Интегрированный урок (алгебра, информатика, астрономия) "Тайны звездного неба"

Разделы: Математика


Урок изучается в разделе курса алгебры 7-го класса «Линейная функция». Данная тема помогает дальнейшему развитию изобразительных умений; логического мышления; умения проводить систематизацию. В ходе урока формируется и совершенствуется математический язык (словесный, символический, графический); качества личности, необходимые для жизни в современном мире (ясность, точность мысли, интуиция); отношение к математике как к части общечеловеческой культуры. На уроке рассматриваются  взаимное расположение прямых с опорой на ранее изученный материал; показывается связь между информатикой и математикой,  а также связь темы с внешним миром, что является важным звеном в сознательном восприятии учебного материала. Для обеспечения оптимального взаимодействия между учителем и учащимися на уроке предусмотрены: организация проблемного диалога; использование «готовых» знаний; использование электронных тренажёров; компьютерная презентация; самостоятельная работа; работа в парах; само- и взаимоконтроль. Домашнее задание имеет  творческий характер.

Тема:  «Сказки звёздного неба»

Цели урока:

  • Образовательные:
    • повторение понятия координатной плоскости, правила нахождения точки по заданной координате, правило отыскания координаты заданной точки;
    • систематизация изученного материала;  
    • расширение знаний темы «Линейная функция» посредством знакомства с методом построения графиков функции (использование электронных тренажёров «Координатная плоскость» и «Построение графиков функции»).
  • Развивающие:
    • развитие познавательных способностей посредством содержания и формы проведения урока;
    • развитие вариативного мышления, общеучебных навыков: работа с книгой, с компьютером;
    • развитие  интереса  к  различным видам  деятельности;
    • развитие интеллектуальных способностей.
  • Воспитательные:
    • воспитание активности, способности к самосовершенствованию,
    • развитие коммуникативных навыков,
    • формирование монологической речи, умение критически мыслить, отстаивать свою точку зрения;
    • воспитание чувства взаимопомощи, ответственности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Дидактическое и методическое оснащение урока:

  • А.Г.Мордкович и др. «Алгебра» 7 кл.;
  • дидактические материалы
  • раздаточный материал;
  • Презентация;
  • тест-программы;
  • электронный тренажёр «Компьютерная плоскость»;
  • электронный тренажёр «Построение графиков функции»;
  • программа «Звёздное небо».

Оборудование:

  • компьютеры, соединенные в локальную сеть;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Структура урока.

1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний.
4. Работа с компьютерным тренажёром «.Координатная плоскость».
5. Знакомство с легендами о созвездиях.
6. Систематизация знаний о графиках линейных функций . Построение графиков с помощью  непосредственного вычисления значения функции  с помощью эл. Тренажёра «Построение графиков функций»
7. Работа с тест-программами
8. Выполнение практических заданий. Самопроверка через тренажёр.
9. Работа – знакомство с созвездиями через программу «Звёздное небо»
10. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент – объявление целей урока. (2 мин.)

2. Актуализация опорных  знаний и умений учащихся

Учащиеся отвечают на вопросы по теме «Координатная плоскость».

Задание 1. Построение  точек (созвездий) на координатной плоскости. (Ребята работают на тренажёре «Координатная плоскость» *)

1 РИСУНОК.

Проверка осуществляется через слайды Презентации. После проверки один учащийся рассказывает миф о Большой и Малой медведицах. Его рассказ сопровождается показом слайдов.

Рассказ учащегося: У царя Аркадии Ликаона была дочь Каллисто.  Девушка была очень красива, но по велению Оракула хранила обет безбрачия, так как ей в мужья был обещан бог. И действительно, Зевс обратил внимание на прекрасную девушку. По истечении года у Каллисто родился сын Аркас. Гера прознала о ней. Она разлучила мать с сыном, превратив её в медведицу. Но не остановилась на этом.  Месть Геры оказалась ужасной.
Аркас вырос и стал храбрым и сильным юношей. Замечательным охотником.   Однажды он охотился в лесу, и Гера наслала на него большую медведицу. Аркас уже нацелился на неё, но что-то остановило его – мысль о матери заставило опустить лук. Это Зевс вовремя подоспел на помощь и не допустил смерти Каллисто от рук сына. Позже Зевс превратил и Аркаса в медведя. С того времени загорелись в небе два очень ярких созвездия.

Учитель: Большая Медведица может служить хорошим помощником для запоминания ярчайших звезд Северного полушария (комментарий к слайдам)

Задание 2.

Учитель: А сейчас   мы поговорим о созвездии, при этом  известно , что оно  зодиакальное созвездие. Всего выше над горизонтом это созвездие находится в ноябре, декабре и январе, и тогда наблюдать его лучше всего. Оно    многозвездное. Ясной и безлунной ночью в нем можно увидеть невооруженным глазом до 130 звезд. Хорошо видны и два рассеянных звездных скопления – Плеяды и Гиады.
Чтобы узнать название созвездия, нужно выполнить несколько  заданий.

3. Дифференцированная  работа в группах

Задание для первой группы: работа на компьютерном тренажёре «Координатная плоскость». (Для слабых учеников)

Постройте фигуру по точкам:

1.        (–9, 2)     (–4, 0)     (1.5, –2)   (4, –3)   (5, –4)  пауза
2.        (–6, 6)     (–1, 3)     (1, 1)    (1.5, – 2)    пауза 
3.        соедини точки   (4, 4)   –   (–1, 3)  –   (–4, 0).

Задания для второй группы: работа с тестом с выбором ответов на компьютере. (Для средних учеников).

Для третьей группы (для сильных учеников). Ребята выполняют задание на листе ватмана, на котором нанесена координатная плоскость.

1. Постройте графики линейных функций на заданных промежутках

y = –0,6x + 2,4 на [–6, –1]
y = –1x + 2на [–1, 1]
y = –3x + 4 на [1, 1.5]
y = –0,5x – 2на [–9, – 4]

2. Соедини точки (– 4, 0)  –  (1.5, –2)  –  (4, –3)  –  (5, –4) .

Учащиеся выполняют задания. При выполнении используют сигнальные карточки:

                 НУЖНА ПОМОЩЬ


                    РАБОТА ЗАКОНЧЕНА

Результаты работы проверяется через слайд. Учащиеся второй группы сообщают, что закодированное слово «ТЕЛЕЦ». Затем показываются слайды про это созвездие.

4. Рассказ учащегося

Учитель:  Нужно совсем немного воображения и фантазии, чтобы увидеть в конфигурации звезд разъяренного быка. Как кроваво-красный глаз (правый), светится ярко-красная звезда первой величины Альдебаран. Голова и особенно ноздри быка очерчены звездным скоплением Гиад, а более слабые звезды как бы образуют искривленные рога, на концах находится рассеянное звездное скопление Плеяды.
Существует много легенд о созвездии, мы предлагаем вам одну из них.

Ученик: Древние греки оставили после себя волнующие мифы о созвездии Тельца, свидетельствующие об их богатом воображении и поэтической фантазии.
Владетель финикийского города Сидона царь Агенор имел трех сыновей – Феникса, Килика и Кадма – и единственную дочь Европу, самую красивую девушку на Земле. Только бессмертные богини могли сравниться с ней красотой.
Радостно и беззаботно целыми днями Европа играла со своими подругами на зеленых лугах поблизости от города Сидона.   С высот светлого Олимпа всемогущий Зевс увидел Европу на зеленом лугу и. очарованный ее божественной красотой, решил ее похитить. Но как не испугать Европу и ее подруг? Для Зевса это не представляло трудностей. Он превратился в белоснежного быка и незаметно присоединился к стадам Агепора.
Беззаботно резвились молодые девушки на лугу. Но когда Европа отошла от своих подружек, чтобы сорвать махровый пион, к ней подошел белоснежный бык и нежно стал смотреть на нее своими большими глазами, словно хотел ей что-то сказать. Европа начала гладить и ласкать его белоснежную спину, восхищаясь его длинными, выгнутыми, как полумесяц, рогами. Еще нежнее стал ластиться к ней бык и лег в ногах у Европы. Она же взяла его за рога и уселась на его широкую спину. Тихо и кротко поднялся бык на ноги, а Европа беззаботно смеялась. Вдруг бык, как вихрь, понесся к морю. Расплакалась Европа, закричали испугавшиеся подруги, но бык уже бросился в море и, как рыба, поплыл по безбрежным синим водам. Сам бог Посейдон в окружении всех морских божеств мчался на колеснице по морским волнам и своим трезубцем укрощал их, чтобы гладким был путь его великого брата – громовержца Зевса. Стихли бурные ветры, и лишь легкий ветерок развевал золотистые волосы Европы, а вокруг были только бескрайнее море и синее небо. Никакого признака суши, никакого островка не было видно в бескрайних морских просторах... Но вот вдали показались берега острова Крит, К нему направлялся бык и вскоре доплыл до берега. Он вышел из моря, взошел на берег и там оставил свою драгоценную ношу. Пока Европа приводила в порядок разметавшиеся волосы, бык исчез, а вместо него во всей своей величавой красоте предстал перед нею Зевс.
Европа стала возлюбленной Зевса. Она подарила ему трех сыновей – Миноса, Радаманта и Сарпедона, слава о которых разнеслась далеко по свету.
Созвездие Тельца напоминает нам о поступке Зевса и о прекрасной девушке Европе, которую Зевс похитил у Азии и перенес на остров Крит. Европа славилась не только красотой, но и добрым характером. Она любила людей, помогала им, и они были так благодарны ей, что назвали ее именем целую часть света.

(Рассказ ученика сопровождается показом слайдов.)

5. Работа в парах

3 задание.

Учитель: Каждый из вас имеет свой номер. Это № 1 или № 2 .

Задания для учащихся под № 1                                      Задания для учащихся под № 2

Выпишите ответы. На листке найдите задания под номерами, которые соответствуют вашим ответам. Выполните соответствующие задания.

4 Задание. 

1. Используя график линейной функции   у = 3х + 6, решите неравенство 3х + 6 > 0

СК

2. Подставьте вместо символа * такое число, чтобы графики заданных линейных функций  пересекались в  одной точке, лежащей на оси ОУ:

у = 4х – 5 и у = – 2х *
И

3. Постройте графики  линейных  функций у = – 5х + 4и у = 2х + 4.Укажите точку пересечения графиков.

ОР

4.  Используя график линейной функции   у = – 2х + 4,решите неравенство– 2х + 4 < 0

ОН

5. Подставьте вместо символа * такое число, чтобы графики заданных линейных функций  были параллельны

у = 4х – 5 и  у = *х + 4
ПИ

6. Дан график прямой пропорциональности y = kx.  В каких координатных четвертях  располагается график функции, если k > 0?

Ю

После выполнения заданий через слайды проверяется ответ.

1 группа – 3..2..4..6..  ОРИОН Ю
2 группа – 1..3..5..4..  СКОРПИОН.

6. Рассказ учащегося о Скорпионе и Орионе

Учащийся:  Самым красивым южным созвездием, которое можно видеть и в наших широтах зимой, является созвездие Орион. Так звали сына бога морей Посейдона. Как –то по поручению богов он очистил остров Хиос от диких животных, т. к. был великолепным охотником.
Благодарные жители острова устроили пышное чествование героя, во время которого его увенчали лавровым венком.  И преподнесли дорогие подарки. Праздник сопровождался исполнением гимнов и танцами девушек. Среди них Орион увидел красавицу Меропу, дочь местного царя.
Молодые люди понравились друг другу, и Орион стал просить у царя руки его дочери. Однако у отца были другие планы, и он отказал герою. Тогда с согласия Меропы Орион похитил красавицу.
Царь пошел на хитрость: догнав беглецов, он сделал вид, что дает согласие на их брак. Но ночью, опоив героя, он ослепил его. Посейдон, узнав об этом, страшно разгневался и попросил Гелиоса вернуть сыну зрение. Казалось, вопрос о свадьбе после всех заключений будет решен, но в дело вмешалась Гера. Когда-то Орион случайно убил любимого быка богини. Зная, что Орион – храбрый и ловкий охотник, которому нет равного в искусстве поимки зверя, она напустила на него Скорпиона, укус которого был смертельным. Орион погиб, но по просьбе Посейдона Зевс поместил его на небо и даже сделал так, чтобы он не мог встретиться с ужасным Скорпионом. И действительно, созвездия Орион и Скорпион никогда не видны на небе одновременно.
Самая яркая звезда в Скорпионе называется Антарес. Это красный гигант, который в 15 раз больше Солнца и в тысячи раз ярче нашего светила. Римляне называли Антарес сердцем Скорпиона, китайцы – сердцем великого Дракона-бога, а персы еще 5000 лет назад причислили его к сонму Царских звезд – стражей неба.

Учитель: Вот и познакомились мы с вами с некоторыми представителями звёздного зоопарка. Через несколько минут вы откроете карту звёздного неба над Иркутском и в реальном времени сможете увидеть созвездия. Мы уже достаточно много времени работаем с ПК. Поэтому нам нужно сделать гимнастику для глаз.

7. Гимнастика для глаз

Упражнение 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мыщцы, на счет 1–4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.

Упражнение 2.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх–вправо–вниз–влево и в обратную сторону: вверх–влево–вниз–вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1–6.

5 Задание. Постройте графики функции   у = 2х + 3,   у = – 5х – 4. Для самопроверки воспользуйтесь электронным тренажёром «Построение графиков функции».

8. Подведение итога урока

Учитель: В  своих индивидуальных листах поставьте полученные отметки.

9. Дополнительный материал. Предлагается открыть программу «Звёздное небо» и посмотреть звездное небо над Иркутском  в режиме on-lain.

10. Домашнее задание: воспользоваться программами и построить геометрическое изображение 4-5 созвездий.

Приложения

1.04.2009