Применение средств ИКТ при проведении лабораторных работ по биологии в 10–11-м классах

Разделы: Биология, Информатика


Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Оборудование: Семена фасоли, линейки.

ХОД РАБОТЫ

1. Рассматриваем семена фасоли, измеряем их длину, полученные результаты измерений заносим в таблицу:

Размер
1  
2  

2. Составляем сводную таблицу, указывая в первом ряду промежутки (например 12-14).

Промежуток 12-14 15-17 18-20
Количество      

3. В ячейки второго ряда вводим формулу вида = СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий 1) + СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий 2) + СЧЁТЕСЛИ (диапазон; критерий 3), например = СЧЁТЕСЛИ ($B$3:$B$32; 12) + СЧЁТЕСЛИ ($B$3:$B$32; 13) + СЧЁТЕСЛИ ($B$3:$B$32; 14), где $B$3:$B$32 – диапазон данных, 12 – критерий отбора.

4. По данным таблицы строим диаграмму типа график. (Cм. Приложение 1, лист 1).

    Раз-
    мер
    про-
    межу-
    ток
    12-14 15-17 18-20 21-23 24-26 27-29 30-32 33-35
    1 14 кол-во 2 3 2 3 3 3 2 2  
    2 16
    3 27
    4 21
    5 18
    6 32
    7 31
    8 13
    9 33
    10 26
    11 34
    12 16
    13 16
    14 28
    15 24
    16 29
    17 19
    18 26
    19 21
    20 22

5. Делаем вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости обнаружена.

Вариант зачетной работы по биологии при изучении темы “Динамика популяции” раздела “Экология” в 11-м классе (уч. Общая биология, 10-11-й класс, Каменский А.А.)

Работа выполняется с применением ПК и электронных таблиц MS Excel.

Учащимся предлагается создать модели изменения численности популяций волков и зайцев под воздействием биотических (внутривидовая конкуренция, отношения “хищник-жертва”) и антропогенных (влияние отлова) факторов.

В своей работе учащиеся изучают:

модель неограниченного роста (),

модель ограниченного роста в связи с перенаселенностью (),

модель ограниченного роста с отловом (),

модель “хищник-жертва” ()

Алгоритм работы учащегося:

1. Построить таблицу коэффициентов.

коэффициент роста a= 1,1
коэффициент перенаселенности b= 0,03
величина ежегодного отлова c= 0,03
возможность гибели f= 0,04
коэффициент уменьшения d= 0,9
коэффициент роста e= 0,05

2. Составить таблицу роста численности популяций по годам, внося начальные значения численности.

нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год
зайцы 10      
волки 10      
рост неограниченный 1,5      
рост ограниченный 1,5      
рост ограниченый с отловом 1,5      

3. Вводим формулы для подсчета роста популяций:

Для популяции “зайцы” =($C$1-$C$2*F2)*F2-$C$3-$C$4*F2*F3,

Для популяции “волки” =$C$5*F3+$C$6*F2*F3,

Для популяции с неограниченным ростом =F5*$C$1,

Для популяции с ограниченным ростом =($C$1-F6*$C$2)*F6,

Для популяции с ограниченным ростом и отловом =($C$1-F7*$C$2)*F7-$C$3.

4. По данным таблицы строим диаграмму типа график (см. приложение 1, лист 2).

    коэффициент роста a= 1,1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
    коэффициент перенаселенности b= 0,03 зайцы 10 3,97 1,64 0,68 0,30 0,13 0,04
    величина ежегодного отлова c= 0,03 волки 10 14,00 15,38 15,10 14,11 12,91 11,70
    возможность гибели f= 0,04                
    коэффициент уменьшения d= 0,9 рост неограниченный 1,5 1,65 1,82 2,00 2,20 2,42 2,66
    коэффициент роста e= 0,05 рост ограниченный 1,5 1,58 1,67 1,75 1,83 1,91 2,00
          рост ограниченый с отловом 1,5 1,55 1,61 1,66 1,71 1,77 1,82

5. Изменяя начальные значения численности популяций, а также коэффициенты, учащиеся моделируют динамику численности.

А)

коэффициент роста a= 1,1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0,03 зайцы 10 1,97 0,37 0,06 -0,01 -0,03 -0,05
величина ежегодного отлова c= 0,03 волки 15 21 20,97 19,26 17,39 15,64 14,05
возможность гибели f= 0,04                
коэффициент уменьшения d= 0,9 рост неограниченный 1,5 1,65 1,82 2,00 2,20 2,42 2,66
коэффициент роста e= 0,05 рост ограниченный 1,5 1,58 1,67 1,75 1,83 1,91 2,00
      рост ограниченый с отловом 1,5 1,55 1,61 1,66 1,71 1,77 1,82

Б)

коэффициент роста a= 1,1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0,03 зайцы 10 5,97 3,80 2,44 1,58 1,04 0,70
величина ежегодного отлова c= 0,03 волки 5 7,00 8,39 9,14 9,34 9,15 8,71
возможность гибели f= 0,04                
коэффициент уменьшения d= 0,9 рост неограниченный 1,5 1,65 1,82 2,00 2,20 2,42 2,66
коэффициент роста e= 0,05 рост ограниченный 1,5 1,58 1,67 1,75 1,83 1,91 2,00
      рост ограниченый с отловом 1,5 1,55 1,61 1,66 1,71 1,77 1,82

В)

коэффициент роста a= 1,1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0,03 зайцы 10 7,97 6,83 6,08 5,55 5,15 4,84
величина ежегодного отлова c= 0,03 волки 0 0 0 0 0 0 0
возможность гибели f= 0,04                
коэффициент уменьшения d= 0,9 рост неограниченный 1,5 1,65 1,82 2,00 2,20 2,42 2,66
коэффициент роста e= 0,05 рост ограниченный 1,5 1,58 1,67 1,75 1,83 1,91 2,00
      рост ограниченый с отловом 1,5 1,55 1,61 1,66 1,71 1,77 1,82

Г)

коэффициент роста a= 1,1 нач.значение 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год
коэффициент перенаселенности b= 0,03 зайцы 0 0 0 0 0 0 0
величина ежегодного отлова c= 0,03 волки 10 9,00 8,10 7,29 6,56 5,90 5,31
возможность гибели f= 0,04                
коэффициент уменьшения d= 0,9 рост неограниченный 1,5 1,65 1,82 2,00 2,20 2,42 2,66
коэффициент роста e= 0,05 рост ограниченный 1,5 1,58 1,67 1,75 1,83 1,91 2,00
      рост ограниченый с отловом 1,5 1,55 1,61 1,66 1,71 1,77 1,82

6. На основании полученных данных учащиеся делают выводы о динамике численности популяций зайцев и волков.