Родительское собрание "Младший школьник в семье"

Разделы: Работа с родителями


Задачи:

  • Показать родителям важность и значимость семьи для младшего школьника;
  • Рассказать родителям об особенностях общения ребенка со взрослыми, со сверстниками;
  • Способствовать пониманию родителями разумного отношения к методам и приемам воспитания детей в семье, методам поощрения и наказания.

Форма проведения собрания: лекция и обмен мнениями.

Подготовительная работа: написание сочинения "Если бы я был волшебником, я запретил бы наказывать детей:".

Ход собрания

1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Не для кого ни секрет, что чем больше мы общаемся с ребенком, чем больше проговариваем ситуации, в которые он попадает каждый день, тем больше мы помогаем ему не совершать плохих поступков, преодолевать соблазны плохого поступка. В этом ребенку главный помощник и советчик - семья, его родные и близкие.

2. Лекция.

Чем является семья для младшего школьника?

  • Семья играет самую главную роль в становлении психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок преимущественно в семье учится преобразовывать чужие правила и инструкции в свои собственные, переходит к новым формам общения со взрослыми и сверстниками.
  • Семья для младшего школьника - место, где продолжает развиваться игровая деятельность.
  • Восприятие семьи как совокупности людей, выполняющих коллективно-распределительную деятельность, направленную на общий результат.

Советы родителям:

  • Необходимо всем членам семьи иметь какие-то общие интересы. Например: вместе убирать квартиру, наряжать елку, собираться на дачу, совместно делать покупки и т.д.
  • Очень важно, помочь ребенку отрефлексировать (увидеть, проанализировать) полученный совместный продукт: "Вот ты выбрал такую хорошую свеклу, и поэтому борщ сегодня получился очень вкусный".
  • Ребенок младшего школьного возраста должен всегда чувствовать в семье тыл: какой бы он ни был, какую бы плохую отметку он ни получил, в семье его будут по-прежнему любить. Ему смогут помочь, его пожалеют - ведь ему тоже не нравится быть плохим и получать "двойки". Только в этом случае родители могут не бояться того, что их ребенок станет прогуливать школу, стирать отметки в дневнике и совсем не захочет учиться. [1]

Особенности общения ребенка со взрослыми, со сверстниками.

Изучение психологической готовности к школьному обучению показало, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у ребенка качественно меняется общение с окружающими. Оно становится контекстным (то есть ориентированным не на наглядность, а на некоторый смысл, который зачастую лежит за наглядной ситуацией).

Общение ребенка с окружающими - источник его психического развития. От того, насколько оно будет полноценным и разносторонним, зависит, в конечном счете, склад личности человека, его творческий потенциал. Выделяют две сферы - это общение со взрослым и общение со сверстником. В психологии значительно большее внимание привлекло к себе общение со взрослым.

Общение со взрослыми:

  • Самое первое отношение, в которое вступает ребенок. Это основа его психического развития в начальном периоде жизни - в младенчестве.
  • Общение со взрослыми на всех ступенях психического развития ребенка задает ему "зону его ближайшего развития".
  • До определенного возраста ребенок не выделяет никого другого, кроме взрослого, а к сверстнику относится как к интересной игрушке или вещи.
  • Само общение со сверстником тоже прямо и непосредственно зависит от общения со взрослым.

Таким образом, общение ребенка со взрослым - первоосновно и является необходимым условием возникновения общения со сверстниками, условием самого психического развития.

Живя в мире взрослых, общаясь с ними, малыш все время сталкивается с противоречиями. С одной стороны, ему во всем хочется походить на взрослых. Он изо всех сил старается, в чем только может, быть похожим на маму или папу.

С другой стороны, малыш все время отстаивает свое право на самостоятельность, желание освободиться от зависимости. Это противоречие является ядром психического развития ребенка, а внешне противоположные линии (желание жить самостоятельной жизнью и походить на взрослого) тесно связаны между собой.

Если проанализировать эти две тенденции в психическом развитии детей, то можно увидеть что различные сферы общения ребенка реализуют разные тенденции. Так, например, в общении со взрослым малыш удовлетворяет свое желание походить на него. Он пытается, правда, не всегда удачно, подражать взрослому, говорить такими же, как взрослый, словами, обсуждать темы, которые интересуют взрослого,- другими словами, он лучше или хуже играет роль взрослого. А как любят дети подражать воспитательнице, учительнице! В общении со взрослыми дети всячески стараются их копировать, и это удовлетворяет их желание жить со взрослыми единой совместной "взрослой" жизнью.

В общении ребенка со сверстниками реализуется другая тенденция - тенденция к самостоятельности. Не зря ведь дети не любят, когда в их коллективные дела вмешивается взрослый. Они любят создавать тайны, таинственно шептаться друг с другом, сочинять свой язык и т.д.

Таким образом, существующие в психическом развитии ребенка две линии воплощаются в двух сферах общения.

Оказывается, что и общение ребенка со взрослым, и его общение со сверстниками не однородны, а предполагают внутри себя разного рода отношения. Например, в одном взрослом находятся по крайней мере два субъекта. Один - "взрослый как взрослый". Он много знает, с ним интересно, ему можно задать вопросы, обсудить насущные проблемы, он может научить чему-то новому. Другой - это тот самый "взрослый как ребенок", которого мы в себе часто не замечаем, а малыш видит. Этот второй - прекрасный актер, он может подыграть в любой ситуации, он идеальный партнер по играм и шалостям, он - взрослый как равный. Это два взрослых, и они оба очень важны для ребенка. Они, все время, сменяя друг друга, разнообразят формы и виды общения, они подготавливают ребенка к общению со сверстниками. Эти две разные позиции взрослого могут быть представлены вместе, если, например, мама и папа выступают одновременно в двух амплуа. Когда мы с сыном делаем что-нибудь для папы по секрету от него или сюрприз для бабушки с дедушкой. Это объединение очень важно, так как ставит всех участников в одинаковое, равное положение. А тот, для кого этот секрет делается, может быть как раз "взрослым взрослым".[1]

Вывод: сосуществуют как бы два человека, с их помощью ребенок и может реализовать имеющиеся у него обе тенденции: с одной стороны, быть похожим на взрослого, а с другой - быть отделенным от него.

3. Работа в группах. Анализ суждений.

Родители получают список суждений по теме собрания. Они читают список, затем выбирают то суждение, по которому они хотели бы высказаться. Затем определяют себе партнера для доказательства единодушия или отрицательного отношения к суждению и высказывают свою точку зрения. Родители работают в парах.

  • Суждение 1. Бытует мнение, что "клин клином вышибают". Если ребенок не выполняет требования родителей, он должен быть наказан обязательно.
  • Суждение 2. Если ребенка все время хвалить за одни и те же поступки и достижения - похвала обесценивается. Хвалить нужно редко, но метко.
  • Суждение 3. Есть такие дети, которых хвали или не хвали, ничего хорошего из этого не бывает. Они понимают только наказания.
  • Суждение 4. Физическое наказание позволяет за короткий срок научить ребенка понимать, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Суждение 5. Я не верю, что физическое наказание может привести к необратимым изменениям в психике ребенка.
  • Суждение 6. Наказание должно быть справедливым, тогда совсем не важно, физическое оно или моральное.

4. Анализ сочинений.

Оформление выдержек из сочинений ребят о тех наказаниях, которые они хотели бы исключить из реалий нашей сегодняшней жизни. Важным показателем этих сочинений является то, что дети хотят исключить те наказания, от которых они сами периодически страдают.

  • "Если бы я был волшебником, я бы запретил бы выпускать фабрикам ремни. Когда детей бьют ремнем, это очень больно. И тогда дети плачут. Мне их жалко".
  • "Если бы я был волшебником, я бы делал дома без углов. Детей часто ставят в угол. Я это знаю. Ведь - я волшебник".
  • "Однажды я разбила вазу. Она была очень красивая. Я очень плакала, мама со мной долго не разговаривала. Мне было очень обидно. Это плохо, когда не разговаривают".
  • "Однажды я видел, как мама била мальчика по лицу. Он плакал. Ему было стыдно. Если бы я был волшебником, я бы этому мальчику поменял маму. Ему было бы тогда хорошо, его бы никто не бил по лицу".

 5. Вручение и обсуждение памятки для родителей.

Памятка для родителей.

  1. Уважаемые мамы и папы! Внимательно прочтите эту памятку и задумайтесь о том, насколько правильно вы поступаете, воспитывая своего ребенка и определяя меру поощрения и наказания детей в семье.
  2. Ваш ребенок должен чувствовать вашу последовательность и ответственность, объективность и рассудительность в оценке его поступков, поведения.
  3. Никогда не наказывайте своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
  4. Не принимайте формальное решение о наказании своего ребенка.
  5. Уважайте в своем ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его.
  6. Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих проступках в его возрасте. Это только поможет ребенку понять вас и себя.
  7. Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас не была.
  8. Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного проступка.
  9. Наказывайте ребенка, не унижая его человеческое достоинство.
  10. Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания, не таите от одного из родителей проступки ребенка. Это может привести к потере вашего авторитета.
  11. Будьте терпеливы в наказании, любой промах ребенка не оставляйте без внимания.
  12. В промахах и проступках своего ребенка не пытайтесь делать виноватыми других людей.
  13. "Кто старое помянет, тому глаз вон". Вспоминайте эту пословицу тогда, когда вам хочется укорить ребенка дурным поступком, когда-то им совершенным.
  14. Общайтесь со своим ребенком, иногда он совершает проступки, чтобы обратить на себя внимание.
  15. Помните! Хвала должна быть объективной!
  16. Любите своего ребенка, несмотря ни на что! [2].

Список литературы.

  1. Кравцова Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста. М.: Педагогический университет "Первое сентября, 2005.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М., 2006.