Для учителей начальной школы

1-й класс. Урок обучения грамоте. Тема "Чтение слов с изученными буквами"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знания учащихся об изученных буквах.

Задачи:

  1. образовательные:
    • закрепить знания учащихся об изученных буквах;
    • сформировать представления об актерских способностях кошек;
    • закреплять умения проводить звуко-буквенный анализ слова;
    • продолжить формировать умения работать с текстом;
    • продолжить формировать у учащихся умения организовывать себя и работать в заданном темпе;
    • формировать творческую активность учащихся;
    • формировать фонематический слух;
  2. воспитательные:
    • воспитывать любовь к животным;
    • содействовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;
    • содействовать профилактике утомляемости учащихся;
  3. развивающие:
    • развивать наблюдательность;
    • развивать и обогащать речь учащихся;
    • развивать логическое мышление;
    • развивать познавательный интерес к чтению;
    • способствовать развитию эмоциональной сферы.

Оборудование:

  • иллюстрации кошек, иллюстрации, посвященные театру кошек Ю. Куклачева;
  • схемы слов для звуко-буквенного анализа;
  • схемы предложения;
  • рассыпанная загадка;
  • индивидуальные карточки с рассказом Ю. Куклачева «Чарлик»;
  • С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке»;
  • пословица с пропущенными буквами «Доброе слово и кошке приятно»;
  • разрезанные буквы пословицы;
  • книги Ю. Куклачева;
  • компас.

Ход урока

1. Организация учащихся.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Сообщение темы урока.

  • Урок обучения грамоте у нас сегодня необычный. Мы непросто будем повторять изученные буквы, а отправимся в театр.
  • Поднимите руку, кто уже когда-нибудь был в театре?
  • Театры бывают разные. И актеры в театре тоже могут быть разные.
  • Кто является актерами нашего театра, вы узнаете, отгадав загадку.
  • Ой, смотрите, случилась беда и загадка рассыпалась.
  • Прочитаем ее по частям: (чтение по цепочке).

(На доске карточки с рассыпанной загадкой).

Мордочка усатая,

Часто умывается,

Шубка полосатая,

А с водой не знается.

  • Как вы думаете, загадка о животном или человеке? (о животном)
  • Почему вы так думаете? (мордочка усатая, шубка полосатая)
  • Попробуйте составить загадку. (ученик составляет устно, учитель на доске)
  • Прочитаем загадку еще раз: (ученик)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

  • Отгадайте.
  • Это кошка.

3. Закрепление полученных знаний.

  • Сколько в слове кошка слогов? (2)
  • Назовите первый слог. (кош-)
  • Назовите второй слог. (-ка)
  • Какой слог ударный? (кош-)
  • Посмотрите на схемы слов.
  • Подберите верную схему.

(Каждая схема объясняется).

Подходит 3 схема.

  • Составьте предложения про кошку.
  • А сейчас помогите мне найти схему предложения.

(На доске плакат).

(Ученики объясняют).

  • Сколько слов в предложении? (4 слова)
  • Составьте предложение про кошку по схеме.
  • Кто же является актерами нашего театра? (кошки)
  • Есть такой театр в Москве, актерами в котором являются кошки. Художественный руководитель театра – Юрий Куклачев. (иллюстрации)
  • Может, кто-то уже был в этом театре?
  • Если нет, то мы с вами еще там побываем.
  • В театре у Куклачева 120 кошек. Каждая имеет свой неповторимый характер. Кошки не поддаются дрессировке, но, наблюдая за ними, их можно научить быть актерами.
  • В театре у Юрия Куклачева животные проходят обучение, а люди, которые смотрят на животных и общаются с ними, тоже многому учатся у них.
  • Как вы думаете, чему можно научиться у кошек?
  • У кошек можно научиться терпению, преданности, любви, вежливости, воспитать волю. Общаясь с ними, проходишь, так называемую, «школу доброты».

4. Физминутка.

Осторожно, словно кошка,
До дивана от окошка
На носочках я пройдусь,
Лягу и в кольцо свернусь.
А теперь пора проснуться,
Распрямиться, потянуться.
Я легко с дивана спрыгну.
Спинку я дугою выгну.
А теперь крадусь, как кошка,
Спинку я прогну немножко.
Я из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Лапкой грудку и животик
Я помою, словно котик.
И опять свернусь колечком,
Словно кот у теплой печки.

5. Закрепление изученного материала.

  • Юрий Куклачев не только дрессировщик, но и писатель. Он написал книги про своих животных (показ книг).
  • Посмотрите на доску. Здесь слова, которые помогут нам прочитать рассказ Куклачева. (чтение по 1, затем хором, слова на доске с дополнительными пометками – слоги, ударение).

Чарлик
впереди
маленький
использую
не боятся
заблудиться

  • Возьмите листочки с текстом.
  • Прочитаем рассказ Юрия Куклачева «Чарлик» (первичное чтение хорошо читающим учеником, вторичное по цепочке)

Чарлик.

У меня есть кот. Зовут его Чарлик. Он маленький и ловкий. На даче я использую Чарлика как компас. Когда дети идут в лес за грибами, то берут кота с собой. Ходят дети по лесу и не боятся заблудиться. Чарлик сам бежит впереди и приводит домой.

  1. - Кто живет у автора? (У автора живет кот.)
    - Как его зовут? ( Его зовут Чарлик.)
  2. – Какой Чарлик? Прочитайте.
    - Куда ходят дети? Найдите в тексте и прочитайте.
    - Кто приводит ребят домой? Прочитайте.
    - С чем сравнивают кота? (Кота сравнивают с компасом.)
    - Что такое компас? (Это прибор для определения сторон горизонта.) Показ компаса.
    - Для чего его используют? (Определяют стороны горизонта.)
    - О компасе мы поговорим на уроках окружающего мира.
    - Чем помогает Чарлик? (Он как компас может находить путь домой.)
    - Чем еще могут помочь кошки? (лечат, спасают от пожара, поднимают настроение и т. д.)

Физминутка.

Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!

  • Кошки обладают разными качествами. Об одном из них узнаем из произведения Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке». Для этого мы окажемся в театре.

Инсценировка С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

  • Что вы можете сказать о мышонке из этой сказки? (Он маленький и глупый.)
  • А о кошке? (Кошка умная и хитрая.)
  • Почему вы так думаете? (Она перехитрила мышонка и его маму.)

6. Обобщение и подведение итогов урока.

  • Мы сегодня много говорили про кошек. Но, что главное при общении с животными, вы узнаете, дополнив пословицу недостающими буквами.

  • Возьмите разрезанные буквы и соберите их. (Ученики работают в парах, работа выполняется в виде мозаики, готовые буквы помещаются на место пропусков.)
  • Прочитайте пословицу.

Доброе слово и кошке приятно.

  • Что же главное в общении с животными? (доброта)
  • Применимо ли это в общении между людьми? (да)
  • Так давайте же будем добрыми друг с другом.