Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт — «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления).
1 | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе ранее изученного). | Урок-семинар |
2 | А. С. Пушкин. «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Рассказ учителя. Беседа |
3 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. | Беседа. Обучение устному рассказу |
4 | Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | Беседа. |
5 | Пугачев и народное восстание в повести и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Беседа. Практикум |
6 | Подготовка к домашнему сочинению. Анализ эпизода романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». | Урок развития речи |