"Английские колонии в Северной Америке". Урок истории в 7-м классе

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

  • Добиться усвоения учащимися основных понятий урока: КОЛОНИЯ, МЕТРОПОЛИЯ, ПИЛИГРИМ.
  • Способствовать формированию умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, конструировать ответ по схеме, делать выводы.
  • Способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников.

РАЗВИВАЮЩАЯ

  • Развивать у учащихся навыки решения практических задач по работе с текстом учебника.
  • Развитие устной и письменной речи.
  • Развивать мотивацию к анализу чужих поступков и самоанализу
  • Развивать гуманистическое мировоззрение.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

  • Продолжать формировать у учащихся основы культуры учебного труда.
  • Воспитывать активную жизненную позицию и гуманизм; учить их готовности к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

МЕТОДИЧЕСКАЯ

  • Продемонстрировать коллегам пути оптимизации учебного процесса в рамках темы урока:
  1. гуманизация и гуманитаризация процесса обучения;
  2. использование технологий развивающего обучения;
  3. внедрение здоровьесберегающего компонента и рефлексии;
  4. применение новых ТСО.

    Оборудование: магнитофон с записью гимна Великобритании и голосовым письмом, политическая карта мира, ПК и проектор для демонстрации презентации, DVD для просмотра фрагмента фильма “Алая буква”, изображение Статуи Свободы, слова – опоры для изучения новой темы.

    Учебник: А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина “Новая история 1500-1800” Москва “Просвещение” 2004г.

    Раздаточный материал: набор для цветорефлексии, текст с ошибками, схема с недостающими элементами.

    ХОД УРОКА

    ОРГМОМЕНТ.

Звучит музыка (гимн Великобритании).

РАЗМИНКА

Какие ассоциации возникают у вас при словах: “Англия. Великобритания”?

Кто покажет Англию на карте мира? Какие задачи стояли перед Англией в новое время?

А какие страны были соперниками Англии и почему?

СООБЩЕНИЕ и запись ТЕМЫ УРОКА: “Английские колонии в Северной Америке”

Сегодня мы узнаем, удалось ли Англии решить эти задачи, и какие сложности возникали на этом пути. Я уверена, что этот материал будет вам интересен и понятен, если вы активно поработаете и будете внимательными. Начнем!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. <Приложение1>

    Учитель комментирует слайды:

  • Маленькая точка на карте – английский город-порт Плимут, из которого в путь через океан к берегам Северной Америки отправляется двухпалубный трёхмачтовый корабль.
  • Уточним: произошло это 338 лет назад, в 1620 году, а корабль носил романтическое название “Мэйфлауэр”. Что это означает по - английски?
  • Это событие вошло в мировую историю, чтобы понять почему, ответим на ряд вопросов:
  • Кто же были эти странники (пилигримы)?

    СЛОВАРЬ: ПИЛИГРИМ (итал. pellegrino, от лат. peregrinus — чужеземец), странствующий богомолец; то же, что паломник.

    Проговорите про себя, запишите в словарь по памяти.

    Сколько их было?

    Всего их было 102 человека, мужчин из них было 41. кто же были остальные? (члены их семей)

    Почему они покинули родину?

    Неудовлетворённость и надежда на лучшее.

    Куда они направлялись и зачем?

    Направлялись в Виргинию, она была основана ещё в 1607 году.

    • Искали свободы
    • Хотели проповедовать свои убеждения
    • Желали разбогатеть
    • Искали работу

    Что помешало их планам?

    Значительно севернее места назначения “Мейфлауэр” наскочил на скалы.

    Почему они решили остаться на этом месте?

    Полагались на волю Господа, видели в этом знак свыше. Прежде чем сойти на берег, мужчины подписали соглашение о совместном строительстве жизни по обычаям пуританской веры и морали.

    Каково значение этого события?

    На этом месте появился город Нью-Плимут, положивший начало колониям Новой Англии. День высадки переселенцев отмечается теперь как праздник – День отцов – пилигримов.

    РЕФЛЕКСИЯ.

    Учитель: Просмотрите еще раз вопросы, на все ли из них вы можете дать ответ? Перед вами текст с ошибками. Прочитайте его вполголоса и подчеркните ошибки карандашом. Только подчеркнуть, исправлять не надо!

    Текст с ошибками

    Это произошло в 1920 году. Французский корабль “Эйприлфлауэр” направился к берегам Южной Америки. На нём в колонию виргинию направилась группа из 1002 пуритан. Почему они покинули родину? Причины у каждого были свои но их объеденяла вера и надежда начать новую жизнь. Из-за ошибки на карте, корабль причалил гораздо южнее места назначения. Полагаясь на волю Господа, странники сошли на берег. Именно здесь была основана первая французская колонния. День высадки переселенцев отмечается теперь как празник – День отцов-пуритан.

    Учитель: Кто справился? Кому было легко? Я рада за вас! Если вы желаете получить на следующий урок оценку дополнительно, перепишите этот текст в тетрадь без ошибок. Вложите его в тетрадь.

    Учитель: Представьте себя на месте этих людей. Легко ли начать жизнь с нуля на новом месте?

    Стр. 200 вслух текст для дополнительного чтения.

    РЕФЛЕКСИЯ:- Какой цвет в данный момент отражает ваше отношение к англичанам – переселенцам?(используется цветовая рефлексия: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, серый, голубой, коричневый, чёрный). Поясните свой выбор.

    Учитель: Но не всегда встречи колонистов-англичан и местных жителей были праздником. Сейчас вы увидите одну из них. Будьте внимательны, вслушивайтесь в каждое слово, и вы поймете, почему так происходило.

    ПРОСМОТР ВИДЕОФРАГМЕНТА (фильм “АЛАЯ БУКВА”, пленение врача)

    - Почему индейцы так себя ведут?

    А теперь прослушаем послание вождя племен ирокезов и алгонкинов. Звучит магнитофонная запись:

    ИНДЕЕЦ: - Мы приняли англичан как друзей. Мы научили пришельцев, как расчищать леса и делать землю пригодной для обработки. Мы научили белых сеять горох, бобы, тыкву, кабачки, дыню, огурцы, готовить кленовый сахар. Мы показали им, как охотиться на диких животных, ставить на них капканы и выделывать шкуры. Мы показали им, как делать лодки из березовой коры (без этих лодок никогда бы не удалось им проникнуть в дикие чащи). Наши тропинки стали дорогами колонистов. Мы научили их жить в Новом свете. Мы открылись и доверились им, а они обманули нас. Они называли нас дикарями и безбожниками. Белые отплатили тем, что отняли у нас наши земли и леса. Мы боролись, как могли, но силы были неравными, почти все индейцы были истреблены, а те, кто уцелел, ушли на запад, в горы.

    РЕФЛЕКСИЯ.

    Учитель: - Какие чувства вы испытываете к индейцам? Какой цвет в данный момент отражает ваше отношение к англичанам – переселенцам? Изменилось ли ваше отношение к ним? (используется цветовая рефлексия: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, серый, голубой, коричневый, чёрный). Поясните свой выбор.

    Учитель: Индейцы ушли, их место заняли переселенцы. Среди них были богачи: фермеры, предприниматели, наёмные работники, плантаторы-землевладельцы. Были и те, у кого не было денег для переезда, они плыли в Америку как бы в долг, там их продавали и они должны были работать на своих хозяев от 2 до 7 лет, а потом освобождались. Вскоре они стали называть себя американцами.

    РАБОТА С КАРТОЙ.

    Учитель: Постепенно на побережье Атлантического океана образовалось 13 колоний – поселений найдём их на карте (смотреть цветную вклейку в учебнике) и назовём в алфавитном порядке:

  • Какой из условных знаков поможет нам дать овеет на поставленный вопрос? (синяя пунктирная линия, обозначающая границы 13 первоначальных штатов)
  • Если территория на карте слишком маленькая, а название большое, то объекты пронумерованы на карте и пояснены в условных знаках.
  • Каждый из вас называет только одно название.
    1. Виргиния
    2. Делавэр
    3. Джорджия
    4. Коннектикут
    5. Массачусетс
    6. Мэриленд
    7. Нью-Гемпшир
    8. Нью – Джерси
    9. Нью-Йорк
    10. Пенсильвания
    11. Род –Айленд
    12. Северная Каролина
    13. Южная Каролина

    Учитель: Давайте рассмотрим, как было организовано управление колониями. Перед вами схема, в которой отсутствуют отдельные элементы и слова.

    Задание: прочитать пункт на странице 201 и дополнить схему недостающими элементами. Работаем полностью самостоятельно, время выполнения ограничено.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА:

    “Составление формально-логической (словесно-схематической) модели текста”

    <Рисунок 1>

    Проверка: <Рисунок 2 >

    РАЗРАБОТКА КЛЮЧЕВОЙ ИДЕИ ТЕМЫ

Учитель: - А теперь очень важная часть материала, осознанно запомнить её помогут слова – опоры, следите за моим рассказом и запоминайте (слова-опоры выставляются последовательно на доске на отдельных листках, в тексте учителя они подчёркнуты):

  • Итак, Англия начала осваивать Североамериканский континент.
  • К середине XVIII века Англия имела там 13 колоний, и они существовали как единое целое.
  • В Новом Свете появилась новая нация – со своей религией, культурой, языком.
  • В колониях сложилась политическая власть, которая давала жителям широкие права.
  • Росли хозяйственные связи между Севером и Югом, активно шла торговля.
  • Колонии приносили Англии огромную прибыль.
  • Но именно самостоятельность и успешность колоний пугали метрополию.
  • Английский парламент ввел в колониях множество запретов:
  1. Открывать мануфактуры
  2. Перерабатывать продукцию сельского хозяйства
  3. Производить изделия из железа
  4. Выделывать ткани
  5. Ввозить из Европы машины или их чертежи
  6. Свободно торговать
  7. Переселяться за Аллеганские горы на Запад
  8. Иметь представительство в Парламенте
  • Однако жители колоний обязаны были платить налоги и пошлины, содержать войско, присланное королем из Англии.
  • Интересы колоний в Парламенте никто не защищал.
  • Колонисты протестовали.

Проговаривание по словам-опорам

Учитель: Как протестовали колонисты, вы прочитаете самостоятельно в последнем пункте параграфа 22.

Учитель: Найдите на стр. 205- девиз американцев: “Или дайте нам свободу, или отнимите жизнь!”

Свобода стала символом Америки (вывешивается иллюстрация “СТАТУЯ СВОБОДЫ”)

( сообщение об этом символе к следующему уроку приготовит…КТО ЖЕЛАЕТ?)

Учитель: А какие еще символы есть у государств?

- Флаг (переворачиваем названия колоний и получаем американский флаг)

Учитель:

УЖЕ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ МЫ УЗНАЕМ, КАК НА КАРТЕ ПОЯВИЛОСЬ НОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Параграф 22-читать, вопрос 5- устно
  2. текст с ошибками
  3. Сообщение о Статуе Свободы.
  4. Сообщение – рефлексия о Франклине

Я узнал о нём…

Меня это удивило…

Эти качества вызывают у меня восхищение…

ИТОГ УРОКА

  • Сумели ли мы на уроке дать ответ на главный вопрос: “Удалось ли Англии решить главные задачи, и какие сложности возникали на этом пути?”
  • Были ли мы активными и внимательными?
  • Был ли материал интересен и понятен?