Час общения. Тема "Учимся общаться. С чем могут быть связаны проблемы общения"

Разделы: Классное руководство


Сказка – ложь, да в ней намек –
добрым молодцам урок

Цель: побудить к самовоспитанию, саморазвитию; способствовать укреплению межличностного общения.

Реквизиты и оборудование: плакат с эпиграфом, листочки, вырезанные из бумаги, магнитофон, запись восточной музыки, распечатка сказки на каждого ученика.

Ход занятия 

1. Приветствие

Учитель. – Я предлагаю начать наш час общения с приветствия. Для этого станем в круг. Выбирается один человек, он приветствует детей, проходя по кругу, по-русски - рукопожатием. Другой человек поприветствует нас по-европейски - обнимает каждого, похлопывая по плечу. А третий по-восточному – поклон.

2. Звучит восточная музыка.

Учитель. – Какие ассоциации вызывает у вас эта музыка?

Да, действительно, сегодня мы будем слушать замечательную сказку А. Поповой «Коряга». Но, будем не только слушать, ведь как говорит народная мудрость (обращение к эпиграфу) – сказка – ложь, да в ней намек…, будем извлекать из нее урок.

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна, сваленные в удивительном беспорядке – вперемешку большие и маленькие, короткие и длинные, широкие и узкие. Такая у них была игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных Бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга, вызывая своим причудливым видом общие насмешки. Никто ее не обтесывал. Она была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим.

Все вокруг стали отгонять Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки да подровнять задоринки? Особенно было тяжело Коряге как-то вечером, когда она лежала в одиночестве и до нее доносились веселые голоса Бревен. А ей было так грустно думать, что она никому не нужна, что она совсем не такая как остальные. Уставшая от печальных мыслей, от чувства безысходности, она, наконец, уснула.

А на утро пришел Дровосек. Сначала Бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда: не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его упал на Корягу, даже не мечтавшую оказаться полезной.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижались друг к другу и закрепили плот. А на длинный сук, гордо торчавший вверх, Дровосек привязал флажок.

И плот отправился в далекое путешествие, в новые неизведанные земли.

3. Рефлексия по сказке:

- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- О чем заставила задуматься?

- В сказке слова «Коряга», «Бревна» написаны с большой буквы, как вы думаете, почему?

- Бывают ли похожие отношения между людьми?

- С чем могут быть связаны проблемы общения?

4. Итог занятия

Учитель. – Давайте составим правила-советы общения, которые будут вам помогать в жизни при общении с людьми. Детям раздаются листочки, на которых они составляют их. Из плаката, на котором записан эпиграф, делается «Дерево правил и советов», к веточкам которого дети прикрепляют свои листочки (это дерево потом стоит в классе)

5. Упражнения на сплачивание коллектива:

Упражнение «Что нас объединяет?». Дети становятся в круг. Задание: закончить предложение «Нас всех объединяет…».каждый ребенок по очереди высказывается. Если остальные согласны, показываю большой палец, если не согласны, ничего не показывают, если надо подумать, поднимают указательный палец.

Упражнение «Закончи фразу»

  1. «Мне в тебе нравится…». Дети остаются в кругу и по очереди говорят своему соседу справа «Мне в тебе нравится…» (и называют то качество, которое нравится в данном человеке).
  2. «Желаю тебе…» .также по кругу дети высказываю пожелания друг другу.

Рефлексия по занятию.

- Что понравилось сегодня на занятии?

- Какой урок извлекли из нашего часа общения?