Государство и экономика

Разделы: Экономика


Цель урока: изучить функции, которые выполняет государство в рыночной экономике

Задачи урока:
Воспитательные: побудить учащихся всегда рационально использовать доходы, учиться рассчитывать на собственные силы.
Обучающие: изучить и запомнить экономические термины.
Развивающая: показать разные способы влияния государства на экономику и побудить ребят задуматься над собственным вариантом решения вопроса бездефицитного государственного бюджета
Оборудование урока:

  • Учебное электронное издание «Обществознание». Практикум. Диск № 1.Урок № 7 «Государство и экономика»
  • Интерактивная доска, компьютер
  • Презентация к уроку (Приложение № 1)
  • Раздаточный материал (уместно подготовить его на листах разного цвета):

А) высказывания экономистов о государстве и рыночной экономике (Приложение № 2, взяты из раздела «Хрестоматия» учебного электронного издания «Обществознание» практикум, диск № 1)
Б) задания для групповой работы по распределению расходов условной семьи (Приложение № 3)
В) оценочные листы для каждого учащегося (Приложение № 4, задания взяты из раздела «Проверь свои знания» диска «Обществознание»)

  • Введение в обществознание: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванов, .И.Матвеев и др.; Под ред.Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2004

Предлагаю вам сравнить две фотографии. (Презентация, слайд № 2)

Найдите на них общее и различное. Прошу обратить внимание на дату съёмки фотографий, их качество и дизайн.
Вывод. Изменилась жизнь, изменилась экономическая система.
Была командно-административная система, а стала рыночная.
Тема нашего урока «Государство и экономика»
Цель: узнать, какие функции выполняет государство в рыночной экономике
Работа с доской.
На доске записано слово ГОСУДАРСТВО
Подумайте и предположите, какие функции в современной рыночной экономике сохраняются за государством.
Ваши предположения записывайте под стрелочками, отходящими от слова ГОСУДАРСТВО. При выполнении этого задания главное правило: не повторяться!
Переходим к работе с дополнительным материалом (Приложение № 2) (работа в парах, на каждом рабочем столе только одно высказывание экономиста) . Прочитайте, пожалуйста, этот дополнительный материал. Читая, думайте, какие функции обязано выполнять государство?
Анализируем вместе составленную на доске схему.
Подумайте, что мы можем дописать в нашу схему? Что из написанного - лишнее?

А теперь обратите внимание на доску (Презентация, слайд № 5).
Функции государства в XVIII веке ( точка зрения А.Смита)

  1. Обеспечение национальной обороны
  2. Отправление правосудия
  3. Организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам
  4. Образование юношества
  5. Сбор налогов для оплаты нужд государства

Такие функции государству ещё в 18 веке отводил экономист Адам Смит.
Вернёмся к нашей схеме. Можем ли мы ещё что-то добавить?
Прошло уже больше века, а некоторые функции государства остались прежними.
Прошу ответить вас на вопрос: «Почему именно государство должно брать на себя заботу об образовании, содержании судебной системы, армии ?»
А как же государство может правильно рассчитать свои средства?
Давайте рассмотрим пример из жизни. Вам известно понятие семейный бюджет? Поясните мне, что это такое?
Задание. Работая в группах, выполните задание (Приложение № 4)
Вы должны проранжировать, то есть распределить по степени значимости расходы семьи. Одновременно думайте, от чего бы вы предложили отказаться этой семье, потому что их доходов не хватает для того, чтобы покрыть все перечисленные расходы.
Подводим итог. У какой группы другое мнение? Почему? От чего им стоит пока отказаться?
Вывод. Ребята, это упражнение было вам дано не случайно. Вы должны понимать, что нужно учиться грамотно, рационально расходовать средства, чтобы как можно реже прибегать к кредиту.
Аналогичная ситуация с распределением расходов складывается и на уровне государственного бюджета.
Посмотрим схему (Презентация, слайд № 7).

Как можно изменять государственный бюджет?
Вывод. Можно увеличить налоги или сократить расходы.
Предлагаю познакомиться с новыми понятиями (дефицитный, профицитный, сбалансированный бюджеты) (Презентация, слайд № 8)
Доход ◄ расход – дефицитный бюджет
Доход ► расход – профицитный бюджет
Доход = расход – сбалансированный бюджет

Физминутка.
Прошу всех встать. Сейчас вы выступаете в роли бюджетных весов. Правая рука – доходные статьи, левая - расходные. Вспомнили, как перевешиваются чаши весов?
Покажите мне профицитный бюджет
Дефицитный, сбалансированный, дефицитный. Что это значит?

(Презентация, слайд № 9) Дефицит

Когда в государстве не хватает средств, что оно должно сделать в этом случае? Вспомните, например, как в семьях решается эта проблема.

Государственный долг бывает внешний и внутренний
Слайды . (Презентация, слайд № 10, 11)
ВНЕШНИЙ ДОЛГ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (в долларах США) ( данные на 27 апреля 2004 г.)
Катар - 18850
Австралия - 8960
Израиль - 7000
РОССИЯ - 1250
Украина – 300

Долги России

  • Международному валютному фонду погасили досрочно в 2006 году (по плану должны были погасить эти долги в 2008 году)
  • Парижскому клубу
  • Лондонскому клубу

Закрепление изученного материала
Погашение долгов относится к какой части бюджета?
Доходная часть бюджета состоит из ….
Работа с диском
Переход на диск. Стр. 3. Разбирается налоговая система государства.

Найдите в учебнике на стр. 116 пояснения определений прямой налог и косвенный налог. Попробуйте пояснить, как вы их поняли.
Вывод. В рыночной экономике государство может её регулировать путём изменения налогов. Именно государство обязано сглаживать отрицательные последствия рыночных реформ.

Выполнение письменной работы.
Все учащиеся выполняют задание на бланке оценочного листа (Приложение № 4)
Проверка заданий, используя интерактивную доску. Ребята сами по очереди выходят к доске и показывают свои варианты ответов. Если они неверны, программа это показывает. Находим правильный ответ. Одновременно ребята проводят самопроверку работ.

Подсчитают свои ошибки. Выставляют себе в соответствии с этими критериями оценки за урок.
Презентация, слайд № 12

Критерии оценок

  • 3,4 ошибки - оценка «3»;
  • 1,2 ошибки - оценка «4»;
  • без ошибок - оценка «5».

Домашнее задание.
Дома узнать у родителей, какие налоги они платят.
Какой оптимальный способ ликвидации дефицита государственного бюджета могут предложить.

Ребята, если бы мы сейчас выбирали эпиграф к нашему уроку, то какой бы вы выбрали. (Презентация, слайд № 12)

  • Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни. Аристотель
  • Налоги – цена, которую мы платим за цивилизованное общество. О. Холмз
  • Государство богато, в котором богат народ. И.Т.Посошков