Материал: Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Тема: «Русский бунт, бессмысленный и беспощадный»
Роман «Капитанская дочка» входит в программу 8 класса, поэтому неудивительно, что вам придется его не только перечитать, но и переосмыслить, учитывая, что это произведение написано уже зрелым Пушкиным и что проблематика его не так проста, как его название.
Об этом романе можно смело сказать, что он явился новым этапом в развитии русской прозы и что без него не было бы в нашей литературе такого шедевра, как «Война и мир».
Рассмотрим подробнее тему «Художественное своеобразие романа Пушкина «Капитанская дочка». Вступление (лучше I типа) попробуйте написать сами.
«Капитанская дочка» — реалистическая историческая повесть. Черты реализма, присущие этому произведению, вы легко обнаружите самостоятельно. Перечислите их и проиллюстрируйте примерами.
Однако в «Капитанской дочке» легко заметить и элементы другого художественного метода, введенные Пушкиным, возможно, умышленно. Ведь его произведение — не что иное, как стилизация, воспроизведение воспоминаний человека XVIII столетия, поэтому неудивительно, что история, якобы рассказанная самим Гриневым, имеет черты сентиментализма. И любовная история главных героев, и «злодей» Швабрин, и отношение Гринева к окружающему миру и людям, и добрая «матушка»-императрица — все это отражает наивно-сентиментальный тип мышления, далекий от возвышенно-порывистого романтизма. Атмосфера XVIII века воспроизведена Пушкиным не столько через детали быта и описание реальных исторических событий, но и при помощи такого синкретического художественного метода: просветительский реализм и сентиментализм могут подчас обмануть читателя и даже заставить думать, что эта повесть написана раньше, чем, например, «Евгений Онегин» — более современный реалистический роман. Это, однако, не что иное, как мистификация.
Впрочем, в историческом романе или повести верность окружающей действительности и правде жизни и должна напрямую соотноситься не с современностью, а с описываемой эпохой. Так же впоследствии будет писать Лев Толстой: «Он говорил на том же изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды»,— скажет он в самом начале «Войны и мира».
Поэтому вплетение в художественную ткань романа элементов иных литературных методов и направлений — это, может быть, и есть проявление подлинного реализма Пушкина, переносящего читателей из 1836 года в 1772.
Классицизм, конечно, тоже повлиял на формирование менталитета героев, что доказывают «вирши», сочиненные Гриневым, однако автор (и Пушкин, и зрелый Гринев-мемуарист) ясно показывает их несовершенство. Реализм Пушкина выражается и в том, как прозаично, без надрыва и высокого «штиля» и потому особенно страшно рассказывает его герой о самых трагических эпизодах — гибели коменданта Белогорской крепости и его жены. И в том, что, несмотря ни на что, автор верен исторической правде: Гринев не злодей и не герой — такой подход отличает Пушкина и при создании образов Петра I и Бориса Годунова. Это подлинная объективность, которая подчас изменяла даже Толстому — вспомните его Наполеона!
Внимательно рассмотрев схему, изложите приведенный материал в виде связного текста.
| |||||||
↓ | ↓ | ↓ | ↓ | ||||
|
|
|
|
В зависимости от масштабности изображаемых событий, их временной и пространственной протяженности жанры прозы (или эпические жанры) традиционно классифицируют так:
|
|
|
|
|
Многие исследователи отмечают, что, с этой точки зрения, «Капитанская дочка» — не совсем повесть, а точнее, повесть, тяготеющая не просто к роману, а даже к эпопее. Постарайтесь сами доказать это.
Основным конфликтом в повести «Капитанская дочка» можно считать конфликт между честью, долгом и бесчестьем — причем развивается этот конфликт как на личностном уровне, так и на уровне социальном. Совмещаются обе сюжетные линии во взаимоотношениях Гринев — Пугачев, когда личностные контакты становятся более значимыми для персонажей, чем принадлежность к разным воюющим лагерям.
Каждая из встреч Гринева с различными персонажами ставит его в ситуацию выбора между Добром и Злом, тем, «что должно», как сказал бы Толстой о своем Николае Ростове, и тем, «что не должно»:
Гринев. Зурин | «Вожатый» | Швабрин и Мироновы |
|
|
|
Гринев. Отец и Савельич | Комендант Оренбургской крепости | Пугачев | Швабрин |
|
|
|
|
Композиция повести представляет собой последовательное изложение происходящих событий, когда обе сюжетные линии (частная и социальная) развиваются параллельно. Можно заметить и важную черту романа воспитания: композиция позволяет герою, покинув свое «дворянское гнездо», пройти через ряд испытаний и вернуться обратно к своей обретенной любви и обычной, лишенной вынужденного героизма жизни. Такая композиция называется кольцевой.
Здесь вам, вероятно, понадобится «перечисление». Составьте его сами, опираясь на материал, данный вам по теме «Художественное своеобразие».
«Капитанская дочка» — первое реалистическое произведение, в котором столь большое место занимает «мысль народная». Пугачевское восстание — один из основных сюжетных узлов повести, а не просто фон для развития взаимоотношений героев. Основные эпизоды, связанные с бунтом:
Почему бунт назван «бессмысленным»? Потому ли, что он обречен на поражение? Или потому, что новый тиран не лучше, а, может быть, и хуже прежних? Или бессмысленна сама форма, жестокость этого бунта?
Вряд ли вы найдете однозначный ответ на эти многочисленные вопросы, возникающие у каждого вдумчивого читателя повести.
Как продолжалась в русской литературе пушкинская традиция изображения взбунтовавшегося народа? Вспомните следующие произведения: