Урок экологии по теме "Демографические перспективы"

Разделы: Экология


Цель урока:

  • познакомить уч-ся с причинами и последствиями демографических процессов;
  • выявить зависимость экологической ситуации в мире;
  • показать, что идеал развития демографического процесса – переход к стабильному балансу низкой смертности и низкой рождаемости;

Оборудование: карта мира, компьютер, презентации, схемы, таблицы.

Ход урока

I . Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя.

- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами Артура Кларка “Человеку несвойственно задумываться над теми вариантами будущего, которые внушают страх”.

Вопрос: Подумайте и ответьте, почему современная демографическая ситуация может вызывать страх? (ответы детей)

Учитель: Экологическая ситуация в мире во многом зависит от состояния народонаселения. Чем больше людей на земле, тем больше они осваивают природу, развивают промышленность, сельское хозяйство и так далее, следовательно, тем сильнее давление на биосферу, природную среду в целом.

Народонаселение – это совокупность людей, живущих на нашей планете в целом или в пределах какой-либо ее части (запись правила в рабочую тетрадь). Существование человеческого рода поддерживается благодаря непрерывному возобновлению населения. Воспроизводство населения зависит от многих факторов, которые делятся на медико-биологические, социально-экономические и ценностно-мировоззренческие.

Исторический подход к изучению народонаселения показывает, что его общая численность неуклонно увеличивается. На доске схема:

Причины:

В период, предшествовавший развитию науки и медицины, отмечались высокие показатели рождаемости и смертности и, как следствие, - низкий прирост населения. По мере совершенствования здравоохранения это равновесие нарушилось: уровень смертности упал, тогда, как рождаемость осталась без изменения. Соответственно страны, где процесс развивался, таким образом, пережили этап демографического взрыва (см. учебник стр. 187 чтение правила).

Демографический взрыв – это быстрое увеличение численности населения (запись правила в тетрадь).

Последствия:

Перенаселение Земли чревато включением экологических факторов, зависящих от плотности населения: теоретически вероятны шквалы заболеваний – гриппа, ВИЧ-инфекции. Высокая плотность населения ведет к утрате социальной значимости личности, к ее саморазрушению (алкоголизм, наркомания).

Задание: даны схемы, где вы должны указать стрелками возможные последствия роста населения на Земле (один уч-ся работает у доски с аналогичной схемой).

Демографическая проблема относится к одной из самых тяжелых, поскольку для ее решения требуется длительный период времени.

(На доске таблицы-диаграммы)

Вопрос: ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ? В каком регионе большая численность населения, а в каком меньшая?

Причины:

Работа по карте (у доски): покажите на карте мира регион с самой высокой численностью населения и с самой низкой численностью.

Вопрос: Как вы думаете, какие факторы влияют на высокую численность населения в развивающихся странах? Каковы последствия?

(Ппо мере ответов уч-ся делают записи в рабочих тетрадях):

  • ранние браки (с 12 лет);
  • невысокая занятость женщин в производстве;
  • влияние религии;
  • традиция многодетности детей;
  • запрещение абортов.

Последствия:

  • истощение почв;
  • дефицит продовольствия;
  • рост безработицы;
  • миграции в развитые страны;
  • болезни;
  • нищета.

Учитель: Прослушайте информацию, которую нам подготовила ученица о Китае.

Дополнительная информация о Китае:

К 1978 г. численность населения страны почти достигла 1 млрд и продолжала расти. Тогда было положено начало кампании, цель которой сводилась к тому, чтобы убедить каждую семью иметь не более одного ребенка. Главная же задача состояла в том, чтобы к концу нынешнего столетия добиться остановки роста численности населения на уровне 1,2 млрд человек, а затем способствовать ее снижению до уровня 800 млн человек.

В рамках этой кампании супругов убеждали подписывать обязательство не иметь больше одного ребенка. В качестве поощрения им предоставлялись сертификаты, дающие право на разнообразные льготы в зависимости от места жительства. В числе таких льгот были: бесплатное медицинское обслуживание и школьное образование для единственного ребенка, денежные дотации и дополнительное питание, повышенные пенсии по старости родителей, льготное техническое обслуживание жилища и, наконец, помощь в трудоустройстве ребенка по окончании школы. Если же в семье, подписавшей такое обязательство, все-таки появлялся второй ребенок, то супруги не только лишались всех привилегий, но и должны были платить большой штраф, который лишал их значительной части семейного бюджета. Эта кампания имела исключительно большой успех в городах Китая, в сельской же местности результаты оказались куда скромнее.

Учитель: Сейчас мы познакомимся с проектом-презентацией

“Может ли человечество заполонить весь земной шар?”

(См. приложения № 1 - презентация)

Учитель: Взрыв численности развивающихся стран отразится и на развитые страны. Произойдет депопуляция (запись правила в тетрадь) – это сокращение и замещение коренных жителей одних стран населением из других регионов. ( см. учебник на стр. 188, чтение правила)

А какова демографическая ситуация в России, Саратовской области?

Сообщение ученицы:

В России продолжается демографический спад. Смертность превышает рождаемость, и началось фактическое сокращение населения. России также грозит депопуляция в будущем. Уже сейчас происходит миграция населения со стран ближнего зарубежья: азербайджанцы, армяне, аварцы, чеченцы, китайцы и др.

Задание:

Рассчитайте по годам ожидаемую разность ОКР-ОКС и впишите в таблицу.

Демографическая ситуация в Саратовской области:

РОЖДАЕМОСТЬ - 8,1 человек.

СМЕРТНОСТЬ - 16, 3 человек.

ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ - 8,2 человека.

Учитель: Каковым должен быть выход из ситуации? (ответы детей)

  • проводить разного рода акции, направленные на повышение рождаемости;
  • увеличить детское пособие на ребенка;
  • принимать государственные меры по улучшению жизни;
  • материальное стимулирование;
  • запретить аборты в стране;

Давайте посмотрим, что об этом думает еще нерожденный ребенок.

(См. приложение № 2 - презентация “Дневник нерожденного ребенка”)

Учитель: - Какие выводы вы для себя сделали, просмотрев презентацию?

Обратим внимание на лозунги:

1 семья – 1 ребенок;

1 семья – 2 ребенка;

1 семья – 3 и более детей.

Вопросы для дискуссии:

  • Какой лозунг приемлем для развивающихся стран, чтобы стабилизировать ситуацию?
  • Какого лозунга нужно придерживаться россиянам?
  • А сколько детей будет в вашей будущей семье? Будете ли вы участвовать в стабилизации ситуации в России?

Вывод:

Итак, находим идеальный путь для исправления демографической проблемы:

  • рождаемость и смертность высокая;
  • рождаемость и смертность низкая;
  • высокая рождаемость и низкая смертность;
  • низкая рождаемость и высокая смертность.

Идеальный путь для развивающихся стран? (ответы детей)

Идеальный путь для России? (ответы детей)

III. Закрепление.

- Численность, каких стран увеличивается, а каких падает?

- К каким последствиям может привести рост населения?

- Почему политика должна заниматься регулированием численности населения?

IV. Обобщение.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

-Что нового вы узнали?

V. Д.З. - § - 33; подготовить информацию о демографической ситуации в Воскресенском районе.