Родительское собрание по теме "Влияние семьи на ребенка"

Разделы: Работа с родителями


Цель: выяснить типы отношений между детьми и родителями в семьях учащихся класса и скорректировать (при необходимости) отношения между детьми и родителями в семье.

Участники: родители, классный руководитель, дети.

Оборудование: рисунки детей, памятки для родителей, опорные слова, бумага, цветные карандаши, фломастеры, плакаты, аудиозаписи ответов детей.

Предварительная работа: дети выполняют рисунки на тему "Моя семья", которые обрабатывает психолог совместно с учителем. Анкетирование детей.

1. Вступительная беседа.

Вы - люди, у которых разное образование, разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех - это наши дети. Мальчишки и девчонки, которые могут стать нашим горем или радостью. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы? Чтобы однажды можно было сказать: "Жизнь состоялась"

Начать разговор я предлагаю с воспоминаний о своем детстве. Кто оказал на вас наибольшее влияние в разные возрастные периоды?

Как видим, наибольшее влияние на ребенка оказывает семья. поэтому тема родительского собрания: "Влияние семьи на ребенка".

2. Итак, предлагаю определиться в понятиях: семья, главный закон семьи, семейные ценности.

Обсудите это в группах и запишите на листах. (обсуждение в группах, обмен мнениями между группами, вывешивание определений на доску)

3. Это модель идеальной семьи. А все ли в порядке в наших семьях?

Рисунки детей говорят не всегда в нашу пользу (рисунки детей на тему: "Семья" вывешены на стенде). Анализ рисунков.

Что же все-таки не так? Оказывается, наши дети испытывают недостаток ласки. Насколько ребенку труднее живется, чем взрослому. Его постоянно оценивают. Он получает отметки за каждый шаг не только в школе, но и дома. Мы всё время гадаем : хороший - плохой, способный - неспособный? Примерьте такую жизнь на себя. Почему мы се тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Что бы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы, родители не были вечными экзаменаторами, нам надо понять, как избежать ошибок, найти меру в поощрении и наказании. ( включить запись ответов детей на вопросы, приложение 4).

Нужно ли ласкать детей? В чем выражается ласка? Не будет ли это баловать ребенка?

Или:

Нужна строгость в воспитании? Как она проявляется?

Обсудите это в группах. Приведите аргументы в пользу своей точки зрения и контраргументы другому мнению. Подкрепите ответ примерами из собственного опыта.

Обмен мнениями между группами.

Вопрос наказания детей как путь воспитания - самый старый у человечества. Горький осадок оставляют в душе родителей, полные слез глаза наказанного ребенка. Иногда эти глаза бывают злыми и отчужденными - это еще больнее.

Сколько нам надо терпения, чтобы всё время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства. Когда дома разговаривают с ребенком только назидательно, криком - это сразу заметно в школе. Такой школьник сам грубит, спокойно не обращается с друзьями, часто вступает в конфликты со сверстниками, учителями.

Чрезмерной строгостью, окриком, одергиванием, наказанием благих целей не достигнуть, хорошего человека не вырастить, потому что жестокая строгость вызовет или ответную жестокость или лицемерие.

Самое дорогое для нас - дети. Давайте будем терпимыми к ним, ведь и мы взрослые часто ошибаемся.

Выступление психолога по анкетам для родителей (приложение 3).

Вывод.

  • Чаще целуйте и обнимайте ребенка.
  • Смотрите при разговоре в глаза нежно, ласково.
  • Встречайте и провожайте детей. Давайте наказы.
  • Искренне интересуйтесь делами ребенка.
  • Зайдите к ребенку перед сном и побеседуйте и т.д.

Эти "мелочи" определяют отношение ребенка к себе, к вам, к окружающему миру, а следовательно, становятся "моделью" его будущей жизни.

Помните:

  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным.
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей.
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя.
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире.
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины.
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым.
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным.

4. Есть в семье еще один опасный враг - это скука.

Социологи заметили: "Богатый выдумками досуг оберегает отношения в семье от вторжения скуки". А этой "пришелицы" ох как надо опасаться: от скуки и однообразия все беды, от этого многие и пороки. Давайте подумаем, как подойти к собственной жизни, что возможно изменить в ней. Можно ли найти каждому увлечение по душе?

Рассказы семей о том, как организуют свой досуг.

Семейные традиции - это не только праздники, но и торжественный обед, каждое воскресенье, когда вся семья в сборе, а из серванта извлечен праздничный сервиз - тогда через много лет пожилые родители не будут сидеть за воскресным столом в одиночестве. Если 1 сентября вы с ребенком сажаете дерево, или под Новый год выезжаете в лес с детьми для того, чтобы нарядить ёлку угощениями для зверей и птиц, или 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа ветерана, всё это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей. Думать о празднике, составлять программу, приглашать гостей надо заранее, что бы дети могли подготовиться. В программу можно включать различные конкурсы, игры, аттракционы, концерты.

Приближается праздник. Каждая семья по-своему готовиться к празднику. Станьте художниками. Изобразите себя во время праздничной подготовки.

(Выставка и обсуждение работ, обмен опытом).

5. Соблюдайте главный принцип жизни - ко всему относитесь с уважением, терпением и любовью. Цель нашей жизни - любить и быть любимыми.

6. Конечно, наш разговор не был бы полным, если бы мы не выслушали детей. Давайте послушаем, чего ждут от нас они. И что нам желают. (Пожелания детей.)

В родительский дневник.

  • Ребенка хвалят - он учится быть благородным
  • Ребенок растет в безопасности - он учится верить в людей
  • Ребенок живет в понимании и дружелюбии - он учится находить любовь в этом мире
  • Ребенка поддерживают - он учится ценить себя
  • Ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть
  • Ребенок растет в упреках - он учится жить с чувством вины
  • Ребенка высмеивают - он становится замкнутым
  • Ребенок живет во вражде - он учится быть агрессивным

Приложение 1

Плакаты

  • "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения". А. де Сент Экзюпери
  • "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома". Л.Н.Толстой
  • "Что бы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним". И. Песталоцци
  • "Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием - непрочно, неверно и ненадёжно". Я. Корчан

Приложение 2

  • Чтобы ребенок вас слушался (советы А.С. Макаренко)
  • Распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похоже на упрашивание.
  • Оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком трудного напряжения.
  • Оно должно быть разумным, то есть не должно противоречить здравому смыслу.
  • Если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено. Очень плохо, если, распорядившись, родители забывают о своем распоряжении.

Приложение 3

Анкета для родителей №1.

Уважаемые родители! Ваши взгляды по использованию в воспитании детей мер поощрений и наказаний очень интересны для нас. Просим ответить на вопросы анкеты Ваши глубокие раздумья, искренние ответы окажут огромную помощь в воспитании детей.

  1. Слушается ли Вас ребенок?
  2. Нужно ли использовать в воспитании ребенка наказание? Почему?
  3. Как Вы добиваетесь выполнения распоряжения, запрета, послушания?
  4. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку? За что?
  5. Чему отдаете предпочтение: поощрению или наказанию?
  6. За что и как поощряете ребенка?
  7. Какие поощрения и наказания применяли к ребенку в течение 2 недель?
  8. Какие чувства, по- вашему, вызываете Вы у своего ребенка: любовь, уважение, интерес, безразличие, иронию, презрение, страх, ненависть?
  9. Какие чувства вызывает у Вас ребенок? Верите ли Вы в него? Надеетесь ли Вы на его будущее?

Следующие пункты дают возможность кратко, словами "да" или "нет" выразить согласие или не согласие с высказанной мыслью.

  1. Бывают случаи, когда лучшее наказание - это ремень.
  2. Когда ребенок виновен, беседую с ним наедине, не выясняю отношения при посторонних.
  3. Сопереживаю, сочувствую, прощаю своему провинившемуся ребенку, всегда верю в его хорошее начало.
  4. Ни разу не кричал, не наказал ребенка.
  5. Не оставляю безнаказанным ни одного плохого поступка.
  6. Единственное, что действует на моего ребенка - постоянные строгие наказания.
  7. Если возможно, не наказываю ребенка.
  8. Как можно чаще хвалю ребенка за каждый успех. Стараюсь хвалить его при посторонних.
  9. Если ребенок провинился, сначала выясняю его позицию.
  10. Когда в хорошем настроении, не редко прощаю своему ребенку то, за что в другое время наказал бы.
  11. Решение о наказании принимаю только после того, как разберусь и остыну.

Приложение 4

Вопросы для детей.

Ответы детей записываются на аудио-носители.

  1. Вас родители наказывают? За что?
  2. Какое наказание запомнилось?
  3. Как Вы думаете, справедливо ли Вас наказывают?
  4. Какие чувства проявляются у Вас по отношению к тому, кто Вас наказывает?
  5. Часто ли Вас родители хвалят? За что?
  6. Какой вид похвалы больше всего Вам по душе?
  7. За что бы Вы хвалили своих детей?

Приложение 5

Памятки для родителей.

Если ребенок провинился:

  • Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
  • Не показывайте готовых решений.
  • Не унижайте его.
  • Не угрожайте.
  • Не вымогайте обещаний.
  • Сразу давайте оценку поступку, ошибке.
  • Оценивайте поступок, а не личность.

Наказывая нужно помнить:

  • Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.
  • Наказание должно быть не нормой, а исключением.
  • Правом наказания в семье должен обладать один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком.
  • Наказывать за проступок.
  • Не читать длинных нотаций.
  • Не напоминать о проступке.
  • Вести разговор о проступке наедине.