Урок литературы в 8-м классе по программе А.Г. Кутузова "Моя Мадонна. Сонеты Франческо Петрарки"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Формирование умения анализировать художественный текст.
  • Знакомство с шедеврами живописи Возрождения, создание атмосферы “погружения” в творчество художников и поэта.
  • Пробуждение интереса к искусству.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник (с главой “Традиции зарубежной литературы” учащиеся знакомятся дома).

1. Мелодия Ф.Шуберта “Ave, Maria”, сонет А.С.Пушкина “Мадонна” в исполнении учителя создают лирический настрой и пробуждают воображение. (Приложение 1)

Музыка и голос часто заглушают мелодию слов, и поэтому я читаю “Ave, Maria”, чтобы пленительная музыка слов католической молитвы увела нас от обыденного и сиюминутного. (Приложение 2)

2. Я предлагаю учащимся записать слово, словосочетание, определяющее возникшие ассоциации.

Получаю: вечность, нежность, очарование, хрустальная зыбкость, умиротворение чувств, причастность к совершенству.

3. Предлагаю просмотреть видеоряд и выбрать свою Мадонну. (Приложение 5)

4. Группам нужно обсудить выбор и найти совпадения. Как правило, называют работы Боттичелли, Тициана, Рафаэля.

5. Предлагаю прочитать сонеты Петрарки (Приложение 3) и выбрать те строки, которые хочется прочитать всем. Выбор обсуждается в группах, просматривается видеоряд и выбирается Дама, которой хочется посвятить стихи (задание выполняется в группах, но могут быть и индивидуальные выступления).

Получается примерно следующее:

Сандро Боттичелли “Мадонна во славе”

… улыбки вашей видя свет благой,
я не тоскую по иным усладам,
и жизнь уже не кажется мне адом,
когда любуюсь вашей красотой…
… Зефир ее рассыпанные пряди
закручивал в колечки золотые…

Рафаэль “Мадонна с щегленком”

… к любой другой заказаны пути
для ног моих, и не могли бы руки
в стихах другую так превознести…

6. Предлагаю дополнить индивидуальные лексиконы словами Петрарки, Данте, Лоренцо Медичи (Приложение 4).

Получаю: “отблеск божественной красоты”, “ существо высшее человека”, “ дивная Донна”, “Учтивейшая”, “ юный Ангел”, “нравственное совершенство”, “не было в моей любви ничего постыдного, кроме ее чрезмерности”.

7. Подведение итогов и домашнее задание. Мадонна – это не только Богоматерь, Мадонна – уважительное обращение к женщине: “Моя госпожа”. “Моя госпожа”, записываем эти слова и делаем их заглавием миниатюры, в которой используются все собранные материалы.

Приложение 6
Приложение 7