Урок кубановедения в 1–2-м классах по теме "Именем Екатерины нареченный"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Цель: Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края

Задачи:

  • знакомство с историей края;
  • воспитание любви к малой родине;
  • воспитание чувства гордости за родную Кубань.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, колонки, экран, принадлежности для рисования.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

(Слайд 1)

2. Беседа учителя с учащимися с целью активизации знаний.

– Как вы понимаете смысл слова «нареченный»?

– Как называется столица (главный город) нашего края?

– Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше?

– А почему он так назывался, как вы думаете? Для этого вспомните, как появлялись названия городов.

– В честь кого же был назван город Екатеринодар, как вы думаете?

3. Путешествие во времени

– Для того, чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место, куда мы с вами отправимся – далекий 18 век. Итак, на машине времени отправляемся…

Первый пункт путешествия – Петербург 18 века.

(Слайды 2-7)

На доске иллюстрационный ряд с изображением Петродворца, портрет молодой будущей императрицы Екатерины II, портрет царевича Петра III и т.д.

– Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его, людей, которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.

(Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.)

Учитель показывает портрет молодой будущей императрицы. (Слайды 8-10)

– Как вы думаете, кто это может быть?

– Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

– Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет?

(Учащиеся описывают портрет).

Рассказ учителя.

–А какой стала императрица Екатерина II, когда пришла на Российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

(Слайды 11, 12)

Что мы можем сказать о императрице Екатерине ІІ, глядя на ее портрет?

(Ответы детей)

– Второй пункт путешествия – Царский дворец.

(Слайды 13-22)

Беседа о том кто такие казаки, чем они занимались, как жили, об идее Екатерины сделать из них верных защитников Отечества. (Слайд 23)

– В 1792 году Екатерина II подписала указ о переселении запорожских (а потом) и донских казаков для охраны южной границы Российского государства.

Учитель зачитывает фрагмент дарственной грамоты казакам на земли южных рубежей Российских:

«Черноморскому казачьему войску жалуется “в вечное владение состоящий в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть-Лабинскому редуту…чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли”. В обязанность войску вменяются “бдение и стража пограничная».

Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

– С этого времени особая роль на Кубани принадлежит казачеству. (Слайд 24)

– Первый отряд казаков под командованием полковника Саввы Белого высадился в августе 1792 г. на берегу Тамани. (Слайд 25)

– Второй отряд, во главе с атаманом Захарием Чепегой, осенью этого же года подошел к Ейскому укреплению. Но осеннее ненастье вынудило казаков зимовать здесь и лишь весной они отправились в дорогу. Долгим показался казакам путь по бескрайней цветущей кубанской степи. Наконец подошли к высокому берегу Кубани. Здесь, почти на том же месте, где в годы войны с Турцией солдаты Суворова построили укрепление, казаки заложил крепость.

(Слайд 26)

Там, где выгнула русло река,
Как подкову, у глинистой кручи,
Свиток царский был предком раскручен
И прочитан под гул тростника.

– Здесь границу держать?
Защищать от врагов!
И пшеницу сажать!
И растить казаков…

И поставлен был первый курень.
И кизяк задымил под котлом.
И пропах сей торжественный день
Духовитой ухой-чебаком…

Так был город родной утвержден.
Степь дышала угаром травы:
Не сносить молодцу головы –
Он, отважный, для славы рожден!

Охранять рубежи казаку
И стоять день и ночь начеку.

(Слайд 27)

По преданию, войсковой атаман Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!». И вот уже в диких лесах Карасунского Кута застучали топоры. Казаки заготавливали бревна, копали рвы, насыпали валы. Так рождалась крепость, от которой плугом провели прямую борозду, наметив первую улицу – будущую Красную.

Незаменимым помощником Чепеги во всех делах стал войсковой судья Антон Головатый. У этого бесстрашного прославленного воина открылся в мирное время другой талант: он оказался отличным хозяином, умелым, расторопным организатором, успевая буквально везде. Недаром казаки шутили, что без войскового судьи «и вода не освятится».

(Слайд 28)

В Тамани есть памятник первым запорожцам, высадившимся на Тамани. Станичники его называют «Антон Головатый». Именно Антон Головатый олицетворяет собой все казачество, именно его образ видел перед собой скульптор А. Адамсон как образ воина-казака.

Свою клятву – «Мы воздвигнем грады, населим села, сохраним безопасность пределов» – Антон Головатый, Захарий Чепега и все кубанское казачество с честью выполнили.

Наша же задача – хранить землю, завещанную нам предками, быть достойными памяти тех, кто жил до нас и ради нас.

Ступил на берег доблестный казак.
Взметнулось знамя чайкою в руках.
Мечта людей – полетом вольных птиц.
И на земле рождалась новь станиц.
Тяжелый труд … Сражений жаркий пот …
Казак здесь вскоре дивный «клад» найдет.

– Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

– А знаете ли вы, какие памятные места, связанны с именем этой великой правительницы?

(Слайды 29-32)

– Вернемся на машине времени в наше время.

(Слайд 33-35)

Третий пункт путешествия – современный Краснодар.

Демонстрируются изображения исторических мест, связанных с именем Екатерины II в Краснодаре. Дети сравнивают виды Екатеринодара и Краснодара и отвечают на вопрос:

– Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?

4. Творческое задание:

нарисовать то, что им больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.

5. Подведение итогов урока.

– Нужен ли был вам этот урок? Для чего?

– Какой православный праздник сегодня отмечается?

(Слайд 36)

Еще раз посмотрите на образ Святой Великомученицы Екатерины.

– Наш урок завершается. Послушайте, пожалуйста, гимн Кубани.

Звучит гимн Кубани. Дети слушают его стоя

 Литература:

  1. В.Н.Ратушняк «Родная Кубань»; изд. Краснодар; 2003.
  2. Виталлий Бардадым «Этюды о Екатеринодаре»; изд. Краснодар, «Северный Кавказ; 1992.
  3. Фотоальбом о Краснодарском крае «Нива Кубани»; изд. «Планета»; Москва; 1982.
  4. В.И.Борисов «Занимательное краеведение»; Кубанское книжное издательство; Краснодар; 2005.

Презентация – Приложение 1.