Урок технологии (технический труд) в 6-м классе по теме "Опиливание"

Разделы: Технология


Цель: познакомить учащихся с операцией опиливание, основным инструментом, правилами и приёмами опиливания заготовок из сортового проката.

Методы проведения занятия: беседа; проблемная ситуация; демонстрация; работа с пособием; инструктаж; практическая работа.

Объект работы: заготовка для изделия “Бирка для ключа”.

Оснащение занятия: компьютер, проектор, плакаты “Опиливание”, карточки для рабочей тетради, карточки с кроссвордом, магнитная доска, технологическая карта на изготовление изделия, магниты, слесарные тиски, инструменты, образец изготовляемой детали.

Ход урока

1. Организационная часть: контроль посещаемости, проверка рабочей одежды и готовности к занятию (дневник, карандаш, стёрка, линейка).

2. Вводная часть: “Во все времена заслуженным уважением пользовались мастера, заставляющие металл служить людям. Одни из этих людей – слесари, название профессии которых пошло от немецкого слова “шлоссер” - замочник (демонстрация рисунка, см. презентацию Приложение 2). Мы с вами уже познакомились с некоторыми необходимыми для работы слесаря моментами: с технологической картой и операцией разметки заготовок из сортового проката”.

3. Актуализация и проверка знания учащимися ранее изученного учебного материала: “Давайте вспомним, какие этапы по началу изготовления нашего изделия мы выполнили” (просмотр восьми карточек с названиями этапов, раскладывание их по порядку; в процессе вспоминаются понятия базовых поверхностей, разметочного инструмента, основных понятий по теме “Разметка”).

4. Изложение нового материала: “Мы вспомнили, планирование работы находит своё отражение в специальном документе – технологической карте (вывешивается на доску), в которой отражаются последовательность выполнения операций, графическое изображение технологических операций, инструменты и приспособления. Обратим внимание на нашу технологическую карту.

Как вы видите, мы подошли к операции “опиливание”. Её изучением мы и займёмся на этом уроке. Запишите в тетрадях тему сегодняшнего урока: “Опиливание заготовок из сортового проката”. Прежде всего, мы должны знать, что такое опиливание. А опиливание - это операция по снятию слоя материала с заготовки (запись определения в тетрадь, с контролем по компьютеру – см. презентацию). Различают начальное (черновое, драчёвое) и окончательное (отделочное, чистовое) опиливание (демонстрация карточек). Основным инструментом для опиливания является напильник, у которого различают следующие элементы (учащиеся получают распечатанный рисунок и подклеивают его в тетрадь, в тетрадь, рядом подписывание элементов с контролем по компьютеру – см. презентацию).

1. Ручка.

2. Хвостовик.

3. Кольцо.

4. Пятка.

5. Ребро.

6. Рабочая часть.

7. Грань.

8. Нос (носок).

По профилю рабочей части напильники разделяются на (учащиеся получают распечатанный рисунок и подклеивают его в тетрадь, рядом подписывают названия напильников с контролем по магнитной доске и рассматривают напильники у себя на рабочем месте).

а) плоский

б) квадратный

в) трёхгранный

г) полукруглый

д) круглый

е) ромбический

По длине рабочей части напильники бывают 8 номеров (учащиеся получают распечатанную таблицу и подклеивают её в тетрадь, с контролем по компьютеру – см. презентацию).

Типы напильников по длине рабочей части

Порядковые номера 1 2 3 4 5 6 7 8
Длина рабочей части, мм 100 125 150 200 250 300 350 400

На рабочей части любого напильника нанесена насечка, которая бывает (рисунок в тетрадь, демонстрация карточек).

По величине зубьев насечки и их числу на 10 мм длины рабочей части различают (учащиеся получают распечатанную таблицу и подклеивают её в тетрадь, с контролем по компьютеру – см. презентацию).

Название Число основных насечек на 10 мм длины напильника Номер насечки Применение
Драчевые 5

6... 14

0

1

Черновое опиливание заготовок для снятия большого припуска металла (до 0,5 мм)
Личные 8... 20

12...28

2

3

Чистовое опиливание для снятия малого припуска металла (до 0,15 мм)
Бархатные 20…40

28... 56

4

5

Точная отделка, шлифование и доводка деталей

Рассмотрение трёх плоских напильников с различной насечкой, с указанием, что ими и будет осуществляться работа. Обращается внимание на возможный брак при работе (стенд с причинами брака, возможно использование компьютера, см. презентацию “Виды брака при опиливании” Приложение 1). Переход к объяснению приёмов работы (показ с объяснением, работа стоя; возможно использование компьютера).

После объяснения учащиеся садятся на свои рабочие места, их внимание концентрируется на безопасных приёмах обращения с напильником. Учащиеся проверяют правильность разметки и приступают к работе (вначале под руководством учителя, который чётко определяет их действия).

5. Практическая работа: “Приступаем к практической работе (во время работы делаются контрольные обходы рабочих мест с целью проверки правильных приёмов работы, обращается внимание учащихся на допущенные ошибки)”.

6. Организационно-заключительная часть: анализ характерных ошибок и их причин, обращение учащихся на изготовленные ими детали, сообщение оценки работы каждого учащегося, обращение к теме урока (“Что нового узнали и чему научились?”), повторение основных моментов операции “опиливание” при помощи кроссворда (проецирование на экран – см. презентацию).

img4.GIF (5862 байт)