течение учебного года с данными детьми была проведена коррекционная и развивающая работа по устранению нарушений в речи. По итогам промежуточной диагностики была выявлена положительная динамика развития речи у 6 воспитанников (устранены нарушения в звукопроизношении (сигматизм, ротацизм), дети научились анализировать звуковой состав слова, уменьшилось количество дисграфических ошибок, увеличился словарный запас).

Важным также является приобретение компьютеров, которое позволило педагогическому составу школы-интерната осуществлять выход в интернет, что способствует использованию в своей работе современных информационных технологий.