Комплексное использование разнообразных произведений искусства на уроках литературы

Разделы: Литература


Уменьшение времени, выделяемого на изучение литературы в общеобразовательной школе, снижение интереса к чтению художественной прозы у современных школьников требуют новых подходов к использованию учебного времени для повышения усвояемости учебного материала, в том числе и комплексного использования на уроках литературы современных технических средств обучения.

Произведения Леонида Андреева, на мой взгляд, относятся к наиболее сложным для изучения учащимися общеобразовательных учреждений. Образный язык, насыщенность произведений писателя различными символами, слабое знакомство читателей с историей создания произведения и описываемыми в нем реалиями часто затрудняют понимание сути его рассказов и повестей. Для того чтобы сделать изучение более наглядным, на уроках литературы следует шире использовать произведения изобразительного искусства, отрывки из кинофильмов и спектаклей, мультимедийные средства, в том числе электронные энциклопедии и презентации, в том числе и самостоятельно разработанные.

При изучении повести Леонида Андреева “Иуда Искариот” для большей наглядности мною применяются репродукции картин Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”, Джотто “Поцелуй Иуды”, Н.Н. Ге “Тайная вечеря”, С.А. Живаго “Тайная вечеря”, Сальвадора Дали “Тайная вечеря”, Ильи Глазунова “Поцелуй Иуды” и “Голгофа”, икон Симона Ушакова “Тайная вечеря” и “Предание Иуды” неизвестного иконописца 17 века, чеканного панно З. Церетели “Тайная вечеря”, отрывки из фильма Мела Гибсона “Страсти Христовы”, органные произведения И.С.Баха или церковные хоралы. Это позволяет учащимся более наглядно представить себе события, описанные в произведении, способствуют формированию навыков эстетического восприятия произведения. Одновременное использование произведений изобразительного искусства различных эпох и разных авторов способствует эстетическому воспитанию учащихся, позволяет им понять, что одни и те же события, описанные в Евангелиях, могут получать различную художественную интерпретацию в зависимости от места и времени создания художественного произведения.

В начале урока основное внимание уделяется напоминанию учащимся тех событий, которые были описаны в Евангелиях и легли в основу сюжета повести Леонида Андреева. Здесь целесообразно продемонстрировать учащимся репродукцию “Тайной вечери” Леонардо да Винчи и прочитать отрывок из Евангелия от Матфея, где Иисус говорит своим ученикам, что один из них сегодня ночью предаст его.

Затем в процессе проверки домашнего задания учащиеся проводят сравнительный анализ образов Иисуса и Иуды, опираясь на текст изучаемого произведения. После этого заранее выбранные учащиеся инсценируют диалог Фомы и Иуды, где Иуда сетует на то, что Иисус не любит его и выносит смертный приговор Иисусу и себе: “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда!” Затем разбирается момент, где Иуда предает Иисуса целованием. Здесь целесообразно использование репродукции картины И. Глазунова “Поцелуй Иуды” и отрывка из фильма “Страсти Христовы”.

Следующим узловым моментом урока является обсуждение последствий предательства Иуды. Учащимся демонстрируется репродукция картины И. Глазунова “Голгофа” и сцена побивания камнями Иисуса из фильма “Страсти Христовы”. В качестве музыкальной иллюстрации используется отрывок из органной фуги И.С. Баха или хоровое пение антифона.

Для удобства представления наглядного материала по данному уроку я использую разработанную мною презентацию, выполненную в программе “Power Point”. Для ее демонстрации можно использовать мультимедийную доску или проекционный экран, на который с помощью персонального компьютера воспроизводится изображение.

Приложение