Обобщение опыта внеклассной работы в школе полного дня — от шефства до школьного самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


С того момента когда ребенок встал на ноги и сделал свои первые шаги, его начинает неудержимо тянуть к другим детям. Интерес к ним возникает еще раньше, чем ребенок начинает разговаривать. Но вот ребенок впервые оказался рядом с другими детьми и сразу же возникает масса проблем. Попытаемся разобраться в них. Шефство является одной из форм межличностного и межгруппового взаимодействия учащихся разных возрастов.
Давно замечено, что группа оказывает существенное влияние на психологию и поведение индивида. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.
В настоящее время много внимания уделяется формированию социальной направленности личности, развитию творческой индивидуальности, теории коллективизма. Все это невозможно без единства педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. В основе сплочения детского коллектива может лежать не только труд, но и общение, познание, игра и другие виды деятельности, как содружества разновозрастных групп детей.
В современном развитом мире действует принцип индивидуального успеха и конкуренции. Все это невозможно без взаимодействия людей, без принципа межличностного и межгруппового взаимодействия.
Группа снабжает индивида системой положительных, эмоциональных подкреплений, группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки, в группе встречаются с людьми, которые являются основным источником духовной культуры.
Только через прямое общение и личные контакты в группах одни люди передают свой жизненный опыт другим.
Основной целью воспитания должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет помогать другим всем,чем может,передавая свой опыт.
Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. В рамках делового разговора даются новые знания, уточняются уже существующие знания и опыт. С помощью делового общения дети могут организовать работу между классами, могут выступить учащими детей как младших, так и старших классов, что свидетельствует о становлении учебной деятельности.
Овладев навыками конструктивного общения дети могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению другого, подчинить свое мнение мнению товарищей и они готовы к самостоятельной деятельности.
Методика работы в нашей школе включает в себя создание индивидуального и группового единства старших детей над младшими, как в школе, так и по месту жительства. Разница в возрасте шефа и подшефного 3-5 лет.
Стремление малышей к общению со старшими основано на желании получить поддержку, защиту, подтверждении самооценки. Малышам более доступно копирование деятельности и поведения старших, нежели взрослого человека.
Старшие дети искренне радуются успехам малышей, он небезразличны к малышам, быстро находят с ними контакт, стремятся во всем помогать им. Психологи утверждают, что старшим это дает чувство ответственности, а младшим образец подражания.
Разновозрастные связи первых и пятых, вторых и шестых и т.д. в нашей школе называют сборами содружеств, целью которых является воспитание чувства ответственности за свое поведение перед коллективом класса. Формирование содружеств проводится задолго до начала учебного года. На первом сборе присутствуют классные руководители обоих классов. Они уточняют распределение шеф - подшефный, учитывая закон равновесия воспитательных возможностей. Учителя подчеркивают воспитательную функцию шефов:- Иногда приходится менять шефство в педагогических целях.     
В период проведения внеклассных мероприятий проводятся различные тематические беседы, экскурсии, инсценировки художественных произведений, отчет о проделанной работе за год: спортивные соревнования, проверка состояния учебников и тетрадей, совместная подготовка к праздникам, выбор программы праздника, изготовление праздничных открыток и газет, и многое другое.
Основа шефской работы - это самостоятельность, которая способствует формированию единых требований семьи и школы к учащимся, создает атмосферу ответственности в детском коллективе, укрепляет межвозрастные связи, способствует передаче опыта старших младшим.
Таким образом, в нашем школьном коллективе формируются разновозрастные группы детей со своими самобытными, сложными и во многом саморегулируемыми внутренними межличностными отношениями.
Формирование у младших школьников межличностного и группового взаимодействия необходимо для у крепления дружеских взаимоотношений в коллективе,развитие личностных качеств учащихся. Передавать свой личный опят в группах через прямое общение и личные контакты помогает коллективная творческая деятельность(КТД). Мы знаем,что технология коллективного творческого воспитания - это продуманная система ключевых мероприятий,которые благодаря целенаправленной деятельности педагогов влияют на комплексное решение задач гармоничного развития личности.
В школе полного дня и особенно в группах продлённого дня широко используются такие виды КТД как:
1.Серии вечеров досуга «В гостях у Светофорчика» (о правилах дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков).
2.Оформление школьных стенгазет на разные темы: «Газеты-объявления», «Поздравления с праздниками», «О здоровом образе жизни», «Молнии» (о разном).
3.Дети принимают активное участие в кружковой работе школы,где в группах по интересам реализуют свои творческие возможности и развивают свои умения при оформлении панно из теста или делая красивые плетения из ниток,ставят кукольные спектакли для первоклассников и своих сверстников.
4.Развивать и поддерживать коллективную творческую активность детей помогают следующие конкурсы:
а)Конкурс центра детского творчества Бабушкинский «Любимые животные».
б)Конкурс журнала «Девочки и мальчики» на «Лучшую детскую игрушку».
в)Конкурс организованный Управлением образования: «Огонь-друг, огонь-враг».
На этих конкурсах участников награждают грамотами и памятными призами,что способствует дальнейшему развитию инициативы и творческой активности учащихся.
Так через общение,познание,игру и различные виды творческой деятельности происходит сплочение детского коллектива,развитие шефства среди детей младшего школьного возраста. Результатом шефства в младших классах является переход к школьному самоуправлению в среднем и старшем звеньях школы,что способствует развитию у детей уверенности в себе, самоуважению,ответственности за порученное дело,развитию активных жизненных позиций.