Подготовка к сочинению

Материал: Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тема: «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Теория литературы: Художественное своеобразие романа «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» входит в программу 8 класса, поэтому неудивительно, что вам придется его не только перечитать, но и переосмыслить, учитывая, что это произведение написано уже зрелым Пушкиным и что проблематика его не так проста, как его название.

Об этом романе можно смело сказать, что он явился новым этапом в развитии русской прозы и что без него не было бы в нашей литературе такого шедевра, как «Война и мир».

Рассмотрим подробнее тему «Художественное своеобразие романа Пушкина «Капитанская дочка». Вступление (лучше I типа) попробуйте написать сами.

  1. Художественный метод

    «Капитанская дочка» — реалистическая историческая повесть. Черты реализма, присущие этому произведению, вы легко обнаружите самостоятельно. Перечислите их и проиллюстрируйте примерами.

    Однако в «Капитанской дочке» легко заметить и элементы другого художественного метода, введенные Пушкиным, возможно, умышленно. Ведь его произведение — не что иное, как стилизация, воспроизведение воспоминаний человека XVIII столетия, поэтому неудивительно, что история, якобы рассказанная самим Гриневым, имеет черты сентиментализма. И любовная история главных героев, и «злодей» Швабрин, и отношение Гринева к окружающему миру и людям, и добрая «матушка»-императрица — все это отражает наивно-сентиментальный тип мышления, далекий от возвышенно-порывистого романтизма. Атмосфера XVIII века воспроизведена Пушкиным не столько через детали быта и описание реальных исторических событий, но и при помощи такого синкретического художественного метода: просветительский реализм и сентиментализм могут подчас обмануть читателя и даже заставить думать, что эта повесть написана раньше, чем, например, «Евгений Онегин» — более современный реалистический роман. Это, однако, не что иное, как мистификация.

    Впрочем, в историческом романе или повести верность окружающей действительности и правде жизни и должна напрямую соотноситься не с современностью, а с описываемой эпохой. Так же впоследствии будет писать Лев Толстой: «Он говорил на том же изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды»,— скажет он в самом начале «Войны и мира».

    Поэтому вплетение в художественную ткань романа элементов иных литературных методов и направлений — это, может быть, и есть проявление подлинного реализма Пушкина, переносящего читателей из 1836 года в 1772.

    Классицизм, конечно, тоже повлиял на формирование менталитета героев, что доказывают «вирши», сочиненные Гриневым, однако автор (и Пушкин, и зрелый Гринев-мемуарист) ясно показывает их несовершенство. Реализм Пушкина выражается и в том, как прозаично, без надрыва и высокого «штиля» и потому особенно страшно рассказывает его герой о самых трагических эпизодах — гибели коменданта Белогорской крепости и его жены. И в том, что, несмотря ни на что, автор верен исторической правде: Гринев не злодей и не герой — такой подход отличает Пушкина и при создании образов Петра I и Бориса Годунова. Это подлинная объективность, которая подчас изменяла даже Толстому — вспомните его Наполеона!

  2. Жанровое своеобразие

    Внимательно рассмотрев схему, изложите приведенный материал в виде связного текста.

    Синтез жанровых элементов в повести «Капитанская дочка»
    историческая повесть
    Элементы романа воспитания
    Элементы семейно-бытовой повести
    Психологическая повесть

    В зависимости от масштабности изображаемых событий, их временной и пространственной протяженности жанры прозы (или эпические жанры) традиционно классифицируют так:

    Рассказ
    Повесть
    Роман, тяготеющий к повести
    Роман
    Роман-эпопея

    Многие исследователи отмечают, что, с этой точки зрения, «Капитанская дочка» — не совсем повесть, а точнее, повесть, тяготеющая не просто к роману, а даже к эпопее. Постарайтесь сами доказать это.

  3. Сюжет, композиция, конфликт

    Основным конфликтом в повести «Капитанская дочка» можно считать конфликт между честью, долгом и бесчестьем — причем развивается этот конфликт как на личностном уровне, так и на уровне социальном. Совмещаются обе сюжетные линии во взаимоотношениях Гринев — Пугачев, когда личностные контакты становятся более значимыми для персонажей, чем принадлежность к разным воюющим лагерям.

    Каждая из встреч Гринева с различными персонажами ставит его в ситуацию выбора между Добром и Злом, тем, «что должно», как сказал бы Толстой о своем Николае Ростове, и тем, «что не должно»:

    Гринев. Зурин «Вожатый» Швабрин и Мироновы
    • значительный проигрыш
    • щедрый подарок
    • выбор между порядочными людьми и злоязычным умным собеседником;
    • дуэль — кульминация личностного конфликта


    Гринев. Отец и Савельич Комендант Оренбургской крепости Пугачев Швабрин
    • представления об истинной чести и дворянском долге
    • бюрократическое, несамостоятельное представление о долге (сцена военного совета)
    • социальный «классовый» антагонизм, но взаимное уважение
    • отсутствие понятий о долге, присяге, чести (измена)

    Композиция повести представляет собой последовательное изложение происходящих событий, когда обе сюжетные линии (частная и социальная) развиваются параллельно. Можно заметить и важную черту романа воспитания: композиция позволяет герою, покинув свое «дворянское гнездо», пройти через ряд испытаний и вернуться обратно к своей обретенной любви и обычной, лишенной вынужденного героизма жизни. Такая композиция называется кольцевой.

  4. Система персонажей

  5. Художественными открытиями Пушкина являются интересное использование таких художественных приемов, как сон и пейзаж. Описание бури, с одной стороны, необходимо для развития действия, с другой, превращается в символ народного бунта, народной стихии, «пугачевщины». Сон Гринева тоже приобретает характер символа: ни наяву, ни во сне герой «не целует злодею ручку». Вспомните, какую функцию выполнял сон Татьяны Лариной? Отличается ли от снов Татьяны и Гринева сон, придуманный Софьей? • Заключение напишите сами, используя уже упомянутые параллели между «Капитанской дочкой» и, например, «Войной и миром».

Тема: «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

  1. Вступление

    Здесь вам, вероятно, понадобится «перечисление». Составьте его сами, опираясь на материал, данный вам по теме «Художественное своеобразие».


  2. Основная часть сочинения

    «Капитанская дочка» — первое реалистическое произведение, в котором столь большое место занимает «мысль народная». Пугачевское восстание — один из основных сюжетных узлов повести, а не просто фон для развития взаимоотношений героев. Основные эпизоды, связанные с бунтом:

    1. Буря (как символ народной стихии) и встреча Гринева с «вожатым предвестие восстания;
      • вспомните стихотворение Пушкина «Бесы».
    2. Взятие Белогорской крепости («беспощадность» народа, отказ от традиционных христианских и общечеловеческих ценностей) — демонстрация силы и жестокости восставших.
    3. Осада Оренбурга — «головокружение от успехов», всеобщая бездеятельность и страх военачальников.
    4. Пугачевский «пир во время чумы» — возвращение Гринева за Машей; притча, по-разному воспринимаемая Пугачевым и Гриневым; предчувствие поражения восстания.
    5. Пугачев и Швабрин, освобождение Маши — «хочу казню, хочу помилую» — принцип нового тирана.
    6. Поход против Пугачева — прием умолчания о предполагаемых жестокостях и зверствах обеих сторон, воздействующий на читателя сильнее натуралистических описаний (не случайно именно здесь возникает знаменитая фраза о «русском бунте»).
    7. Казнь Пугачева.

    Почему бунт назван «бессмысленным»? Потому ли, что он обречен на поражение? Или потому, что новый тиран не лучше, а, может быть, и хуже прежних? Или бессмысленна сама форма, жестокость этого бунта?

    Вряд ли вы найдете однозначный ответ на эти многочисленные вопросы, возникающие у каждого вдумчивого читателя повести.

    Как продолжалась в русской литературе пушкинская традиция изображения взбунтовавшегося народа? Вспомните следующие произведения:


Темы сочинений по повести «Капитанская дочка»