**** |
Я вас любил: любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу тревожить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадёжно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. |
1829 |
Перед нами одно из самых проникновенных и загадочных произведений пушкинской любовной лирики. Загадочность этих стихов не только в том, кому они посвящены, но и в их полной безыскусственности, обнаженной простоте и в то же время невероятной емкости и глубине эмоционального содержания. Поражает свойственное очень немногим бескорыстие любовного чувства, искреннее желание счастья таинственной женщине, не любящей поэта, и новой счастливой любви для нее, сравнимой лишь с любовью лирического героя.
Практически все слова употреблены поэтом в своем прямом значении, единственное исключение - глагол «угасла» по отношению к слову «любовь», но это метафорическое употребление не выглядит каким-то «выразительным приемом». Огромную роль для восприятия поэтического текста играет трехкратное повторение «я вас любил...», а также параллели и повторы однотипных конструкций («БЕЗмолвНО, БЕЗнадёжНО», «ТО РобОСТЬЮ, ТО РевнОСТЬЮ», «ТАК искренНО, ТАК нежНО»). Эти повторы создают энергию и одновременно элегическую наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой - исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием:
...Как дай вам Бог любимой быть другим.
Кстати, заметим, что сочетание «дай вам бог» в поэтических текстах часто используется в контексте прощания.
Гармоничной и музыкальной делает эту элегию и пятистопный ямб с облегченными стопами - пиррихиями, и обычные рифмы, и отсутствие переносов, и совпадение синтаксической структуры словосочетаний и предложений со стихотворной строкой. Совершенно чарующе в стихотворении обыгран звук Л, любящий и печальный, а также другие любимые Пушкиным сонорные звуки Р и Н(в последнем четверостишии).
До сих пор не совсем ясно, кто адресат этого стихотворения, однако большинство исследователей сходятся на том, что это - Н. Н. Гончарова, очаровавшая Пушкина во время первого неудачного сватовства поэта к ней.